Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеЧетвертая часть. История каганата Русь3. История Витланда (Пруссии) в 5-9 веках

3. История Витланда (Пруссии) в 5-9 веках

 

3.1. Предания «Прусской хроники» о древних пруссах и о переселениях племён готов и брутенов.

По описанию готского историка Иордана в районе Нижней Вислы в 6 веке жили  племена видивариев, происходившие из разных этносов. Некоторые германские историки вплоть до 14 века именовали западную часть прусских земель Витланд или Вейделант («страна мудрецов»). Сохранился текст донесения  морехода Вульфстана о  плавании около 890 года из Хедебю (Дания) в Трусо на берегу озера Друзно в земле  пруссов (эстов): «Вульфстан сказал, что он вышел из Хэтума (Хедебю), что он был в Трусо через семь дней и ночей, что корабль весь путь шел под парусами. Справа по борту была земля венедов, а слева — Длинный остров и Лэланд, и Фальстер, и Прекрасный остров; и все эти земли принадлежат Денемеарку. И далее слева от нас был Бургендаланд, и у них есть свой собственный король. Далее, за землей бургендов, слева от нас были те земли, которые называются сначала Блекингаэг и Меоре, и Эоланд, и Готланд; и эти земли принадлежат Свеону и земля венедов была справа от нас на всем пути до устья Висле. Висле — очень большая река, и она разделяет Витланд и землю венедов; а Витланд принадлежит эстам, а Висле вытекает из земли венедов и впадает в Эстмере; а ширина Эстмере не менее пятнадцати миль. Далее на востоке в Эстмере впадает Илфинг из озера, на берегу которого стоит Трусо; и они вытекают вместе в Эстмере, Илфинг с востока от Эстланда, а Висле с юга от Винодланда. И далее Висле дает Илфингу своё название и вытекает из этого озера с запада на север в море; и поэтому называется это [место] устьем Висле»[1. Орозий].

 

Хедебю — торговый центр, расположенный в глубине  фьорда Шлей, на пересечении торговых путей из бассейна Балтийского в бассейн Северного моря (здесь суда перетаскивались волоком в обход пролива Зунда). Ныне это север земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии, район Шлезвиг-Фленсбург, посёлок  Бусдорф, в 42 км от датской границы. Следует отметить название Эстмере – которое соответствует литовскому Астемаре и современному Калининградскому (Вислинскому) заливу. Следует отметить, что в 9 веке племена Янтарного края  англичане назвали эстами, а немцы в Баварском географе эти племена называли prissani (пришани).    

 

В рассказе археолога В.И. Кулакова «Забытая история пруссов» сообщается: «Как показывают новейшие археологические исследования, на окраину земли сембов в конце 5 века н. э. действительно проникают отдельные группы жителей западного берега Балтики - фризы и саксы» [2. Кулаков. 1992]. С начала 6 века «На Самбии развертывается сооружение укрепленных поселений - городищ. Как на городищах, так и на селищах - открытых поселениях - возводятся наземные столбовые постройки. Следует отметить, что данная традиция домостроительства дожила на исследуемой территории вплоть до 19 века. Немногочисленные находки на поселениях сембов порога средневековья представлены в основном горшкообразными, изготовленными без применения гончарного круга сосудами, орнаментированными вдавливаниями по верхней части - венчику. Данный принцип орнаментации керамики возникает на территории Калининградской области еще в эпоху позднего неолита. На могильниках исчезают урновые трупосожжения… В 7 веке в нижних ярусах могил сембов появляются конские захоронения, отделенные от остатков кремации слоем переотложенного материкового грунта. Подобные отличные от родовых традиций черты обряда, а также повсеместное распространение погребений с оружием (однолезвийные мечи и копья) связаны с дружинной организацией. Погребения с вышеназванными чертами, снабженные пластинчатыми шпорами, искусно исполненными украшениями из драгоценных металлов, зачастую изготовленными с использованием ютландских декоративных традиций (например, в могильнике у пос. Ветрово), принадлежат дружинным вождям. Для рубежа 5-6 веков - начала 8 века характерными являются арбалетовидные фибулы, в результате усложнения конструкции которых к концу периода появляются трехчастные перекладчатые застежки. В погребении кости покойных переносятся в сосудах биконической формы, украшенных «лоскутным» орнаментом. Кости высыпались в могилу, сосуды бросали рядом»[2. Кулаков. 1992].

 

Захоронения по обряду кремации с конём, вероятно, принадлежали племенам - переселенцам  из района реки Тана (Дона). От этих племён произошло название района Натангия. В составе этих племён могли быть представители разных плёмен, включая алан субкладов R1a>CTS8816>C18681, J2a>M410, J2b>M102, сербов субклада R1a>CTS8816>L1280, а также русин субклада  R1a>CTS8816>Y2902. Следует отметить, что у современных литовцев и латышей не обнаружены представители характерных для алан и степных кочевников гаплогрупп G, С, О и субклада R1a>Z94 [3. Рожанский]. 

 

Из прусских преданий следует, что в 7 веке на полуострове появились племена брутен (британцев) возглавляемых Брутеном и Видевутом. По археологическим исследованиям брутены оставили следы характерные для территории Фризии и Саксонии.  В период 8-11 веков в Янтарном крае преобладала «дружинная культура». В 11 веке  в Янтарный край началось переселение языческих племён из южных районов Восточной Прибалтики.

 

Самые древние предания о происхождении пруссов сохранились в «Прусской хронике». Автор «Прусской хроники» - Симон Грюнау родился в Пруссии около 1470 г.  в селении Толкемит возле Фрауэнбурга (в настоящее время Фромборк) к северу от Эльбинга. Проповедовал в Данциге и утверждал, что лично встречался с римским папой Львом X и королём польским Сигизмундом I.

 

«Прусская хроника» была написана Грюнау на немецком языке в период между 1517 и 1529 годами, 24 главы описывают прусские пейзажи, сельское хозяйство, жителей Пруссии с их обычаями и историей с древнейших времен и до 1525 года, когда было создано протестантское королевство Пруссии. В Хронике также содержится краткий (около сотни слов) словарь прусского языка, один из очень немногих письменных памятников на этом вымершем языке. Хотя некоторые данные основаны на заимствованиях из сомнительных источников, работа была очень популярной и одним из главных источников информации о прусских преданиях. Прусская Хроника часто копировалась в рукописном варианте и впервые была опубликована только в 1876 году. 

 

В 1525 году государство Тевтонского ордена было преобразовано в герцогство Пруссию — первое в мире государство лютеран. Под суверенитетом польской короны, Пруссия стала в значительной степени лютеранской и только епископство Вармии осталось католическим. Вероятно до ассимилиции немцами, жители Вармии говорили на славянском языке и по религии они не стали отделяться от поляков. В своей работе Грюнау писал о древности пруссов — об их обычаях и религии, — пытаясь убедить читателя, что пруссы отличны от немцев. Как католический священник, Грюнау был также категоричен и критически настроен против протестантов и протестантства в целом.

 

Симон Грюнау утверждал, что включил в своё произведение древнюю летопись первого прусского епископа Христиана из Олива (умер в 1245). Предположительно,  Грюнау обнаружил трехсотлетний рукописный манускрипт под названием  «Liber filiorum Belial». Сама рукопись Христиана указывает на три источника: личные наблюдения епископа, книга священнослужителя Ярослава из Плоцка (Полоцка), и — записки натуралиста Dywonys, который был единственным случайно выжившим из членов экспедиции в Пруссию. Dywonys вел дневник на русском языке с использованием греческого алфавита. 

 

До настоящего времени «Прусская хроника» полностью не переведена на русский язык. Для средневековых летописцев было характерно при описании древних событий использовать современные им названия городов и народов. Вероятно, средневековые  летописцы не знали древних названий и были вынуждены использовать известные им названия народов и городов. 

 

В 13 веке пруссы считали себя потомками переселенцев кимбров и местных племён, названия которых сохранились в именах 12 «сыновей» князя Видевута: «После победы пруссов над мазурами (в жреческой истории указан 550 год) Видевуту в 573г. исполнилось 116 лет, а Брутену 132г. Они разделили между 12 королевскими сыновьями 12 «земель» пруссов. Собравшись в центре княжеской власти – Рикойто (недалеко от города Мамоново) Видевут вручил старшему сыну Литтфо занеманские земли, следующему – Замо – нынешний Калининградский полуостров. Остальные сыновья – Судо, Склаве, Надро, Натанго, Брато, Галиндо, Вармо, Хогго, Помезо – также получили свои уделы» [4. Кулаков. 2003].

 

Под именем старшего сына Литтфо узнаётся племя литовцев, которое, видимо, на тот период было ведущим в союзе племён пруссов. Под занеманскими землями следует понимать район на восток за средним течением Немана, по  реке Вилия. От середины 2 века до 1947 года в этом районе преобладало население, говорившее на славянском языке, затем польском. Поэтому под литовцами следует понимать потомков вельтов, и других племён говоривших на славянских языках. 

 

Жители полуострова Самбия  - племя сембы упоминаются под именем Замо (от Земланд). Вероятно под именем Склаве следует понимать племя славян. Вероятно у прусских склавов и кривичей были общие предки. Возможно племя склаве находилось в низовьях реки Неман в районе Скаловия и в Помезании. 

 

Племена прусского союза в 13 веке

 

Под именем Натанго узнаются племена скотоводов, переселившиеся из района Дона (Тана) в 5-7 веках. По преданиям из «Прусской хроники»  племена скотоводов называли себя аланами. Возможно именно племя скотоводов – алан разгромило царство Пруса и завоевало полуостров Самбия в конце 4 – начале 5 веков. Вероятно, эти племена покинули район Дона – Тана во второй половине 4 века вследствие нашествия гуннов. 

 

Из ископаемых гаплотипов известно, что у донских алан были обнаружены субклады G2a и R1a>Z94. У русских представители субклада G2a>P15 составляет 1,5% мужчин, у современных литовцев и латышей представителей аланских субкладов G2a и сарматских субкладов ветви R1a>Z94 не обнаружено. У современных литовцев и латышей 1,9% являются потомками субклада E>V13 [4. Рожанский]. У латышей и литовцев неизвестны подробные гаплотипы ветви  E>V13. Представители  арийского субклада  E>V13 могли поселиться в Прибалтике от  II тыс. до н.э. По материалам ДНК-генеалогии потомки племени алан не выявляются. Возможно все потомки алан были ассимилированы немцами в 13-15 веках и после 1945 года переселились в Германию. 

 

Под именем Брато узнаются племена брутенов, которые в 7 веке переселились в Янтарный край из Британии. Брутены называли себя кимбрами и составляли значительную часть пруссов. Следует отметить, что брутены первоначально поселились на территории Вармии. После победы над мазонами брутены расселились на полуострове Самбия. По археологическим признакам племена брутенов следует относить к британским венетам и вильцам. Под именем Вармо узнаются племена вариев и видивариев, субклады племён вариев не определены. Под именем Вармо следует понимать племена варягов. 

 

Имя Судо соответствует племёни судавов, которые, позднее известны как ятвяги. Имя Галиндо соответствует племени галиндов. Племена судавов, галиндов известны из многих источников. 

 

Вероятно в Погезании и Сасинове жили племена фризов, саксов, скандинавов, которые в предании названы именем Хогго. Имя Хогго соответствует имени Хаген скандинавского происхождения.  Хаген из Тронье (Hagen von Tronje, Hagen von Troia) — персонаж германско-скандинавского эпоса (в частности: «Песнь о Хёгни, убийце Сигурда», «Сага о Тидреке Бернском») и один из ведущих персонажей «Песни о Нибелунгах». Hagen — германская форма его имени, средневерхненемецкая — Hagene, скандинавская — Högni или Hogni

 

Имя Помезо соответствует потомкам мазонов. По археологическим исследованиям в Помезании жили славяне. Племя Помезо происходит от славян, русин, готов,  антов, авар, саксов живших в 7 веке в Мазовии.  Следует отметить, что по археологическим исследованиям невозможно отделить  племена варягов рода Руса (говоривших на славянском языке)  от остальных варягов, все они обладали  скандинавскими археологическими признаками.  

 

В Прусской хронике содержится древнее предание о войне пруссов и мазонов (авар) на основе которого с учетом археологических исследований и материалов ДНК-генеалогии можно реконструировать историю формирования каганата Русь. Исследование следует начать с описания переселения в Янтарный край племён Брутена и Видевута. 

 

Из анализа текста Симона Грюнау следует, что он не понимал, откуда первоначально переселились племя Брутена и Видевута, и к какому этносу принадлежало возглавляемые ими племена. Вероятно, к Симону Грюнау попали только отрывки рукописи Христиана, в которых была описана история племени готов и конечный этап переселения предков прусов. Сведения из Прусской хроники позволяют определить доминирующую гаплогруппу племени остроготов (I2a2>M436). Из этого следует, что Прусская хроника содержит много исторически достоверных сведений.  

 

В «Прусской хронике» сообщается, что когда императором был Юстиниан народ готов с королём Виттиги пришел и занял Ломбардию, столицу определил в Равенне. Папа попросил помощь у Юстиана, который прислал князя Нарзетена. Готы проиграли битву, король с семьёй попал в плен и был отправлен в Константинополь. Оставшихся готов численностью 15 тысяч принудили покинуть Ломбардию. Далее по тексту: «Это они и сделали, и Нарзетен дал им в сопровождение графа Агилульфа и проводил он их через Баварию до Вестфалии и прибыло их туда 36 тысяч старых и малых, и увидели они, что Вестфалия велика и не заселена. Они построили там один город, и он по сей день называется Готинген, и думали здесь остаться, но выгнали их в Данию, где было много пустой земли и островов. В это время в Дании правил король Теудот, который боялся готов, и когда последние направили к нему посланцев с просьбой о приобретении земли, на которой они могли бы жить, он им ответил, что в его стране находится остров Кимбрия, из которого их (датчан) выгнал народ из Скандии, оставшийся там им назло, не признавая его правителем; если бы они (готы) вручили бы ему выкуп (за землю), тогда согласно их пожеланиям могли бы напасть на кимбров. И готы были с этим согласны, но они желали жить самостоятельно, и князь их Висбоо договорился с Теудотом  по этому делу о выкупе и проживании (в Кимбрии)»[5. Гальцов. Стр. 62].     

 

Следует отметить совпадения имени готского короля Виттиги и немецкого названия Пруссии как Витланд. Вероятно территория южнее Вармии в период 2-4 веков была под властью готов династии Виттиги. 

 

Готский князь Висбоо отправил к народу скандиан в Кимбрию послов и велел, дабы они сказали, что по выкупу у князя Теудота земля будет ими заселена и если они подчинятся его власти и будут платить готам дань, то Висбоо и старейшие готы их и послали к ним, дабы узнать их мнение, оставят ли они Кимбрию добровольно, или же они пожелают жить с ними в мире, или же они готовы воевать. Народ в Кимбрии имел двух властителей, которых считал королями, звавшихся Брутен и Видевут. Они собрались со своей знатью на совет (решать) что делать: быть ли слугами родившимися господами – это было большим оскорблением, сражаться с ними (с готами)  (посчитали) они для себя гибелью и решили они единодушно, и Брутен возгласил от имени своих всемогущих богов: должны они покинуть Кимбрию и должны они где-то стать сильнее нежели чем (здесь). Ввиду этого договорились они с готами, что покинут Кимбрию и что готы их и их потомков, в каких бы странах они не были, оставят в покое, и готы дали в том клятву и сдержали её [5. Гальцов. Стр. 62].      

 

Брутен и его брат Видевут с их родней сели на плоты и поплыли по Хроне, воде Хайлибо в количестве 46 тысяч мужчин и женщин и нашли в Ульмигании  неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни,  используя иногда силу, иногда - хитрость, а иногда - дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться  их (местных жителей) услугами… 

 

Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс и нашли они мед и делали из него напиток, ибо ранее они пили лишь молоко, и те, кто ранее находились в Ульмигании, стали вести жизнь по образу кимбров и стали они с обеих сторон пьющими и безумными мужами и со временем (превратились в) жестоких воинов»[5. Гальцов. Стр. 63].      

 

Описанная история содержит достаточно исторических ориентиров, по которым отрывки из жреческой истории пруссов можно сопоставить с известными историческими событиями и таким образом реконструировать историю переселения пруссов – кимбров. Для русской истории реконструкция переселения пруссов-кимбров представляет особый интерес, поскольку значительная часть современных русских мужчин являются прямыми потомками нескольких патриархов, участвовавших в этом переселении. Возглавлял это переселение Видевут, от которого по московским преданиям произошли рода московских бояр Романовых, Колычевых, Шереметьевых и другие.  

 

3.2. Реконструкция переселений готов. Исследование субклада I2a2>M436>CTS616>L801.

Первый ориентир из «Прусской хроники» связан с описанием участия готов из Испании в войне на севере Италии. В 540 году королём итальянских остготов был избран Ильдебат, племянник Теудиса – короля испанских вестготов. Ильдебад привел с собой в Италию армию готов из Испании. Ильдебад начал активные военные действия против Византии. В 541 году Ильдебад умер, власть захватил вождь племени ругиев  Эрарих. Через 5 месяцев Эрарих был убит готами. Королём остготов стал Тотила сын брата Ильдебада. Тотила добился больших успехов в войне с Византией, но в 552 году погиб. В 554 году готы проиграли войну. Все даты войны готов и византийцев сверены по византийским документам и имеют высокую достоверность. Для нашего исследования  554 год служит  точкой отсчета для   реконструкции миграции племени Видевута  и Брутена.

 

Герцогство Саксония в 11 веке. Вестфалия на юго-западе Саксонии.

 

В «Прусской хронике» описано как после поражения от византийцев 15 тысяч готов вынудили переселиться через Баварию в Вестфалию. Из Вестфалии готы переселились на остров кимбров. Необходимо отметить несколько географических и  исторических сведений. От Вестфалии до  Ютландского полуострова (Дании) несколько сотен километров.  Вестфалы жили преимущественно между Рейном и Везером, их имя означало «западные люди», то есть западные саксы. По историческим сведениям во второй половине 6 века начался второй этап завоевания Британии. Если бы в Вестфалии было достаточно много пустынной земли, то не было бы необходимости саксам завоёвывать Британию, а готам переселяться в неведомый остров кимбров. 

 

Следует отметить, что готы и саксы относились к разным этносам и говорили на разных языках. Племена за свою территорию жестоко воевали, поэтому западные саксы в  Вестфалии не могли желать поселения на своей земле чужого сильного племени. Как племена относились к подобным переселениям хорошо описано «Записках о Галльской войне» у Юлия Цезаря. Можно предположить, что западные саксы не смогли помешать переселению готов в Вестфалию. Вероятно саксы предприняли все возможные действия, для того чтобы «сплавить» готов куда-нибудь подальше. Можно предположить, что готов пригласили   для участия в завоевании Британии. 

 

Расселение представителей ветви субкладов  I2a2 [Eupedia].

 

Вероятно у готов был распространен субклад I2a2. По материалам сайта Eupedia субклад I2a2 характерен для населения северо-западной Европы и достигает максимума в Германии (Нижняя Саксония). Также встречается в Румынии, Молдавии и с низкой частотой в Восточной Европе. Встречается с умеренной частотой среди населения Северо-Западной Европы, с пиком частоты в районе Нижней Саксонии в Германии. 

 

На прилагаемой схеме пик частоты  субклада I2a2 показан в районе юга земли Нижняя Саксония. Для выявления субкладов готов нужны более детальные субклады и карты для отдельные ветвей I2a2. Даже в самом общем виде выявляется система, которая подтверждает историю переселения готов субклада I2a2 описанную в Прусской хронике. Следует отметить, что восточные районы расселения субкладов I2a2 относятся к ветви I2a2>L701  и происходят от потомков ямной культуры (36-23 век до н.э.), поэтому к племенам скандинавов - готов отношения не имеют.   

 

По материалам сайта YFull YTree субклад I2a2>M436 родился около 191 века до н.э., около 154 века до н.э. появились «боковые» ветви современных представителей  этого субклада.  На историю переселений готов похожа ветвь субклада I2a2>M436>CTS616>L801, патриарх который  родился около 79 века до н.э., около 21 века до н.э. появились «боковые» ветви современных представителей  этого субклада. Представители  этой ветви составляют более 90% представителей субклада I2a2. Переселениям готов в 5-6 веках соответствует ветвь субклада I2a2>M436>L801>CTS6433>S2364>Z78>L1198, патриарх  которой   родился около 10 века до н.э., и около 10 века до н.э. появились «боковые» ветви современных представителей  этого субклада [6.YFull YTree].

 

Следует учитывать, что герцогство Вестфалия было создано в 1180 году, до этого существовала единое герцогство Саксония. Граница между историческими областями Вестфалией и Остфалией проходила по реке Везер.  Вестфалия находилась на юго-западе герцогства Саксония. В период от 6 века до настоящего времени представители субклада  I2a2 полностью ассимилировались в германском этносе и могли расселиться по другим регионам современной Германии. 

 

В 6 веке  государство Дания не существовало, племена данов образовывали множество небольших царств, жили в южной Скандинавии и на островах между полуостровами Скандинавия и Ютландия. На полуострове Ютландия в 6 веке племён данов почти не было, а жили племена ютов, англов и саксов. Южную Ютландию – современный Шлезвиг-Гольштейн занимали племена саксов. Под королём Дании в «Прусской хронике» следует понимать вождя саксов. На территории Вестфалии в 6 веке жили племена саксов, следовательно, племена готов пришли на земли саксов. В середине 6 века короли саксов и англов действительно имели владения на острове Британия и им было выгодно использовать готов для завоевания Британии. В некоторых английских средневековых источниках сохранились сведения об участии готов в завоевании Британии. 

 

По описанию Симона Грюнау готы отправили послов к племенам  живших на острове Кимбрия и заключили договор, по которому 46 тысяч жителей острова Кимбрия переселились в юго-восточную Прибалтику, а 36 тысяч готов поселились на острове, который с тех пор называется Готланд. В этой части хроники мы имеем полное расхождение с существующими историческими знаниями. Проблема в том, что на острове Готланд живут потомки племени гутаров. В 13 веке была записана Гутасага, в которой описаны  древние предания жителей острова Готланд. В преданиях Гутасаги ничего не сообщается ни о переселении племён готов, ни о племенах кимбров. По археологическим исследованиям нет никаких признаков появления в 6 веке племён готов на острове Готланд. 

 

По археологическим сведениям, материалам ДНК-генеалогии и Гетике Иордана в 1 веке готы из Гёталанда в современной южной Швеции переселились в дельту реки Висла. Можно предположить, что в переселении готов в 1 веке принимали участие племена из восточного Гёталанда и острова Готланд. В 6 веке часть готов могли вернуться на остров Готланд, но в условиях холодного периода 5-7 веков это представляется маловероятным.   

 

В 6 веке город Висбю представлял собой небольшое поселение, в котором жило несколько сотен человек. Из этого следует, что история с переселением с острова Готланд является отдельным эпизодом. Возможно, когда-то в период потепления в 8-10 веках небольшая часть готов действительно переселилась на остров Готланд, но  в 6 веке готы -  переселенцы из Италии участвовали в завоевании Британии. Об участии готов в завоевании Британии сохранились исторические сведения. Более точно участие готов в завоевании Британии можно будет проверить через сопоставление детальных снипов ветви I2a2 в Германии, Англии и Швеции. 

 

Во второй половине 6 века начался этап окончательного завоевания острова Британия племенами ютов, англов, саксов. Исторические ориентиры, записанные в «Прусской хронике»,  полностью соответствуют   истории завоевания Британии во второй половине 6 века. По многим историческим источникам в завоевании 6 века самое активное участие принимали племена готов. 

 

Кимбрия на Британском острове имеет полное соответствие тексту легенды о Видевуте и Брутене. Существует несколько регионов в Англии связанных с названием созвучным слову  Кимбрия:

  • Во-первых, Уэльс до настоящего времени сохранил самоназвание кельтов – валлийцев – кимров. Британские кельты – валлийцы свою землю называли Cymry, а свой язык Cymnaeg. В древности юг Британского острова без полуострова Корнуэл назывался  Кимбрией. Сейчас и в древности Британию называют просто островом, в противоположность "континенту" и в знак того, что в Европе Британия – самый большой и значительный остров. 
  • Во-вторых, в районе  восточной Британии до римлян жили племена вентов, после ухода римлян было создано кельтское королевство Кайер-Вент. Рядом находится древний город Кембридж, название которого можно представить как кимбрийский мост или в другом виде с корнем «кимбр». С 3 века  на востоке Британии  стали поселяться англы и саксы, к началу 6 века бриты были полностью вытеснены, около 575 года было основано королевство англов на территории современной Восточной Англии.
  • В-третьих, западнее Лондона находится небольшой город Камберли, в 50 километрах находится город Винчестер, ранее он назывался Вента Белгорум и был столицей кельтского королевства Кайр Гвинтгуин в котором жили белги.
  • В-четвертых, на север от Кемберли в 60 километрах находится река Тейм, которая впадает в Темзу. Название реки созвучно со словом Тайм – время, по-гречески хронос. Допустимо предположить, что название реки Темза происходит от слова [таймс] - время, и ранее имела название Хрона. У латинских  авторов река Темза упоминается как "Тамесис". На территории Большого Лондона до настоящего времени сохранилась река с названием Кран (Хрона).

Следует отметить, что самыми известными потомками пруссов являются философ Иммануи́л Кант (1724-1804) и русский поэт А.С. Пушкин (1799-1837). Фамилия Кант совпадает с названием племени кант, от которых произошло название графства Кент  (англ. Kent /kɛnt/, лат. Cantium, Canthia)  в Британии. Первые англосаксы, появившиеся в Кенте под начальством Хенгиста и Хорсы, в 5 веке основали здесь королевство

 

Русский поэт А.С. Пушкин был древнего дворянского рода и происходил от прусов. Фамилия Пушкин совпадает с именем прусского бога Пушкайто (владыка земли), символом которого являлась бузина и рябина. У потомков Пушкина обнаружен субклад R1a>Z92>YP569.

 

3.3. Реконструкция переселения племён Брутена и Видевута.

Наиболее вероятный район исхода племён, возглавляемых Брутеном и Видевутом, находился западнее города Лондиниум  в западной части современного Лондона. Из описания переселений готов в Прусской хронике следует, что исход племени Видевута и Брутена произошел после поражения готов в Италии в 554 году. Из последовательности исторических событий следует, что переселение предков пруссов - брутен произошло после второго нашествия англо-саксов, вероятно, в результате  завоеваний   571 года, по которым король Эссекса Члеуда захватил бриттское королевство Калх-Венед, город Каэр-Лундин, который затем переименовал в Лондинбург – современный Лондон.

 

В соответствии с прусской легендой по реке  Хрона    Брутен и Видевут сплавились на плотах. Исходя из общей исторической ситуации в конце 6 века река из прусской легенды соответствует современной реке Кран, которая в римский период называлась  «Crone». 

 

Река Хрона протекает в Большом Лондоне имеет современное название Кран. Река Кран (Crone)  хорошо видна на карте Лондона. В Википедии сообщаются следующие сведения: протяженность реки Кран  составляет 8,5 мили (13,6 км)  и полностью располагается в Большом Лондоне. Источник реки располагается к югу от Северного Гайд Роуд в Hayes, Хиллингдон. Проходя через Cranford, река пересекает Cranford парк. По реке Кран проходит граница между районами Лондона Хиллингдона,  Hounslow, Hanworth, Уиттон,  Isleworth, Санкт-argarets, Хаунслоу  и  Ричмонд. Река Хрона (Crone) хорошо видна на прилагаемой схеме  дорог Римской империи.

 

В 5 веке после ухода римлян на территории Британии было создано несколько кельтских королевств. Затем в середине 5 века значительная часть Британии была захвачена племенами англо-саксов. Во второй половине 5 века кельты объединились вокруг короля Амбросия, который с помощью войск из Арморики (полуостров Бретань) освободил большую часть территории Британии. История освободительных войн против англо-саксов воплотилась в легендах о короле Артуре. Из преданий Прусской хроники, можно предположить, что король Амброзий пригласил из Скандинавии племена Видевута для войны против англо-саксов. На основании имени Видевут, можно предположить, что эти племена происходили из этноса балтийских венедов, которые входили в союз вильцев. 

 

Схема римских дорог на территории современного графства Мидлсекс

 

В 6 веке Британия разделилась на множество кельтских королевств, которые вели активную междоусобицу. В середине 6 века началось второе завоевание  Британии племенами англо-саксов. В конце 6 века большая часть территории Британии была под контролем нескольких королевств англов и саксов. 

 

Политическая ситуация в Британии 6 века  сложилась так, что легендарные  вожди Брутен и Видевут посчитали более рациональным переселиться на пустующие земли в современной Померании. Вероятно племя Видевута решило вернуться в Померанию и вместе с ними переселились часть британцев во главе с Брутеном.  Из легенды о переселении следует, что после поражения Брутен и Видевут не захотели подчиниться завоевателям, а предпочли переселиться  в другое место для создания своего государства.  На основе сопоставления исторических событий, можно предположить, что Брутен и Видевут возглавили потомков венетов, кантов и других племен, которые выбрали переселение в пустующие земли  южной Прибалтики для создания своего племенного объединения. Вероятно значительную часть племён Брутена и Видевута составляли выходцы из Юго-Восточной Прибалтики. 

 

Наиболее убедительным основанием для признания исхода пруссов – кимвров из Британии является описание религиозной организации в Пруссии. Прусский религиозный культ сложился в период 8-11 веков. По степени жесткой культовой регламентации жизни и значительной роли жречества в общественной деятельности эта система наиболее близка традициям кельтских друидов периода конца 1 тыс. до н.э. В Британии 5 века произошла реставрация кельтских религиозных верований. Господство  саксов, англов, ютов привело к упадку кельтских религиозных верований и окончательной победе христианства.

 

Следует отметить, что племена Брутена и Видевута переселялись со своими жрецами, которые заняли доминирующее положение в Янтарном крае. Верховным жрецом союза племён в Янтарном крае стал Брутен, племя переселенцев из Кимбрии стало называться брутенами. По археологическим исследованиям района Вармия  следует, что численность переселенцев Брутена и Видевута была незначительной, возможно несколько сотен человек. Вероятно большая часть переселенцев из Британии расселились в разных местах Фризии и побережья Балтийского моря.

 

На основании преданий из «Прусской хроники», можно предположить, что основу племени Видевута составило племя вильцев, которое во второй половине 5 века было приглашено королём Амброзием из Скандии: «В это время в Дании правил король Теудот, который боялся готов, и когда последние направили к нему посланцев с просьбой о приобретении земли, на которой они могли бы жить, он им ответил, что в его стране находится остров Кимбрия, из которого их (датчан) выгнал народ из Скандии, оставшийся там им назло, не признавая его правителем; если бы они (готы) вручили бы ему выкуп (за землю), тогда согласно их пожеланиям могли бы напасть на кимбров»[5. Гальцов]. Напомним, что вильцы были выходцами из района Средней Вислы.  По Вилькина-саге в Скании (юге современной Швеции и островах Дании) вильцы поселились в начале 1 века после завоеваний конунга Вилькина. В составе вильцев были представители родов вельтов (R1a>M458), венетов (R1a>Z92), лехов (R1a>Z280>CTS3402>YP237) и других племён. 

 

Если у Видевута был субклад R1b1>M335, который унаследовали русские императоры Романовы, то, возможно, он был потомком британского короля Амбросия. По британским преданиям король Амбросий был сыном или внуком римского консула Константина III. Константин III утверждал, что был праправнуком римского императора Константина I.   Следует отметить, что у потомков герцогов Шлезвиг-Гольштинских и Ольденбургских известен субклад R1b1>U106, поэтому по мужской линии предками русского императора Павла I они не могли быть. Пока не опубликовано сведений о субкладах потомков князя пруссов Видевута (жившего в 11 веке): бояр Романовых, Колычевых, Шереметьевых и многих других.  

 

Субклад R1b>M335 происходит из Ближнего Востока, известен у потомков царей рода Эльханан. По Ветхому Завету царь Эльханан около 20 века до н.э. выделил в Ханаане (современный Израиль) патриарху евреев Аврааму землю для поселения. Современные потомки династии Давидидов причисляют себя к роду Эльханан. По легендам род Эльханан происходит от царя Бела (Баала) правившего в нижней Месопотамии во второй половине IV тыс. до н.э.

 

В Европе субклад R1b>PH155>M335 встречается очень редко. Патриарх субклада R1b>PH155>M335 родился около 52 века до н.э. [6. YFull YTree]. По сведениям сайта Eupedia представители субклада R1b>PH155>M335 обнаружены в Турции. Современные представители соседней ветви субклада R1b>PH155>PH200 известны в Турции и Бахрейне [6. YFull YTree].

 

По древнегреческим мифам основатель троянской династии царь Дардан был принцем династии финикийского Тира. Царская династия Тира считала себя потомками царя Бела. В Ветхом Завете упоминается Хирам - царь Тира и Библа, современник царей Давида и Соломона. Царь Дардании Эней был потомком троянских Дарданидов. Царские династии Этрурии, германских франков Меровинги и Каролинги, а также род Юлия Цезаря считали себя потомками Энея. Возможно русские императоры Романовы и потомки царя Израиля - Давида унаследовали субклад R1b1>M335 от потомков Энея. После определения подробных последовательностей снипов ветви R1b1>M335 происхождение Романовых может проясниться.  

 

Племя Брутена и Видевута могло переселиться в Янтарный край не ранее 7 века. Вероятно, племенное название брутен имеет очень древнее происхождение. На юго-западе Италии в I тыс. до н.э.  жило италийское племя бруттиев, которое было ветвью племени луканов. Племена луканов – луканцев относятся к древнеиталийским самнитским племенам, которые говорили на языке оскско умбрской группы.  По имени племени брутиев назвался полуостров Брутия на территории  современной итальянской Калабрии. Название Калабрия происходит от древних греков, вероятно, обозначает «колония бруттиев». Первое упоминание племени бруттиев связано с войной царя Пирра с римлянами. В 272 г. до н.э. племена бруттиев были покорены римлянами и после этого часто восставали (на стороне Ганнибала в 216-215 годах до н.э.). 

 

В валлийской литературе пикты называются словом Pryden, а Британский остров — словом Prydain. Таким образом, названия «Британия», «бритты» первоначально могло относиться к пиктам и лишь затем перейти на весь остров и его обитателей. После римского завоевания в 43 году латинское название острова звучало как Britanni или Brittanni.

 

Возможно в конце II тыс. до н.э. племя бруттиев разделилось на две части, одна переселилась в Италию, другая в Британию. Доминирующий субклад самнитов, брутиев и пиктов не известен. В составе переселенцев возглавляемых Брутеном и Видевутом могли быть потомки  племён бриттов, венетов, кантов, вильцев и других.  

 

По маршруту переселения Брутена и Видевута не сохранилось никаких упоминаний. Поскольку в Британию племя Видевута переселилось около середины 5 века из Скандии, затем через 100 лет племена Брутена и Видевута, переселились в район Фризии и затем в Балтийский регион  то, можно предположить, что племена Брутена и Видевута в 7 веке были носителями археологических культур регионов Фризии, Саксонии и Балтийского моря. 

 

В 7 веке археологами отмечена экспансия племён фельдбергской археологической культуры на побережье и острова Балтийского моря. В этот период найдены археологические следы фельдбергской культуры на острове Руян (Рюген). По археологическим материалам, на землях к востоку от Эльбы в конце 6, начале 7 века стали селиться носители фельдбергской археологической культуры. В отдельных случаях они вытесняли племена суковско-дзедзитской культуры (лехов), но чаще соседствовали с ними и постепенно ассимилировали. Для племен фельдбергской культуры характерно сооружение сравнительно крупных городищ. Такие поселения состояли из нескольких десятков дворохозяйств. В одном таком граде могло проживать от 600 до 1000 человек. Переселение фельдбергского населения осуществлялось большими, хорошо сплоченными коллективами. Погребальные памятники не выяснены. Вероятно, у племён фельдбергской археологической культуры применялся такой же похоронный обряд, как и у племён культуры штрихованной керамики, или днепро-двинской культуры и который не оставляет археологических следов.  Фельдбергскую культуру связывают с велетами -  вильцами. В 8-9 веках по археологическим и историческим исследованиям происходила консолидация полабских, поморских и лужицких словен в более крупные племенные объединения. В районе расселения племён велетов была зона скандинавского влияния на погребальный обряд и поселения.  

 

В настоящее время весь славянский южный берег Балтики в немецкой археологической литературе отмечается как «зона распространения скандинавского погребального обряда» или «зона погребального обряда, сложившегося под влиянием скандинавов». И если раньше в такой зоне относили лишь Поморье, бассейн реки Пены и остров Рюген, то сейчас речь уже о единстве славянских и скандинавских погребальных обрядов по всему южному берегу Балтики [7. Пауль].

 

Такая формулировка подразумевает, что рассмотренные выше типы погребальных обрядов изначально сложились в Скандинавии, однако, на каком-то этапе были переняты балтийскими славянами. Но как бы ни была интересна история и география происхождения каких-либо обычаев сама по себе, в данном случае этот вопрос вторичен. Переняли ли балтийские славяне эти обычаи от северных соседей, или же они имели здесь свою историю развития, но тот факт, что они хоронили своих мертвецов также, как и скандинавы, начиная с конца 8 или начала 9 веков, практически не оставляет возможности для однозначного различия скандинавских и балтийско-славянских захоронений в какой-то «третьей» стране. К примеру, как узнать, кем было оставлено лодочное или камерное захоронение на севере Руси, если такой обычай был в это время и у скандинавов, и у балтийских славян, и известно, что и те, и другие торговали с Русью? [7. Пауль].

 

Зона «скандинавского влияния на погребальный обряд и поселения» в 8-12 вв. на южном берегу Балтики по Й. Херрманну

 

По сведениям готского историка Иордана, археологическим исследованиям и древним преданиям на территории Витланда в низовьях Вислы и на юго-западе Янтарного края в 7-8 веках жили потомки многих племён разного этнического происхождения. Из последующих исторических событий следует, что в 9 веке в районе Нижней Вислы доминирующим этносом стали  русины, а общим языком стал славянский. 

 

3.4. История брутенов в 7-9 веках.

Становление  союза племён возглавляемых  брутенами в Янтарном крае произошло в период войны с мазурами.  В западной части Мазурского Поозерья (ныне Ольштынское воеводство ПНР) около 570 г. возникла мазурская культурная группа. Это территориально небольшое объединение, не превышавшее на карте размеров 60 * 60 км, включавшее в свой состав торговцев, ремесленников и воинов, с новой силой возобновило деятельность южного направления Янтарного пути. Данная группа возникла в результате похода, предпринятого из Среднего Подунавья аварами. Эти конные воины, включившие в свое войско также подвластных им лангобардов и гепидов, заняли окраину западно-балтских земель на Мазурском Поозерье. Захоронения мазурской культурной группы, сохраняя частично черты балтской подосновы, характеризуется особенностями (урны с отверстиями и крышками, обожженный инвентарь), обособляющими Мазуры среди балтских археологических культур того времени. Изделия местных мастеров, находимые в погребениях, совмещают балтские традиции и приемы Среднего Подунавья. С югом Европы непосредственно связаны лангобардские пластинчатые бронзовые шпоры и массивные поясные накладки. В 600-650 годах на Мазурах появляются антские  (славянские) миниатюрные пальчатые фибулы, аварские поясные накладки с «жемчужным» орнаментом, боевые ножи со скобами, приспособленными для горизонтального подвешивания к поясу [2. Кулаков. 1992].

 

Появление в районе Мазурских озёр фибул антского типа произошло после похода авар против антов в начале 7 века и совпадает с прекращением упоминаний антов в византийских источниках. Вероятно в начале 7 века авары разгромили союз западных антов и часть антов переселили в район Мазурских озёр.

 

Жители Мазур совершали набеги на территорию современной Литвы. Свидетельства этих грабительских походов - аварские трехлопастные стрелы второй половины 7 века, обнаруженные в костяках убитых и ограбленных аварами местных жителей, погребенных на могильнике Плинкайгалис и в валу взятого штурмом и сожженного городища Аукштадварис (центральная Литва). Походы свои авары совершали скорее всего, зимой по льду замерзших рек. Господство авар, проявлявшееся в явно неэквивалентном обмене бронзовых украшений на янтарное сырье и открытом грабеже, длилось полтора века. Политическая обстановка в конце 7 веке, в связи с усилением государств франков и болгар, осложнилась для Каганата, его связи с мазурской культурной группой прервались [2. Кулаков. 1992].

 

В «Прусской хронике» Симон Грунау изложил предание о войне мазур и брутенов: «Выше я уже говорил по записям Христиана  (почерпнутым) из книжек Дивониса, о том, как Мазо, князь, в Ульмиганию, также называемую Пруссией, ежегодно приходил и брал дань детьми, уподобляясь глупцам, не знающим других занятий, нежели как воровать детей. Однако, когда Скандиане пришли из Кимбрии и создали в Ульмигании королевство, владея этой землей, по имени своего вождя назвали ее Брутения, они отказали наследнику Мазо в выдаче дани, убеждая других считать это справедливым. Мазоны (жители Мазурского Поозерья) их ежегодно обирали, по их (пруссов) словам, ибо Брутены, имея вместо денег рыбу, не могли ею выплачивать дань. Вождь, звавшийся Антонес, послал сказать Видевуту, королю Брутении, и его криве-кривайтису: они много раз не уплачивали вышеупомянутую дань и более не желают (этого делать), они поэтому должны знать: он их покарает, как ранее предупреждал, и подобных слов (было сказано) много. И Видевут, король, и его Брутены это приняли и стали на границе, которая была у них обозначена священным столбом, ожидать, думается, когда владыка их богов будет помогать своим слугам. Антонес был неустрашим, располагая мощной поддержкой из Роксолании, называемой иначе Ройсландтом, и сошлись (воины), и бились, и Антонес одержал верх, и ушел с богатой добычей. Однако множество плененных (ранее прусских) юношей, научившихся (с детства) воинскому искусству, бежало (на родину), и научили они своих братьев сражаться. Будучи упрошен этими воинами, король Видевут остановился со своими (приближенными) стал держать совет, тогда приказал Брутен, криве-кривайто, собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто, и они пришли все. Тут случилось так, что произошла могучая буря с громами и молниями, в которой они увидели помощь Перкуна с небес. Брутен посчитал это знамением для них и сказал, что воля богов такова: все они, снарядившись, должны выступить против Антонеса и его народа, и нарек священной кровь служителей их богов, которые будут их сопровождать. И закончились возлияния меда, и выступил (вождь), и взял своих, и разбит был Антонес, и низвергнут с Чинбехом, королем из Роксолании, и с людьми своими убиты, и после сожжения и разграбления (страны врагов) пруссы вернулись домой. Сын Антонеса Чанвиг спасся и прибыл к Брутену и Видевуту, и поклонился их богам, и просил мира, и после своей просьбы пожелал принести богам жертвы, и они ему вняли. Тогда загнал он в чистом поле белую лошадь до смерти и сжег ее. Отсюда пошел обычай: никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов. И настал мир между Брутенами и Мазонами, лучше которого нет и по сей день»[5. Гальцов].

 

В книге археолога В.И Кулакова «Забытая история пруссов» сообщается: «Из анализа текста предания следует, что Видевут это титул, который соответствует вождю или князю, а Брутен – это титул главного жреца, который у жителей Самбии соответствовал титулу кривее-кривайто. Имя - Видевут  известный литовский лингвист Казимир Буга совершенно справедливо вывел из древнегерманского «Вайде-вуте» («Вещий»). Другого объяснения этому имени нет. Кто же такие их противники - Антонес, Чинбех? Последний, как уже отмечено выше, и по имени, и по обличью - авар. Происхождение князя Антонеса, в других местах «Прусской хроника» называемого совсем уже невероятным для земли пруссов именем - Андислав - иное. Второй вариант прочтения имени этого князя может происходить от испорченного переписчиками титула «(князь) антов (и) славян» (разумеется, в латинском написании). На самом деле это яркий показатель присутствия антов и склавинов (славян), живших в Подунавье в составе Аварского Каганата и в пределах Мазурского Поозерья. Это им принадлежали в массе находимые на могильниках Мазур миниатюрные пальчатые фибулы, давно уже признанные в археологии этническим признаком древних антов»[2. Кулаков. 1992].

 

«В прусских дружинных могильниках начала 8 века мы находим большое количество предметов (оружие, поясные наборы), местом изготовления которых может быть только район Мазурских озер. Часть из них, несомненно, военные трофеи пруссов, часть - атрибуты именно тех воинов, которые, судя по сообщению Симона Грунау, перешли на сторону пруссов перед решающей битвой. Это решило ее судьбу. Не исключено, что среди них действительно могли быть ранее взятые в полон прусские юноши, воспитывавшиеся аварами наподобие позднейших янычар или мамлюков. Однако более правдоподобным может выглядеть переход ряда аварских наемников на сторону пруссов по материальным причинам»[2. Кулаков. 1992].

 

В книге С. В. Алексеева «Славянская Европа V–VIII веков» излагается следующая реконструкция: «Аваро-славянский» этап в истории мазурской культурной группы наступил в начале 7 века. В это время в западномазурский район, до этого населенный балтским племенем галиндов и управлявшийся германской (гепидско-лангобардской) знатью, вторглись новые пришельцы. Верхушку и ударную силу их составляли авары и увлеченные ими на север анты (выходцы с низовий Дуная?). Наряду с ними в Мазурах расселились и другие славяне. Позднее на востоке Европы (как и на Балканах) известны смоляне и выходцы из Силезии лупоглавы. Как будет показано ниже, присутствовали и выселенные аварами дулебы. Прежнюю германскую дружинную знать не истребили, но существенно потеснили. В Мазурах возникло новое племенное объединение во главе с выходцами из Аварского каганата, среди которых имелись и славяне»[8. Алексеев].

 

Археолог В.И. Кулаков предположил что: «Видевут разгромил противника. Оба вражеских вождя погибли. Пруссы разорили Мазуры, истребив или поработив тамошних жителей. На этом история Мазурской культурной группы завершилась. Славянский, аварский или германский элемент в Галиндии более не прослеживается. С другой стороны, началось усиление Пруссии (Витланда) — одного из крупнейших племенных княжеств Балтии. Набеги пруссов и других балтских племен привели к оттеснению за Вислу славянских общин, начавших было расселяться в Мазовии. В 8 веке мазовецкие земли оставались необитаемыми»[2. Кулаков. 1992].

 

По гипотезе В.И. Кулакова, описанная Симоном Грунау, война между брутенами и мазонами произошла около 700 года. Археологических доказательств этой даты нет. Письменных текстов у пруссов не было, по устным преданиям исторические даты определять можно через сопоставление известных исторических событий.  По археологическим исследованиям славянские племена стали заселять Мазовию и Мазурию в 9-11 веках, следовательно, предание о войне между брутенами и мазонами относится к периоду до того как мазовецкие земли стали необитаемые на несколько десятилетий.

 

В соответствии с легендой: «Сын Антонеса Чанвиг спасся и прибыл к Брутену и Видевуту, и поклонился их богам, и просил мира, и после своей просьбы пожелал принести богам жертвы, и они ему вняли. Тогда загнал он в чистом поле белую лошадь до смерти и сжег ее. Отсюда пошел обычай: никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов. И настал мир между Брутенами и Мазонами, лучше которого нет и по сей день»[4. Гальцов]. Вероятно, остатки мазонов вошли в союз племён, возглавляемый брутенами, и переселились в район к востоку от низовьев реки Висла. В 13 веке эти земли назывались Помезанией от названия племени мазонов (По-мазония). В Помезании около 700 года появляется торгово-ремесленный центр Трусо, который находился в дельте реки Висла далеко за пределами Самбии и Натангии.  По археологическим исследованиям  до 10 века поселения «древних пруссов» были на полуострове Самбия и в северной части прибрежной полосы лагуны реки Висла и Прегеля. Таким образом, племя Брутена и Видевута переселилось в Янтарный берег в период между 571  и  700 годами. 

 

По тексту Симона Грюнау и археологическим исследованиям племя Брутена и Видевута поселилось в районе Вармии. Племя Брутена и Видевута названо скандианами. По моему предположению, основу племён союза Брутена и Видевута составляли потомки скандинавских вильцев. Напомним, что в современной южной Швеции есть заметное число представителей старых ветвей  субклада R1a>M458 – потомков велетов и вильцев, которые в 1 веке говорили на славянском языке. Фактически в Прусской хронике описана война между Мазовией и Вармией. В результате войны Вармии подчинился район Помезании в котором большую часть населения составляли племена, говорившие на славянских языках.

 

По археологическим исследованиям в 8 веке племена самбиев установили торговые связи с племенами скотоводов живших в районе среднего Дона. В исследовании В.И. Кулакова отмечается: «Итак, могильники Самбии 8-9 веков представляют нам удивительно стандартную картину. Все практически комплексы стандартны. В нижней части могильной ямы - захоронение коня, в верхней, над ним, - остатки кремации и редкие вещи, в основном - остатки сосуда, в которых прах был перенесен с костра»[2. Кулаков. 1992].

 

«Иноэтничное присутствие не прекратилось на Самбии после поражения «князя антов и славинов» и Чинбеха (др. тюркск. - «сильный, подлинный вождь»), которое описал Симон Грунау. Сразу после этого события с начала 8 века в погребальных древностях Самбии отмечаются черты, которые можно объяснить только присутствием здесь определенного населения тюркского ареала (т. е. выходцев из степей Южной и Восточной Европы). Об этом прежде всего свидетельствует факт того, что в могиле сембов помещали не целого коня, как это было в обычае остальных племен древней Прибалтики, а только его шкуру. Кроме черепа и частей конских ног, в погребениях Самбии 8-10 веков при раскопках находят и мощные слои органики - остатки шкур и войлока, которым набивалось чучело коня. Такой обычай, чрезвычайно нехарактерный для Прибалтики, прекрасно известен в древностях Поволжья. Так хоронили там своих покойных протоболгары (предки современных татар) с 5 по 13 века. Такие же обычаи прослеживаются и у предков современных венгров, также живших в середине I тысячелетия н. э. в Среднем Поволжье. Такое совпадение черт погребального обряда сембов и восточноевропейских тюрок в одно и то же время вызывает справедливый, но неожиданный вопрос. Быть может, действительно, как ранее авары, конные всадники с берегов Волги в поисках янтаря проникают в начале 8 века в пределы земли пруссов? Если бы дело обстояло только в своеобразном погребении коней сембами, то на этот вопрос положительно вряд ли можно было бы ответить. Однако есть и другие данные, подтверждающие эту гипотезу»[2. Кулаков. 1992].

 

«Сразу после разгрома аварской Мазовии в начале 8 века в комплексах сембов начинают встречаться предметы конского снаряжения (стремена, удила, накладки конского оголовья), своим происхождением непосредственно связанные с Аварским Каганатом. Это, возможно, погребения именно тех «прусских юношей», которые перешли на сторону сембов перед решающим сражением. Однако как объяснить то, что в дальнейшем, на протяжении почти двух столетий, этот обряд сохраняется? Более того, конское снаряжение пруссов, ставших в начале 8 века применять стремена, прогрессивный по тем временам элемент конского снаряжения, первыми в Европе, имеет исключительное кочевое происхождение. Показательно то, что все «новинки» сбруи, появлявшиеся в мире степняков, тут же, после небольшого временного промежутка (20-25 лет) появлялись в земле сембов. Этому есть только одно объяснение - на Самбию постоянно прибывали отдельные, правда, небольшие по численности, конные отряды тюрок Поволжья. Их функцией, возможно, являлась и охрана янтарных караванов, отправлявшихся из Прибалтики по Волжскому пути в страны далекого и сказочного Востока. Продуктами торговли, естественно, кочевые по происхождению предметы снаряжения коней считать нельзя, ибо кто позволит себе купить для своего коня на стороне удила или стремена? Обычно такие предметы заказывались на месте. Естественно, что тюрки-всадники прибывали на Янтарный берег на собственных, полностью снаряженных конях. Часть из них оставалась на вечный покой в земле пруссов-сембов. Путешествие по южному берегу Прибалтики от ее крайней восточной оконечности они предпринимали, видимо, как ранее авары в процессе своих набегов на Литву: зимой по льду замерзших рек. Речная система между устьем Невы и низовьями Немана прекрасно этому способствует»[2. Кулаков. 1992].

 

Следует отметить, что под археологическими признаками «тюрок-всадников» могли быть потомки племён именьковской культуры  на Средней Волге и Северском Донце (белые гунны из Повести временных лет), а также боруски (великоруссы). По историческим сведениям в 10 веке торговые отношения между Хазарией и Янтарным краем поддерживались через посредство русин. Можно предположить, что русины контролировали торговые пути Восточной Европы, начиная с 8 века. По свидетельствам арабских купцов в летний период русины путешествовали на речных судах.  

 

На основе других частей предания, археологических исследований и по историческим сопоставлениям победу пруссов над мазурами следует отнести к  периоду 7-8 веков. Среди «сыновей» Видевута нет никаких намёков на присутствие племени русь, русков, или россов. В соответствии с содержанием предания русины на первом этапе могли воевать на стороне мазур, затем перейти на сторону брутенов. Предания по истории прусов является единственным средневековым текстом, который описывает события 6-8 веков и которые предшествовали созданию каганата (союза племён) Русь. 

 

В 8 веке произошло потепление климата, начались крупные переселения славян из района Балканского полуострова и Дуная на север и северо-восток. В конце 8 века племена славян начали заселять пустующие земли Мазовии. 

 

Существует датская сага, в которой описано нападение датского викинга Рагнара Лодброка на Самбию и создание торгового центра Кауп. В саге описано генеральное сражение в начале 9 века в ходе которого было истреблено всё мужское население Самбии. Археологические материалы подтверждают создание торгового центра Кауп и прекращение деятельности торгового центра Трусо в середине 9 века. Вероятно в 9 веке на полуострове Самбия поселились новые племена. Создание торгового центра Кауп и закрепление скандинавов на севере Самбии не было одномоментным.  В 810 году умер король Дании, в стране началась длительная племенная междоусобица. В 812-814 годах и 819-27 годах королём Дании был Харальд Хальфдансон из династии Скьёльдунгов. 

 

Достоверных источников, подтверждающих существование Рагнара, нет. В основном подробности его жизни и деятельности известны из скандинавских саг, повествующих, как Рагнар промышлял набегами и морским разбоем. Предполагают, что исторический Рагнар (если таковой был) действовал в первой половине 9 века и был одним из наиболее влиятельных военных вождей Дании. Вероятно, он был сыном Сигурда Кольцо. Важнейшие события, приписываемые Рагнару — нападение на территорию современной Франции и захват Парижа в 845 году, а также нападение на Нортумбрию в 865 году. В 865 году, во время экспедиции в Британию, корабль Рагнара сел на мель в Нортумбрии, на севере Англии. Его войско было разбито, сам он попал в плен и по приказу короля Эллы II был сброшен в яму с ядовитыми змеями, где умер мучительной смертью.

 

Прусские племена в 13 веке.

 

По свидетельству польского хрониста французского происхождения Галла Анонима (11—12 в.), во времена Карла Великого, «когда Саксония была по отношению к нему мятежна и не принимала ярма его власти», часть населения Саксонии переправилась на кораблях в будущую Пруссию и, заняв эту область, дала ей имя «Пруссия». В конце 8 века франки начали активную христианизацию фризов, что послужило причиной переселения фризов - язычников на восток в Померанию, Янтарный край, Моонзундские острова. 

 

Переселение саксов отразилось в названии «Земли сасинов» (Сасна) на востоке от Помезании и южнее Мазурских озёр. Точные границы расселения племён неизвестны. «Земля сасинов» была расположена севернее Мазовии. О племенах, живших на территории «Земли сасинов» ничего не известно. В составе сасинов могло быть множество этносов, которых славяне назвали варягами. В составе Мазурских озер есть озеро Рось. Южнее Мазурских озер сохранилось несколько топонимов с корнем «рус», «руз», «руж».  Следует отметить соседство территории со славянским названием Любава, с землями Сасна и Мазовии. 

 

Средневековые государства формировались на основе христианской религии. Распространение христианства в северной Германии и южной Прибалтике в период со второй половины 8 века до 12 века привело к переселению непримиримых язычников на восток и частично в Янтарный край. Можно выделить 3 основные волны переселений: Первая – в период второй половины 8 века, вследствие войн Карла Великого. Вторая – в период первой половины 10 века, вследствие первого завоевания западной Померании. Третья – в период со второй половины 11 века в период христианизации южной Прибалтики. Эти переселения во многом определили этнический состав пруссов в 13 веке.   

 

По результатам археологических исследований В.И. Кулаков выделил следующие этапы формирования прусского этноса:

 

1. В эпоху римского влияния население изучаемого региона не обладает этнографическими чертами, которые могли бы резко отделить его от массива  племён, населявших восточную часть Barbaricum. Черты балтской этнографии у венедов и эстиев в ареале СНГ отсутствуют. Исключение составляют отдельные артефакты (прежде всего - "мазурские фибулы"), представленность которых на Самбии и в её округе указывает на то, что отдельные группы западных балтов продолжали жить на земле своих предков в окружении разноплеменных пришельцев.

 

2. С середины 5 века население формирующейся прусской культуры обретает этнографические черты сугубо балтского характера. Среди них - стандартизация убора, чёткая последовательность в создании реплик ограниченного набора деталей костюма и бижутерии, сложение комплекса предметов, характерных только для пруссов. Дополнительно эти черты прусской этнографии акцентируются формированием эксклюзивного для Балтии местного погребального обряда в виде двухъярусного погребения. Правда, до сих пор до конца не ясно, какая группа балтского населения приступила к созданию на Янтарном берегу прусской культуры

 

3. В эпоху викингов и варягов черты исторической этнографии пруссов практически полностью нам неизвестны. Захваченные движением варягов, жители Янтарного края мало чем отличаются по своему внешнему виду от дружинников на широких пространствах Северной и Восточной Европы. Лишь особые культовые отношения к коню, проявлявшиеся, в частности, в создании комплекса его специфического погребального убранства, свидетельствуют о сохранении в 9-12 веках индивидуальности исторической этнографии пруссов.

 

4. С 12 века и фактически до сложения Королевства Пруссии западные балты проявляют тенденцию к унификации своих этнографических признаков. Базовой причиной этого феномена является начало процесса сложения единого балтского государства, внезапно прерванного орденской агрессией [2. Кулаков. 1992. Стр. 189-190].

 

Вероятно, в начале 9 века племена брутенов в основном жили в районе Вислинского залива. После поражения  самбиев  от викингов Рагнара Лодброка в середине 9 века племена брутенов расселились по всему Янтарному краю. 

 

Около 830 годов венграми была разгромлена группа племён русинов в верховьях Северского Донца, часть племён переселилась в неизвестном направлении. Около 838 года был создан каганат Русь, который  в 860 году осуществил успешный поход на Константинополь. Напомним, что в донесении  морехода Вульфстана о  плавании около 890 года из  Хедебю  (Дания) в Трусо на берегу озера Друзно в земле  эстов упоминаются племена венетов по южному побережью от Хедебю до устья Вислы, далее на восток была территория Витланда, которая принадлежала эстам. Вероятно создателями прусской культуры в 5 веке были потомки племени астов с доминирующим субкладом N>L550. 

 

Из описания морехода Вульфстана  следует, что на побережье Балтийского моря не было каганата Русь и королевства Зеруян. По описанию Баварского географа королевство Зеруян  находилось южнее пруссов (астов). Поскольку у славян в середине 9 века кроме королевства Зеруян не было другого королевства, то каганат Русь и королевство Зеруян это один  и тот же союз племён с разными названиями. 

 

По результатам археологических исследований и древним преданиям у нас нет оснований считать, что каганат Русь сформировался на территории Янтарного края, и предки пруссов участвовали в его формировании. Вероятно первоначально каганат Русь сформировался как торговый союз, но предки прусов не занимались международными торговыми операциями. Торговыми операциями в Балтийском регионе занимались фризы и саксы. По историческим сведениям русины активно занимались торговлей по всей Восточной Европе. Основной торговый путь проходил через низовья Вислы, следовательно, центр каганата Русь в середине 9 века должен был находиться в низовьях Вислы.

 

Литература

1. Орозий короля Альфреда (пер. В. И. Матузовой). // Английские средневековые источники IX—XIII вв. М. Наука. 1979.

 

2. Кулаков В.И. «Забытая история пруссов». Калининград 1992г.

 

3. Рожанский И.Л. Загадки Русской равнины: монголы, финно-угры и викинги. Переформат, 3.02.2015. http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.05.2015).

 

4. Кулаков В.И. История Пруссии до 1238 года М.:"Индрик", 2003.

 

5. Гальцов В.И., Исупов В.С., Кулаков В.И., Кретинин Г.В. и др. «Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны».  Калининградское книжное издательство, 1996г. 

 

6. Сайт YFull YTree v5.08 (дата обращения 29.11.2017).

 

7. Пауль А. Культура варягов и их соседей по берегам Балтики.Опубликовано 16.08.2014. http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.12.2017).

 

8. Алексеев С.В. «Славянская Европа V–VIII веков». М. : Вече, 2009.