Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеПервая часть. Происхождение индоевропейцев3. Племена культуры мегалитов в VII-IV тыс. до н.э.

3. Племена культуры мегалитов в VII-IV тыс. до н.э.

 

3.1. Памятники культуры мегалитов в Леванте и Северной Африке.

По археологическим исследованиям племена мегалитических культур оказали значительной влияние на формирование европейской цивилизации и этноса индоевропейцев. Самые древние памятники мегалитических культур обнаружены в районах Северного Евфрата и Палестины. Мегалитические храмы Северного Евфрата ранее мы уже рассмотрели. Мегалитические памятники Палестины, Северной Африки и Западной Европы имеют много общих черт.    

 

В книге Эммануэля Анати «Палестина до древних евреев» сообщаются следующие сведения о памятниках культуры мегалитов: «В эпоху раннего земледелия некоторые народы Палестины строили мегалитические гробницы. Этот распространенный тип гробниц представляет собой несколько камней огромного размера, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой так, чтобы получилось сооружение, напоминающее стол. Часто эти камни весят несколько тонн, но древним каким-то образом удавалось перемещать их на значительные расстояния. Как правило, гробницу покрывали небольшой насыпью, состоящей из земли (курганы) или маленьких камней (каирны). Довольно часто именно по этим насыпям и определяют место расположения мегалитических гробниц. Обычно на довольно ограниченном пространстве обнаруживают большие скопления этих сооружений. Следовательно, можно предположить, что здесь же жили построившие их люди»[1. Анати].

 

«В Палестине мегалитические сооружения располагаются в пограничных и соседних с ними районах. Большинство из них сосредоточено в верхней части Иорданской долины, на Иорданском плато, в центральных горах и в южных пустынях. Там, где ранние земледельческие культуры были наиболее развиты, этих гробниц очень мало или нет вовсе. Мегалитов больше во внутренней части Палестины, причем чем западнее регион, тем их меньше»[1. Анати].

 

«В Западной Европе мегалитические гробницы строили таким же образом, как и в Палестине. Впервые они появились там в конце 4-го тысячелетия до н. э. (по современным данным в V-IV тыс. до н.э.) Палестина – единственный в мире регион, где эти сооружения могли возникнуть раньше»[1. Анати].

 

«У европейских и ближневосточных гробниц много общего. В обоих этих регионах памятники окружают кольца из камней, их покрывают насыпи, на «крышах» вырезаны многочисленные чашеобразные углубления, причем одинаковы даже их форма и размер»[1. Анати].

 

«В Вади-Добай, на Иорданском плато, было раскопано несколько мегалитических памятников, соотносящихся, очевидно, с какой-то культурой эпохи докерамического неолита. Другие мегалитические сооружения Палестины датируются более поздними периодами. Небольшие погребения в Адейме, считающиеся предтечами мегалитов, датируются первой третью 4-го тысячелетия до н. э., и вполне возможно, хотя это до сих пор не доказано, что мегалитические памятники из северной Палестины были построены в эпоху неолита. Как мы увидим выше, в конце 3-го тысячелетия до н. э. в Негеве тоже сооружали подобные гробницы»[1. Анати].

 

«Мегалитические памятники Палестины делятся на четыре основные группы: первая располагается в северной части Иорданской долины и на Хульской равнине, вторая – в Иордании, в местностях Голан и Башан, третья – в южной части Иорданской долины и вдоль побережья Мертвого моря, а четвертая – в Негеве»[1. Анати].

 

«Из всех этих категорий больше всего поражают мегалиты Иорданской долины и Хульской равнины. Здесь обнаружены различные мегалитические поля, или сосредоточения мегалитических памятников. Самое большое из них, состоящее из более ста сооружений, расположено в кибуце Шамир»[1. Анати].

 

«В эту группу входят два типа памятников. Первый получил название крытой аллеи. Он представляет собой короткую галерею с двумя-тремя камнями-подпорками с каждой стороны и таким же числом плит сверху. Средняя длина этих сооружений – от 1,5 до 5 метров. Второй вид представлен обычными «дольменами». (Этот термин обозначает «каменный стол». Им придавали строго прямоугольную форму. Три плиты ставили вертикально, а на них клали четвертую. Вокруг большинства этих памятников были обнаружены остатки каменных насыпей. На верхней плите многих из них были найдены скопления чашеобразных выемок. На полях северной части Иорданской долины были открыты несколько кругов мегалитов, причем под многими из них оказалась подсыпка из гальки»[1. Анати].

 

 Расположение Колеса духов отмечено тремя красными точками.

 

«Вторая крупная группа мегалитических памятников сосредоточена в основном в Иордании, в местностях Голан и Башан, где было найдено более четырех тысяч дольменов, причем некоторые из них располагались далеко к югу от Моава. Большинство из этих сооружений представляет собой простые прямоугольные дольмены с одной плитой-крышей. У других есть прямоугольный или круглый проход, прорубленный в одном из камней-подпорок. Продатировать их не удалось»[1. Анати].

 

«Две остальные группы представлены цистами (могильные ямы со стенами, облицованными каменными плитами. – Пер.), или маленькими дольменами, которые лучше всего представлены на некрополе Адейма. Некоторые исследователи предположили, что керамика, найденная здесь, относится к середине 4-го тысячелетия до н. э. В четвертую категорию входят небольшие цисты - каирны. Они, как правило, круглые, их средний диаметр составляет примерно 7 метров, а высота – около 1 метра. Они представляют собой небольшую приподнятую платформу из плоских камней, в центре которой находится погребальная камера. Этот вид мегалитов находят, как правило, в южных регионах Палестины, в Негеве, в Моаве и в Эдоме, где они часто стоят рядом с менгирами (вертикально врытыми в землю каменными столбами) и другими мегалитами. Судя по керамике, которая была здесь найдена, можно предположить, что эта группа памятников значительно более поздняя, чем все остальные, – она относится к концу 3-го тысячелетия до н. э.»[1. Анати].

 

Мегалитический памятник  Колесо духов.

 

На территории  Голландских высот примерно в 16 км от восточного побережья Тивериадского озера в центре большого плато, на котором также найдены сотни дольменов, находится мегалитический памятник, который называется Колесо духов, или Колесо рефаимов, известное также под арабским названием Руджм эль-Хири («каменный вал дикой кошки»). Колесо духов включает более 42 тысяч  базальтовых валунов, расположенных в виде концентрических кругов. В центре расположен курган высотой 4,5 м. Наружный вал имеет диаметр 152—160 м и высоту 2,4 м. Исследователи обнаружили, что во время летнего солнцестояния лучи солнца проходят между двумя вертикальными камнями в восточной стороне Колеса духов. Двое «ворот» довольно точно сориентированы на две самые высокие видимые точки – вершины давно погасших вулканов. Черепки гончарных изделий имеют возраст около 6000 лет.

 

Дольмен на поле дольменов недалеко от Колеса духов

 

В районе непосредственной близости от Колеса духов расположено множество дольменов (мегалитических погребальных сооружений в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой). Некоторые из них аналогичны по своей архитектуре тем, что обнаружены на севере Британии и во Франции. На сегодняшний день их насчитывается свыше 8500. Следует отметить, что дольмены сооружены в 20 различных стилях. Вероятно  дольмены строили несколько разных племён  в течение длительного времени. В разные поколения у одного племени могла меняться конструкция дольменов.  

 

Схема расположения Колеса духов, дольменов, домов.

 

Базальтовые божки

 

При археологической разведке в квадрате 10×10 км было обнаружено значительное количество поселений, относящихся к медному веку – примерно V-IV тыс. до н.э. Никакой органики, которая бы могла позволить достоверную датировку радиоуглеродным методом, внутри комплекса не осталось. Непосредственно вокруг Колеса духов на расстоянии 300-350 м существует своеобразная зона отчуждения, где ничего не строилось, а дальше располагалось поселение в несколько сотен домов, в свою очередь, видимо, являвшееся центром целого района. 

 

В одном из раскопанных домов были найдены отполированные камни для перемалывания зерна, кремниевые пластины – заготовки для серпов, зернохранилища и базальтовые божки. У божков были разные лица, но практически все они, как и другие найденные предметы, были расколоты пополам, для чего, как показал эксперимент, потребовались недюжинная сила и настойчивость. То, что в силу размера сломать не получилось, было перевернуто. Сам дом был не просто разрушен, а сожжен, причем все входы в него были предварительно заложены. 

 

Исследователи  предположили, что дом был ритуально убит и похоронен. Вероятно это сделал внук или правнук того, кто этот дом построил. Основания для такого предположения кроются в культе мертвых, описанном, например, в текстах из Междуречья. Мертвым не поклонялись, но их надо было кормить, чтобы они не вредили живым. И предположительно, делалось это до тех пор, пока оставались в живых те, кто помнил покойного. После этого мертвые как бы умирали еще раз и, сливаясь с общей массой духов, больше не могли навредить. Видимо, в этот момент, раскалывался божок, изображавший теперь уже дважды покойного, и хоронился его дом.

 

В Израиле недалеко от Тель-Авива есть город Ор-Йеху́да. В ходе раскопок в Ор-Йеху́да были найдены  предметы, указывающие на интенсивную жизнь в эпохи меди и бронзы (VI-II тысячелетия до н.э.): кремниевые и базальтовые орудия, ямы с осколками тысяч керамических сосудов и редкая ступка для изготовления масла.

 

При раскопках в 2016 году была обнаружена 18-сантиметровая фигурка человека в позе «мыслителя». Древний мастер прилепил к горлышку ножки и ручки и вылепил на нем лицо с орлиным носом и круглыми глазами, так что устье изящного сосуда выглядит как шляпка задумчивого человечка. На месте раскопок археологи также обнаружили другие сосуды, кинжалы, наконечники стрел, топоры, кости овец и ослов. Исследователи предположили, что все эти предметы стали частью подношений умершему человеку, который занимал высокое положение в древней общине.

 

Фигурка человека на сосуде

 

Фигурка человека на сосуде

 

Стилистика изображения лица человека на сосуде очень похожа на изображение божков найденных в окрестностях Колеса духов. Следует обратить на форму глаз, которые соответствуют названию «совоокий». Цикло́пы или кикло́пы («круглоглазые», от др.-греч.κύκλος — «круг» и όψις — «глаз»), в древнегреческой мифологии в разных версиях божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ [2. Любкер]. У Гомера богиня Афина называется «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Круглое изображение глаз встречается на сосудах медного периода на территории Испании.

 

Сосуд культуры Лос-Мильярес с типичным глазообразным мотивом. Юго-восток Испании,  халколит

 

Можно предположить, что мегалитическая культура Западной Европы и Северной Африки начала формироваться в Леванте в период 85-62 веков до н.э. По археологическим исследованиям около 85 века до н.э. было переселение племён на юг из верховьев Евфрата. В этот период круглые храмы Гёбекли-Тепе были засыпаны и на их месте были построены прямоугольные храмы. Можно предположить, что часть племён создававшие круглые  храмы переселились в район Тивериадского озера и приняли участие в строительстве новых культовых сооружений. Вероятно в период похолодания 62-58 веков до н.э. в результате переселений более северных племён, часть племён из Леванта  переселились в Северную Африку.

 

3.2. Памятники культуры мегалитов в Северной Африке.

О времени появления в Северной Африке мегалитической археологической культуры ничего не известно. В провинции Гельма на северо-востоке Алжира находится мегалитический памятник, который включает более 7000 дольменов. Следует отметить, что во всей Франции было обнаружено 4500 дольменов, включая полуразрушенные и ныне не сохранившиеся) на полосе длиной около 2 км вдоль скалистого побережья.

 

Вилайет Гельма на карте Алжира

 

Один из дольменов в Рокнии (Алжир).

 

Алжирский район  (вилайет) Гельма расположен в горах Орес, недалеко от границы с Тунисом. Почти половину территории занимают сельскохозяйственные угодья, большая часть из которых орошаема. 31% занимают леса (алеппская сосна, канарский и пробковый дуб). Североафриканские мегалиты до настоящего времени плохо изучены в связи с отсутствием систематических раскопок в этом регионе. 

 

В V тыс.  до н. э. на юге Иберийского полуострова появляется культура мегалитов, которая распространяется от современной Альмерии, далее проходит полукругом до севера Испании по направлению часовой стрелки. В медном веке мегалиты распространяются по всей Атлантической Европе.

 

Распространение мегалитов в Европе и на севере Африки.

 

Мегалитические монументы весьма разнообразны: от довольно простых дольменов вплоть до коридорных гробниц, выполненных из гигантских каменных плит и затем покрытых ещё более массивными плитами, хотя иногда их конструкции включали в себя и мелкие элементы. Мегалиты встречаются по всей территории Пиренейского полуострова, но чаще всего — в восточной Андалусии. 

 

Вернёмся к мегалитической культуре Северной Африки. По археологическим исследованиям в 52—45 веках до н. э. на остров Мальта  из Сицилии пришли первые поселенцы. Эти племена занималась сельским хозяйством: выращиванием ячменя, пшеницы и овощей, а также разведением свиней, крупного рогатого скота, овец и коз. 

 

В настоящее время не известно никаких преданий от племён мегалитической культуры живших в VI-II тыс. до н.э. в   Северной Африке, Сицилии и на острове Мальта. Поэтому мы ничего не можем выяснить по этносу, создавшему мегалитические культуры, но мы можем определить субклады потомков племён мегалитической культуры. 

 

В 7 веке до н. э. на Сицилии поселились греки. Хотя к тому времени у них уже был алфавит на основе финикийского, но они ещё не имели привычки вести хроники событий. Древнегреческий историк Фукидид, живший в 460-400 годах до н.э. сообщил, что греческие колонисты столкнулись на восточном побережье с сикулами, а на западном — с сиканами [3. Фукидид]. Сообщение Фукидида является наиболее древним источником по истории острова. Фукидид ссылается на трактат Антиоха Сиракузского «История Сицилии», написанный в 424 г. до н. э. Никаких реалистических преданий о племенах циклопов (киклопов) и лестригонов Фукидид не записал.

 

По сообщению Фукидида до Троянской войны из Иберийского полуострова лигурами были изгнаны сиканы. Затем сиканы переселились на остров Сицилию и разгромили местных автохтонов гигантской расы, которых Фукидид называл «циклопы» и «лестригоны» [3. Фукидид].  По археологическим исследованиям между 19 и 18 веками до н. э. на остров вторгаются новые люди (вероятно сиканы), которые смешались с автохтонным населением. Сиканы обосновались главным образом в центральной и юго-западной зоне Сицилии. С их приходом начинается сицилийский бронзовый век. В 20 км к северу от современного г. Ното обнаружено важнейшее поселение того времени Кастеллуччо, типичное для фазы бронзового века между 1650 и 1250 гг. до н. э. По данному селению названа археологическая культура Кастеллуччо [4. Чайлд].  Никаких преданий о племени лестригонов не сохранилось. Возможно лестригоны были создателями мегалитических сооружений на Мальте.

 

Следами пребывания сиканов являются камерные гробницы некрополя Кальтабеллотта, находки тёмной керамики с тиснёным орнаментом и знаками древнего культа Матери земли в долине реки Платани в окрестностях древнего города Камика, столицы сиканов. Вторгшиеся на остров вскоре после этого элимцы, основавшие города Сегеста и Эриче, вытеснили сиканов вглубь острова [4. Чайлд]. 

 

На основании археологических исследований, можно предположить, что мегалитические памятники Северной Африки и острова Мальта в период VI-II тыс. до н.э. создали племена общего этноса. Древние греки представителей этого этноса не застали и придумали племя гигантской расы. Достоверных сведений о названиях племён создавших мегалитические памятники в Северной Африке и на острове Мальта не обнаружено.

 

Мальта. Общий вид храма Джгатия

 

Считается, что храмовые объекты на Мальте возводили, начиная с 45 века до н.э. Но, на протяжении многих столетий на островах действовали две основные разрушительные силы: первая - не затихали войны, и вторая - мальтийское население, нуждавшееся в камне для своих собственных целей, разбирало древние храмы на строительный материал. Древние каменные плиты шли и на постройку гаваней и фортов, последние затем активно использовались Мальтийским орденом во время Великой (турецкой) осады, они уходили и на строительство или восстановление городов. Если учесть и третий фактор - время, то сегодня большинство храмовых построек представляют собой груды развалин: беспорядочно разбросанные глыбы известняка, разрушенные остатки стен и оград. Всего же на островах к сегодняшнему дню обнаружены остатки 23 храмов.

 

Только четыре храма Джангатия, Хаджар, Квим, Мнайдра, Таршин сохранили свои очертания. Подземный комплекс Гипокей сохранился в хорошем состоянии. Судя по многочисленным статуэткам, обнаруженным в окрестностях комплекса, храмы относились к культу плодородия. Согласно местному фольклору, храмы соорудила раса гигантов.  

 

Мегалитические объекты Западной Европы имеют существенные отличия от мальтийских храмов. Археологи установили, что культуры доисторической Мальты во многом связаны с Сицилией, поэтому  предполагают, что Мальта была культовым центром народов сицилийского неолита - палеометалла.

 

Мальта

 

На Мальте обнаружено большое количество фигурок полных женщин. Вероятно, они символизировали богиню плодородия. Можно предположить, что тучные женщины были визуальным образом «тучных нив» или плодородия земли. 

 

По археологическим исследованиям в VI тыс. до н.э. на Сицилии поселились племена культуры кардиальной керамики, которые не создавали мегалитических памятников. Допустимо предположить, что в составе этих племён были представители субклада G2a. Затем на Сицилии и Мальте появились племена мегалитической культуры с доминирующим субкладом Т1а1. О взаимоотношениях этих племён ничего не известно. Дата строительства первых храмов на Мальте точно неизвестна. Мегалитические храмы Мальты являются свидетельством присутствия в этом районе древнего развитого общества.

 

3.3. Расселение племён мегалитической культуры. Исследование ветви субклада T>Z709.

До нашего времени дожили потомки очень незначительного числа древних гаплотипов. Из сопоставления разветвления и расселения представителей различных гаплотипов предполагается, что в создании неолитических культур Плодородного полумесяца в период IX-VII тыс. до н.э. доминирующее положение занимали представители субкладов G2a, T1a-M70, E1b1b1-M35.1 и J2a-L26 [5. Eupedia]. 

 

Расселение представителей гаплогруппы Т [5. Eupedia].

 

Дерево субклада Та1а1а1,CTS2214 [5. Eupedia].  

 

Истории племён создавших западную мегалитическую культуру по времени разветвления и расселения различных субкладов лучше соответствуют представители субклада T1a1a1a1-CTS2214. По сведениям сайта YFull YTree v5.02 субклад  T1a1a1a1-CTS2214 образовался около 65 века до н.э. [6. YFull YTree]. Около 63 века до н.э. субклад T>CTS2214 разделился на две большие ветви: T>Z709 и T>Y15127. 

 

Современные потомки ветви T>Z709 живут в Западной Европе, Западном Средиземноморье, Средней Азии. Современные потомки ветви  T>Y15127 в основном живут  в Леванте, Аравийском полуострове и Восточной Африке [6. YFull YTree].  В Восточной Африке представители ветви T>Y15127 стали расселяться во второй половине I тысячелетия, в период распространения религии Ислама.  Особый интерес представляет ветвь субклада  T>Z709>L906. По сведениям сайта YFull YTree субклад  T>L906 образовался около 47 века до н.э. [6. YFull YTree]. Около 24 века до н.э. субклад T>L906>CTS6509  образовал 5 ветвей, потомки которых живут на острове Сардиния, в Иране, Саудовской Аравии, Средней Азии [5. Eupedia]. По времени и территориям расселение представителей  ветви  T>L906>CTS6509 совпадает с переселением племён мегалитической культуры из Северного Причерноморья и Северного Кавказа на Ближний Восток и Среднюю Азию. 

 

Из времени и географии расселения следует, что представители ветви T>L906 входили в состав группы племён ариев. При этом следует учитывать три варианта вхождения представителей субклада T>L906 в группу племён ариев. По первому варианту племена с доминирующим субкладом  T>L906 в V тыс. до н.э. переселились на запад Центральной Европы и участвовали в формировании археологической культуры воронковидных кубков (40-27 век до н.э.). По второму варианту представители субклада  T>L906 в V тыс. до н.э. переселились в Западное Причерноморье, затем около 23-22 веков до н.э. переселились в район Среднего Поволжья и затем вошли в группу племён возглавляемых племенем ариев. По третьему варианту представители субклада  T>L906 в V тыс. до н.э. переселились в Западное Причерноморье, затем в 41 веке до н.э. стали переселяться на запад в верховья реки Дунай, затем участвовали в формировании археологической культуры воронковидных кубков (40-27 век до н.э.).

 

Для более точной реконструкции расселения не хватает подробных последовательностей снипов у представителей гаплогруппы Т, живущих в Греции, Турции, Азии, России, Эстонии. У современных русских представители субклада T1a>M70 составляют около 0,3%, или около 180 тысяч мужчин [7. Рожанский]. По существующим сведениям,  время разветвления и география расселения представителей ветви   T1a1a1a1-CTS2214>Z709 очень  похожи на описание Атлантиды Платона.  

 

В древнегреческой мифологии упоминаются кикло́пы, или цикло́пы  («круглоглазые», от др.-греч. κύκλος — «круг» иὤψ — «глаз»). Можно предположить, что мифы о киклопах родились от мегалитических памятников, на которых изображены круглоглазые, или совоокие лица. 

 

У древних греков сохранились мифы с преданиями о переселении из Сицилии предков племён кельтов, иллирийцев и галлов.  По одной из версий, отражённой у Гомера в Одиссее, киклопы составляли целый народ. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем.

 

Полифе́м (др.-греч. Πολύφημος, «много упоминаемый в песнях и легендах») — в древнегреческой мифологии жестокий циклоп, сын Посейдона и нимфы Фоосы. Был влюблен в Галатею, она отвергла его (по Феокриту); по Нонну же — ответила взаимностью. По Аппиану, у него от жены Галатеи были сыновья Кельт,  Иллирий  и Гал, которые ушли из Сицилии и властвовали над народами.

 

Киклопы — три одноглазых великана Бронт, Акмонид и Стероп, порождение Геи  и  Урана (Варуны).  Сразу после рождения киклопы были связаны и сброшены отцом в Тартар. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом. Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел киклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Киклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили  Гефеста  и  Афину ремеслам. После окончания титаномахии киклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста.

 

В древнегреческих мифах киклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно киклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона. По Ферекиду, Аполлон убил детей киклопов. Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) жили на Сицилии. Жертвенник киклопов был в Коринфе.

 

В одном из мифов о Геракле отразилась древняя история предков греков, которые вместе со стадами мигрировали из юго - запада Пиренейского полуострова через Центральную Европу в Северное Причерноморье. Этот маршрут совпадает с переселением древних скотоводов с доминирующим субкладом E>M78>Z1919>V13, потомки которых у  современных греков составляют около 20% мужчин. 

 

По археологическим исследованиям, материалам ДНК-генеалогии и древнегреческим преданиям наблюдается два направления переселения племён из Северной Африки. По западному направлению переселялись племена, создавшие западные мегалитические культуры. По восточному направлению, из Сицилии через Балканский полуостров в Западное Причерноморье перелились племена киклопов позднее овладевших технологией производства меди.

 

В Северной Африке и в мегалитических культурах Западной Европы не обнаружено археологических следов производства меди. Племена киклопов могли получить технологию производства меди из Восточной Анатолии от племён археологической культуры Винча. Точнее, можно представить, что племя киклопов завоевало места добычи медной руды.  Племена, производящие изделия из меди, стали частью союза племён киклопов.   

 

Из последовательности исторических событий следует, что предки греков встретились с племенами киклопов после того как те овладели технологией производства меди от племён культуры Винча с доминирующим субкладом J2a. В V тыс. до н.э. широкое распространение производство меди получило на территории культуры Гумельница. Вероятно киклопами древние греки назвали племена культуры Гумельница. В формировании культуры Гумельница участвовали племена Хаманджия на территории которой обнаружены мегалитические памятники.

 

Предки древних греков появились на территории Балканского полуострова в первой половине II тыс. до н.э., более чем через тысячу лет после распада культуры Гумельница в IV тыс. до н.э. У современных греков значительную часть мужчин составляют потомки племён поселившихся на территории современной Греции в период V-III тыс. до н.э. Вероятно многие мифы были заимствованы греками у древнего местного населения Балканского полуострова.  

 

На основании расселения современных представителей  гаплогруппы T, можно предположить, что племена с доминирующим субкладом T1a1a1a1-CTS2214>Z709 около 20 века до н.э. входили в группу племён ариев в районе Средней Волги и оказали влияние на формирование мифологии ариев и предков древних греков. Вероятно у киклопов главным был культ бога Варуны (Урана), который древние греки переименовали в Посейдона. 

 

Вару́на (váruṇaḥ) в древнеиндийских Ведах — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод; он имеет тенденцию к совмещению этих функций, но в то же время он в первую очередь Бог-Владыка [8. Элиаде. 1999]. Варуна — старший из братьев-Адитьев — наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют «вседержителями». В послеведийский период Варуна утратил своё ведущее положение в пантеоне, однако его продолжают считать владыкой вод и включают в число Локапал. 

 

Некоторыми исследователями (Ж. Дюмезиль и др.) Варуну фонетически отождествляется с греческим богом Ураном. М. Элиаде, рассуждая о трёхчастной структуре арийского общества, сопоставлял Варуну с варной брахманов [9. Элиаде. 2002].

 

3.4. Происхождение племени атлантов.

Имя царя Атланта известно по древнегреческим мифам. Сохранилось предание об Атланте как о варваре и жителе востока - фригийце, которое встречается у Климента Александрийского в «Строматах».  В античных источниках мифо – эпическое предание об Атланте бытовало в разных регионах античной ойкумены: в Аркадии (Северный Пелопоннес), в Беотии (Средняя Греция), во Фригии, во Фракии. 

 

Дионисий Галикарнасский в  «Римских древностях» сообщил: «LXI. Суть легенды такова. Первым царем в нынешней Аркадии (полуостров Пелопоннес) был Атлант, обретавшийся близ Таумасийской горы. У него родилось семь дочерей, которые ныне, как говорят, находятся на небе под именем Плеяд. Одну из них, Электру, взял в жены Зевс и произвел от нее детей - Ясона и Дардана. 2. Так вот, Ясон остался холостым, Дардан же женился на Хрисе, дочери Палланта, от которой у него родились дети - Идей и Деймант. В то время, когда они, восприняв власть Атланта, правили Аркадией, во всей стране произошло страшное наводнение, равнины оказались залиты водой и на долгое время непригодны для земледелия»[10. Дионисий].

 

В соответствии с хронологией древнегреческих мифов царь Атлант жил в период до  Девкалионова потопа. По сопоставлению археологических исследований и древнегреческих мифов, можно предположить, что Девкалионов потоп произошел в период с 37 по 33 век до н.э. Древнегреческие предания о царе Атланте во Фракии по времени и месту совпадают с археологической культурой Варна, которая датируется 44 – 41 веком до н.э. Культура Варна находилась в Восточных Балканах на территории современной Болгарии. Характерными признаками культуры Варна являются полихромная керамика и богатые кладбища, из которых наиболее известными являются Варненский некрополь, от которого происходит название культуры, и комплекс Дуранкулак, где находится крупнейшее доисторическое кладбище на юго-востоке Европы (1200 могил), вместе с прилегающим неолитическим поселением того же времени, а также ряд плохо изученных поселений эпохи медного века.

 

К культуре Варна относится заключительный период существования (45—41 векам до н. э.) одного из первых городских поселений в Европе — раскапываемого с 2005 г. городища Провадия-Солницата. Данное поселение представляло собой крупный центр производства поваренной соли; на нём обнаружены остатки двухэтажных домов, культовых сооружений и мощных стен, использовавшихся для защиты запасов соли от посягательств врагов. Культура Варна неожиданно исчезла около 41 века до н.э. 

 

Керамика и золотые украшения из Варнинского могильника

 

Варненский некрополь был случайно обнаружен в 1972 году в западной, промышленной части города Варна, приблизительно в 500 м от Варненского озера и в 4 км от центра города. За десятилетия было раскопано порядка 7500 кв. м., что составляет примерно две трети от предполагаемой площади некрополя. Найдено 294 могилы, более 3000 предметов из золота, общим весом более 6 кг, множество медных предметов, более 600 образцов керамики (включая позолоченную), высококачественные кремниевые и обсидиановые лезвия и украшения.

 

Варны. Захоронение  № 43

 

В результате раскопок было обнаружено три типа захоронений:

 

1. Первый тип — тела лежат на спине во весь рост. Таких могил большинство, в основном в них находят скелеты мужчин.

 

2. Второй тип — тела лежат на боку (чаще всего на правом) в «позе зародыша», локти прижаты к коленям. Большая часть таких захоронений — женские скелеты.

 

3. Третий тип — могилы, в которых вовсе отсутствует тело, так называемые «символические» захоронения, кенотафы.

 

Варны, предметы из захоронения  № 43

 

Наиболее богато украшенными являются могилы первого типа. Особо стоит отметить могилу № 43: в ней, судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно  вождь  или  жрец. Захороненный мужчина был ростом около 170 см, умер в возрасте около 45 лет. Из одной только этой могилы было извлечено 990 золотых предметов общим весом более 1,5 кг, множество медных и каменных инструментов. Погребённый был одет в исключительно богатую одежду, держал жезл в правой руке, в могиле были найдены также части лука, украшенного золотом.

 

В некоторых «символических» захоронениях были найдены сделанные из глины копии человеческих голов, с украшениями на месте глаз, носа, лба и рта. Вероятно, такой тип погребений совершали, когда не могли найти либо доставить тело погибшего. 

 

Кроме украшений во всех могилах находили несколько образцов керамики, и различные инструменты, которые могли понадобиться в загробной жизни. Были также найдены различные фигурки талисманов и идолов, как антропоморфные, так и  зооморфные. Наиболее часто встречаются изображения каких-то рогатых животных и быков.

 

Племена археологической культуры Гумельница (Варна) организовали промышленное производство медных изделий. На юго – запад от Варны  недалеко от г. Стара-Загора находится самый древний в Европе рудник Ай-Бунар, в рудах которого, кроме меди, обнаружены свинец, цинк и золото. Было выявлено 11 древних выработок длиной по 15—20 м (самая длинная 100 м) и шириной до 10 м. Они вытянулись цепочкой на протяжении 1,5 км вдоль медно-колчеданной жилы или полосы рудных тел. По измеренным объёмам переработанной руды в отвалах, общий объём извлеченной на Ай-Бунаре медной руды достигал примерно 30000 тонн. Из этой руды было произведено приблизительно 1000 тонн меди. Из  выплавленной меди до наших дней в музеях Болгарии сохранились  изделия общим весом не более 15–20 кг.

 

Самые древние медные рудники были обнаружены археологами неподалеку от Рудна Глава, Сербия и Мечи Кладенец, Ай-Бунар неподалеку от города Стара Загора, Болгария. Я. Бояджиев сообщил: "Эти балканские культуры времен медного века обладали всеми характеристиками первых цивилизаций, включая самые первые городские поселения в Европе (Курган Юнаците, Дуранкулак и Провадия в Болгарии), обнаружено множество поселений, "индустриальные" пропорции производства товаров, особенно металлических и соли. Выявлены развитая торговля, устоявшиеся социальные и профессиональные группы, пиктограммы и символы, признаваемые некоторыми учеными самой древней письменностью в мире, а также ценные артефакты из золота, керамики, костей и камня (самый древний золотой клад был обнаружен в захоронении времен Медного века города Варна)".

 

Городище Юнаците

 

Под руководством болгарского археолога Явора Бояджиева проводится исследование одной из первых открытых цивилизаций Европы. Холм городища Юнаците достигает в диаметре 110 метров, а в высоту 12 метров. В городище сохранились останки урбанизированного поселения, которое датируется пятым тысячелетием до нашей эры. На раскопе нашли оружие, драгоценности, декорированную керамику, осколки с нанесенными на них символами/пиктограммами, а также останки структур датируемых 49 веком до нашей эры, включая укрепления и здания. 

 

Археологическая культура Варны представляет исключительное явление древнего мира, которое не могло не оставить следа в преданиях древних греков. Массовое производство  медных орудий оставило след в преданиях многих этносов о медном веке. По металлургическим примесям в древних изделиях исследователи определили, что все древние изделия на Балканах и Северном Причерноморье периода V тыс. до н.э. изготовлены из меди добытой в упомянутых месторождениях и в Прикарпатье. Соль в древнем мире была главным консервантом и основным  торговым товаром древности. Солеварни были главными  источниками пополнения царской казны. 

 

Около 41 века до н.э. культура Варна исчезла, археологи нашли следы пожаров и разрушений. Массовое производство медных изделий было прекращено. Только через 500 лет в Европе стали проявляться металлические изделия, но уже из мышьяковой бронзы. Технология мышьяковых бронз была разработана на Ближнем Востоке. С IV тыс. до н.э. эта технология распространилась в Закавказье. На основании древнегреческих преданий и археологических материалов, можно предположить, что в захоронении №43 сохранились останки одного из царей рода Атланта. Таким образом, древнегреческие мифы о фракийском царе Атланте имеют  археологическое подтверждение.

 

В «Истории» Геродота, книга четвёртая сообщается: «49. Эти притоки Истра берут начало в самой Скифии. Река же Марис течет из страны агафирсов и впадает в Истр. На севере с вершин Гема стекают три большие реки: Атлант, Аврас и Тибисис» [11. Геродот. Книга 4, 49].

 

Река Истр - это Дунай. Горы Гема - это юго-восточные Карпаты, река Атлант - это современная Тиса, река Аврас – соответствует реке Серет, Тибисис – это современный Прут. По соответствиям рек могут быть другие варианты, главное, что во времена Геродота сохранилось название реки Атлант, который был крупным северным притоком Дуная (Истра). В глубокой древности и в наше время на притоках реки Тиса добывают золото, поэтому  река Атлант - это современная Тиса.

 

В Истории Геродота приводится следующие описание племён Северной Африки: «184. Еще дальше, в десяти днях пути от гарам-антов, находится другой соляной холм с источником. Около него также живет племя под названием атар-анты - единственные, насколько я знаю, безымянные люди. Все они в совокупности носят имя атарантов, отдельные же люди - безымянны. Они проклинают беспощадно палящее солнце и осыпают его бранью за то, что солнечный зной губит людей и их землю. Далее еще через десять дней пути [приходим] опять к соляному холму с источником, вокруг которого также обитают люди. К этому-то соляному холму примыкает гора под названием Атлас. Гора эта узкая и круглая  и, как говорят, так высока, что вершин ее не видно. Зимой и летом она постоянно покрыта облаками. Местные жители называют ее столпом неба, и от имени этой-то горы они и получили свое название. И действительно, их зовут атлантами» [11. Геродот. Книга 4, гл. 184].

 

Атласские горы в Северной Африке

 

Название племени атлантов совпадает с названием легендарной Атлантиды и  фракийским царём Атлантом из древнегреческих преданий. В описании Атлантиды у Платона главу союза городов–государств в западном Средиземноморье возглавлял царь по имени Атлант. Изложенная Платоном легенда об Атлантиде содержит следы древнего предания, которое описывало реальные события в регионе Средиземного моря. По описанию Платона сведения об Атлантиде  была получены и записаны Солоном от египетских жрецов. Афинский политик Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Солон родился около 640 г. и умер в 559 году до н.э.,  записей Солона не сохранилось. Известно, что Солон написал поэму об Атлантиде, которая не сохранилась. В Древней Греции 5 века до н.э. история Атлантиды была достаточно популярной, поэтому Геродот высказал своё мнение о происхождении племени атлантов. 

 

Следует отметить, что в древнеегипетских текстах не обнаружено никаких упоминаний Атлантиды, все названия в легенде об Атлантиде имеют греческое происхождение. Описанная Платоном Атлантида не имеет исторических и археологических подтверждений, но название племени атлантов и имени царя Атланта подтверждается в Истории Геродота и в древнегреческих преданиях. Можно предположить, что род фракийского царя Атланта происходил из Северной Африки.

 

В Диалоге «Тимей» Критий передал слова египетского жреца города Сайс: Я все расскажу ради тебя и вашего государства, но прежде всего ради той богини,  что получила в удел, взрастила и воспитала как ваш, так и наш город. Однако Афины она основала на целое тысячелетие раньше, восприняв о ваше семя от Геи и Гефеста,  а этот наш город –позднее. Между тем древность наших городских установлений определяется по священным записям в восемь тысячелетий [12. Платон]. 

 

Таким образом, у жителей Афин и города Сайс были общие предки, которые по Платону жили в X тыс. до н.э. Следует отметить, что нет никаких оснований для признания этой даты.  Следует учитывать, что древнеегипетские записи могли появиться в III тыс. до н.э., а до этого были устные предания, в которых географические и временные ориентиры могли сильно исказиться. 

 

Далее египетский жрец города Сайс сообщил: «Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря»[12. Платон].

 

Затем по рассказу жреца: «На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении.  И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива»[12. Платон].

 

Из рассказа жреца следует, что атланты в неизвестный период завоевали Западное Средиземноморье, а затем стали завоёвывать Восточное Средиземноморье. Далее предки афинян возглавили сопротивление и победили атлантов. Затем «Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясении и наводнении,  за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину.  После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров»[12. Платон].

 

Далее в Диалоге «Критий» Платон написал, что война между Афинами и Атлантами произошла 9 тысяч лет назад и описал государственное устройство Атлантиды. Можно предположить, что в Диалоге Критий приводятся предания по политической ситуации в Средиземноморье в период III – II тыс. до н.э. 

 

Географическая карта Сицилии, Мальты.

 

Из содержания рассказа египетского жреца города Сайс следует, что у нас нет оснований считать реальной дату гибели Атлантиды в X тыс. до н.э., а описание Платоном  Атлантиды следует отнести к философским фантазиям. На основании археологических исследований мегалитических сооружений Средиземноморья, сведениям Геродота и расселению представителей субклада  T>Z709, можно предположить, что в период V-IV тыс. до н.э. в Средиземноморье доминировали племена атлантов, которые были народом мореплавателей. Вероятно центр племён атлантов находился в районе современного Северного Туниса и острова Сицилия.

 

Возможно в древности существовала суша между островом Сицилия и Тунисом. В неизвестное время  в результате землетрясения произошло опускание суши между островом Сицилия и Тунисом. Этот катаклизм нашел отражение в легенде об Атлантиде.  

 

На современной географической карте хорошо видны районы малых глубин между Сицилией и Тунисом. Вероятно,  в  древности район светлосиних глубин был сушей. Южнее острова Пантеллерия находился узкий пролив, соединявший восточную и западную часть Средиземного моря.  Пантелерия и Келибрия образовывали «геркулесовы столбы». Между Келибрией и Мальтой, вероятно, находилось древнее озеро Тритон. Район между Сицилией и Тунисом находится в активной геологической зоне, здесь дно постоянно опускается или поднимается. Поэтому невозможно по современному рельефу дна определить границы берега в древности.

 

Древние храмы на острове Мальта дают основания считать реальным существование особой цивилизации атлантов. В результате похолодания около 29 века до н.э. произошло массовое переселение племён на юг, которое привело к гибели цивилизации атлантов. 

 

На основании археологических исследований, можно предположить, что возникновение цивилизации атлантов произошло в V тыс. до н.э. в районе современного северного Туниса в результате объединения племён скотоводов мегалитической археологической культуры и племён мореплавателей культуры кардиальной керамики. Можно предположить, что в составе племён кардиальной керамики были представители субклада G2a. Из последующего расселения представителей субклада T>Z709 следует, что именно представители этого субклада были доминирующими у племён атлантов.

 

О языке племени атлантов, или племён с доминирующим субкладом T>Z709 не сохранилось никаких сведений. По древнегреческим мифам  атланты были мореплавателями, следовательно, в языке атлантов было много морских терминов. По исследованиям лингвистов в протоиндоевропейском языке не было слов связанных с морем и горами, а это не соответствует   истории переселений представителей субклада T>Z709 и преданиям о племени атлантов. Из этого следует, что язык племени атлантов и племён с доминирующим субкладом  T>Z709 не мог быть основой для формирования индоевропейского языка. 

 

Литература

1. Анати Э. Палестина до древних евреев. М. Центрполиграф, 2007.

 

2. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — В 3 томах. — М.: Олма-Пресс, 2001.

 

3. Фукидид. История. М.: Ладомир-Наука. 1993. 3-е изд. (Серия «Классики исторической мысли»). М.: Ладомир-АСТ. 1999. 

 

4. Гордон Чайлд. У истоков европейской цивилизации. М.: Издательство иностранной литературы, 1952. Перевод с английского М. Б. Свиридовой-Граковой и Н. В. Ширяевой. Под редакцией Т. С. Пассек. 

 

5. Eupedia. http://www.eupedia.com. (дата обращения 27.02.2017). 

 

6. Сайт YFull YTree v5.02.

 

7.  Рожанский И.Л. Загадки Русской равнины: монголы, финно-угры и викинги. Переформат, 3.02.2015. http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.05.2015).

 

8. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999 г.

 

9. Элиаде М. Трёхсоставная индоевропейская идеология // История веры и религиозных идей. — М., 2002.

 

10. Дионисий Галикарнасский, «Римские древности». Переводчик  Маяк И.Л.,  Рубежи XXI век. 2005.

 

11. Геродот. История в девяти томах. Научно-издательский центр "ЛАДОМИР" "АСТ" М., 1999г.

 

12. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. Перевод С.Аверинцева. М.: "Мысль", 1994.