Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев

6. Происхождение ариев

 

6.1. Сведения о племенах ариев.

Историческая наука о происхождении племён ариев ничего определённого сказать не может. В Истории Геродота упоминаются племена ариев, которые жили в Центральной Азии в  5 веке до н.э. [1. Геродот].  Название племени ариев возникло до появления письменности, поэтому мы точно не знаем, на каком историческом этапе оно появилось. Самые древние предания из Авесты можно реконструировать периодом первой половины II тыс. до н.э. 

 

Можно предположить, что название ариев происходит от культа бога Ара (египетского - Ра, славянского - Яра, индусского - Хари-Кришна). Ар (армянский  Ար)— главный бог древних армян. Ознаменовал могущество солнца (на армянском языке - арев), соединял в себе черты силы природы, весны. Лингвисты Т. Гамкрелидзе и В. Иванов считали, что слова Арев (Душа, позже — Солнце), Арпи (небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара, то есть творения), Арян (арийский), Арта и др. происходят от общего корня [2. Гамкрелидзе].

 

Культ бога Ара следует сопоставить с ранним  ведийским божеством Арьяма́н (санскр. अर्यमन्) («дружественность, гостеприимство»). Арьяман — Адитья, солнечное божество. Его дорогой является Млечный Путь. Арьяман — форма Сурьи, бога Солнца. Во время  индуистской свадебной церемонии Арьямана призывают в свидетели. Арьяман упоминается в «Ригведе» около 100 раз (чаще всего с Митрой и Варуной). Арьяман — хранитель арийского общества, он следит за прочностью различных уз, которыми объединены члены обществ ариев. Он покровительствует бракам, гостеприимству, свободному движению по дорогам, ритуалам ариев, подаркам и взаимным подношениям.

 

Возможно от культа бога Ара происходит название провинции Арагон в современной Испании, название района Ариана в Тунисе. Согласно ряду исследований, культ Ара имел общеиндоевропейское распространение: Арес (греческий), Ахурамазд (персидский), Эртаг (германский), Рам (индийский), Яр-Ярило (славянский) и др. Вероятно от культа Ара произошел культ египетского бога солнца Ра и  древнее название реки Волга (Ра). 

 

Самые древние тексты ариев собраны в Авесте. Согласно пехлевийским преданиям, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Дошедшая до нас Авеста представляет собой лишь часть собрания текстов, кодифицированных при Сасанидах. Сохранённая Авеста представляет собой тексты, так или иначе используемые в богослужении или частной молитве. 

 

В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др.

 

В Авесте ничего определенного о происхождении ариев не сообщается. «Авеста» называет ариев воинами-колесничими и приводит имена их племен: арьи, туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха.  По древней иранской легенде  все они имеют общее происхождение, ведущие к прародителю Йиме. Умирая, он разделил свое царство между детьми Эраджем, Туром и Салмом (авестийское название Сайрима). Тур получил во владение «Туран до пределов Чина», т.е. земли за Согдом. Племена: туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха соответствуют предкам турков (тюркам), хуннам (гуннам), данам (данайцам), сурья (сирийцам), саям (сарматам), дахам (сакам). Все эти племена известны по истории региона от Средней Волги до Алтайских гор. Следует отметить, что в составе ариев племена синдов, бхарат, бхригу не упоминаются и это при фактической общности древнего языка Авесты и Ригведы.

 

Из последующих исторических событий, можно предположить, что у племён даха доминирующий субклад был  R1a>Z645>Z94, у племён тура доминирующий субклад был J2a, у племён сурья доминирующий субклад  был R1b>Z2103, у племён хьяуна доминирующий субклад  был Q1а>L330, по племенам дана и саи сведений недостаточно, возможны варианты субкладов T1, R1b>М269, J2b. По материалам ДНК-генеалогии у племён арьи, туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха общего происхождения не выявляется. Из доминирующих субкладов племён арьи, туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха следует, что в III тыс. до н.э. эти племена говорили на разных языках алтайской, индоевропейской, афразийской  и др. языковых семей. Можно предположить, что в начале II тыс. до н.э. племя ариев перешло на индоевропейский язык одного из племён, которое, вероятно, называлось даха, или дачи (даки).    

 

Для индийской ведической литературы характерно использование ārya в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых»  варны (брахманы,  кшатрии  и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.

 

В Ригведе этноним ārya упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышается племя  Bhārata. Значение слова ārya всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.

 

В древнеперсидских надписях этноним ariya используется в трёх контекстах: 

 

1. Арийский — название языка надписей Дария I  в  Бехистуне (древнеперсидского).

2. «Арий» (ariya), «арийского рода» (ariya-čiça) — этническое происхождение Дария (Накш-е Рустам).

3. Ахура Мазда, бог ариев — в эламской версии Бехистунской надписи.

 

Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» (ἄριοι) — о мидийцах [1. Геродот. Кн.7.62], «арийский (ἄρειον) род» — о магах и их пастве. Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna (авест. airyana) «арийский», «ариец»: Αρειανοί — народ, к которому принадлежал Зороастр [3. Диодор. Кн.1.94.2], ἡ 'Αρειανή — Ариана (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями»[4. . Страбон].

 

В 17-13 веках до н.э.  на территории северной Месопотамии  существовало государство Митанни (Ханигальбат в ассирийских текстах, Нахарин(а) в египетских и семитских). Митаннийцы говорили на хурритском языке, это видно как из текстов договоров, заключённых ими с хеттами, так и из писем египетским фараонам. Между тем в языке Митанни очевиден индоевропейский субстрат, иногда именуемый как митаннийский арийский язык. Митаннийские цари носили индоиранские имена наряду со вторыми хурритскими и поклонялись, в числе прочих, индоиранским богам; к митаннийской же традиции, очевидно, восходит распространение индоиранских терминов для коневодства. 

 

В договоре между хеттским царём Суппилулиумой I и митаннийским царём Мативаца около 1380 г. до н. э. упоминаются божества Митра, Варуна, Индра и Насатья (Ашвины). Следует отметить отсутствие главного бога ариев – Ахура Мазда. В тексте Киккули об обучении  лошадей  упоминаются такие термины, как aika (санскр. eka, один),  tera (санскр. tri, три), panza (pancha, пять), satta (sapta, семь), na (nava, девять), vartana (vartana, круг). 

 

Предполагается, что название государства Митанни произошло от названия племени, которое находилось в районе  озера Урмия  на территории современного Северо-Западного Ирана, в области, которую древнегреческие историки и географы второй половины I тысячелетия до н. э. называли Матианой или Матиеной.

 

По исследованиям группы лингвистов во главе с  И. М. Дьяконовым определено, что в миттанийском арийском языке нет черт, характерных для иранских языков, в то же время есть черты, архаичные уже для индийских ведийских текстов, но и черты, заведомо возникшие в языках индийской ветви лишь в I тысячелетии до н. э. и отсутствующие в санскрите. Вывод из исследований может быть различен:

1) «митаннийский арийский» — очень древний язык индийской ветви, однако уже выработавший некоторые черты, возникшие в других индийских диалектах лишь позже;

2) «митаннийский арийский» — это диалект будущих иранских племен, но относящийся ко времени до выработки фонетических особенностей, отделивших иранскую ветвь от индийских, — и, однако, имеющий уже и некоторые позднейшие, все-таки неиранские черты;

3) «митаннийский арийский» принадлежит к ветви, промежуточной между иранской и индийской, а именно к дардо-кафирской [5. Дьяконов].

 

Следует отметить, что митаннийцы не называли себя ариями. В «митаннийском арийском» нет никаких упоминаний об ариях. Из этого следует, что существовал отдельный митаннийский язык и отдельные арийский и индоарийский языки, от которого произошли языки авестинских ариев и ведийских индоариев. 

 

На основании совпадения богов Митры, Варуна,  Индры  и  Насатья (Ашвинов) у ведийских индоариев и у миттанийцев, логичнее племя миттанийцев относить к этносу синдов, которые существовали отдельно от ариев. Из этого следует, что племена миттанийцев и синдов перешли на индоевропейский язык независимо от ариев. Можно предположить, что в II тыс. до н.э. племя ариев возглавило союз племён, в который входили предки индусов, но не входили предки  митаннийцев - синдов. 

 

Из археологических исследований и лингвистических реконструкций следует, что в период 32-23 веков до н.э. существовало  три группы индоевропейских языков. В районе Балканского полуострова  сформировалась группа будущих анатолийских языков, в которую входили вымершие языки  несийцев - хеттов, лувийцев, лидийцев, и др. На территории археологической культуры шнуровой керамики – боевых топоров стали формироваться кельтские, италийские и славянские языки. В период 23-17 веков до н.э. на территории фатьяновской, балановской и абашевской археологических культур сформировались арийский (протоиранский) и индоарийские языки.   

 

На основании совпадения названия бога Ар у древних армян и племенного названия ариев, можно предположить, что среди предков древних армян было племя ариев, которое заняло доминирующее положение. Вероятно у древних греков племя ариев не было доминирующим, но оставило заметный след в виде культа бога войны Ареса. Через сопоставление истории племён ариев у армян, греков и авестинских ариев мы можем определить доминирующий субклад племени ариев и через разветвления этого субклада  реконструировать историю племени ариев. 

 

6.2. Происхождение ариев по археологическим исследованиям.

По сведениям из Авесты, по берегам моря Воорукаша (“Молочного моря” Махабхараты) и реки Ранхи располагался ряд арийских стран - от Арьяна-Вэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге [6. Авеста].

 

Поскольку по тексту  Авесты индийские страны можно понимать как арийские и находились они на реке Ранха, а не на реке Синдху, то логичнее эту ситуацию отнести к периоду после 23 века до н.э., когда часть племён синдов покинули Северное Причерноморье. Под рекой Ранхи можно представить современную Волгу и Каму (восточный приток Волги), а море Воорукаша будет соответствовать Северному Ледовитому океану.  

 

О племенах ариев, живших в Европе до III тыс. до н.э., в настоящее время ничего не известно. По гипотезе археолога Л.С. Клейна в составе новоданиловской культуры (47-32 век до н.э.), были племена ариев, переселившиеся из Центральной Европы [7. Клейн. 2007]. По археологическим исследованиям племена ариев в III тыс. до н.э. жили на территории катакомбной археологической культуры в Северном Причерноморье [7. Клейн. 2007].

 

По археологическим признакам в III-I тыс. до н.э. прослеживается миграция племён северной мегалитической культуры из района современной северной Германии через Польшу, Западную Украину, Крым, Приазовье, Северный Кавказ, Закавказье, Иран, Афганистан, в Индию. На основании археологических исследований, также можно предположить, что племя ариев было одним из племён на территории археологической культуры шаровидных амфор (34-28 век до н.э.).

 

В книге археолога Л.С. Клейна «Время кентавров. Степная прародина греков и ариев» сообщается: «В новосвободненской культуре, которую есть основания отводить греко-ариям — общим предкам греков и индоиранских народов (скифов, индоариев, осетин, персов и др.) — или их родичам, мы узнаем типичные черты мегалитических культур Крыма и Нижнего Поднепровья: курганы, каменные гробницы, расписанные внутри, чернолощеную керамику, орнаментированную небольшими выпуклостями («жемчужный орнамент»). Изображения на стелах вносят дополнительный вклад в этот перечень»[8. Клейн. 2010]. 

 

«Находки из Гёлицш, близ Мерзебурга (Восточная Германия). Там тоже лук и колчан гравированы на внутренней стенке каменной гробницы. Не просто лук и колчан, а точно такие же, как в Новосвободной! Связь несомненная. Да и новосвободненская керамика черного лощения очень напоминает так называемые воронковидные кубки — керамику IV—III тыс. до н. э. севера Центральной Европы, связанную там тоже с мегалитами. Правда, гробница в Германии более поздняя, относится ко второй половине III тыс., а новосвободненская — к первой. Однако важна не конкретно данная гробница, а представленная ею культура, а она существовала долго. И на Кавказе у мегалитической традиции нет местных корней, а в Центральной и Западной Европе — очаг мегалитизма с давними, уходящими в IV тыс. традициями. Значит, всё же оттуда — сюда»[8. Клейн. 2010].

 

Длительное проживание в Европе предков древних греков, синдов и ариев отразилось на их внешнем виде. В “Ригведе” употреблялся фиксированный термин śvitnya (1.100.18; 7.33.1; 7.83.8), что означало, “светлый”. Почти все герои “Махабхараты” наделены очами цвета “синего лотоса”. Патанджали в комментарии к трудам Панини (VI.2.15) отмечал, что истинному брахману подобает иметь каштановые волосы и серые глаза. В “Илиаде” (1.197; 17.673; 24.141 и др.) все ахейцы стандартно белокуры – Ахиллес, Менелай, как и все ахейские женщины и, наконец, сама Гера. Даже на рельефах Тутмоса IV (1420-1411 гг. до н. э.), по заключению Э. Олмстеда, египетские художники с присущей им точностью сумели запечатлеть “нордический” (индоевропейский) облик колесничей знати государства Митанни – марианну, равно как и арменоидный тип их хурритских слуг и оруженосцев» [8. Клейн. 2010. Глава 6]. Следует отметить, что все эти сведения следует относить к племенам индоевропейцев и синдов, о внешнем облике собственно ариев ничего не известно.

 

По археологическим признакам и названиям рек в формировании культуры шаровидных амфор (34-28 век до н.э.) принимали участие племена, переселившиеся из территории современных северной Франции и средней Германии. В северной Франции известна культура Сены-Уазы-Марны  (около 43 — 32 века до н. э.) существовала на севере Франции в окрестностях рек Уаза и Марна. Наиболее примечательной особенностью данной культуры являются мегалитические гробницы галерейного типа, снабжённые плитой с круглым отверстием, отделяющей вход от главной погребальной камеры (аналогичная особенность свойственна дольменам Северного Кавказа). 

 

В книге Гордона Чайлда сообщалось: «В Вестфалии и Тюрингии переселенцы из области Сены—Уазы—Марны из Парижского бассейна  ввели могилы с галереей и со входом через амбразуру»[9. Чайлд].

 

«Находки шаровидных амфор сосредоточены преимущественно в бассейне рек Заале—Эльба и в районе Хавеланда (Бранденбург), но они встречаются и к северу от этой области вплоть до Рюгена, к югу до Чехии включительно, а к востоку через Галицию до Волыни и Подолии включительно. В Чехии шаровидные амфоры иногда встречаются на холмах в укрепленных поселениях, но даже на Волыни и в Подолии их обычно находят лишь в характерных (сложенных из плит) каменных ящиках с перегородками внутри, вмещавших до 6 костяков. Даже в станице Новосвободная, в долине Кубани (стр. 214), керамика из каменных ящиков, разделенных (внутри) плитами с амбразурой, напоминает по виду шаровидные амфоры»[9. Чайлд].

 

О языках  племён культуры  воронковидных кубков ничего не известно. По археологическим признакам на территории культуры  воронковидных кубков жили потомки местных аборигенов, скотоводы, пришедшие с территории западной мегалитической культуры, земледельцы - потомки пришельцев из Малой Азии.

 

В книге В.А. Сафронова «Индоевропейские прародины» сообщается: «Из праиндоевропейской культуры воронковидных кубков выделилось две культуры - культура шаровидных амфор и культура шнуровой керамики. 

 

Культура шаровидных амфор зародилась на периферии культуры воронковидных кубков в Куявии (Польша). Первые перемещения ее проходили в западном и южном направлениях; носители культуры шаровидных амфор вошли в миграционный поток с индоариями (археологический эквивалент - кубано-днепровская культура с повозками, см. главу 12), возможно, с хеттами (культура новосвободненских дольменов) и дошли до Кавказа уже к 23 в. до н. э. Причины этих миграций уже освещались выше: в основном, это глобальные изменения климата, возрастание аридности, повышение роли скотоводства в хозяйстве индоевропейцев. 

 

Вторая волна носителей культуры шаровых амфор, носителей древнеевропейского диалекта, на Северный Кавказ была связана с давлением другой производной праиндоевропейской культуры воронковидных кубков - культуры шнуровых керамик. Этот поток был более однороден, составлен культурами, происходящими из древнеевропейской общности – культуры шаровых амфор (как доминирующий компонент) без включения южных компонентов. Древнейшими памятниками, оставленными переселенцами, являются Дзуарикау 1/19 и Скачки к/и в Пятигорье с топорами пост-новосвободненского типа, по которым устанавливается дата памятников. "Открытие самых ранних памятников кубано-терской культуры и обоснование неместных ее корней позволяет говорить о миграционном пути появления КТК па Северном Кавказе" (Николаева, 1987, с. 15)»[10, часть 3, глава 15]. Следует отметить, что в период до 17 века до н.э. мы ничего не знаем о племенах ариев. Арии могли входить в состав племён шаровидных амфор, но нет никаких оснований считать, что эти племена говорили на индоевропейских языках. 

 

По исследованиям В.А. Сафронова начало позднего триполья совпадает со временем появления культуры шаровидных амфор в Восточной Европе: «Стратиграфические данные показывают, что на поселениях трипольской культуры позднего периода залегает керамика КВК (культуры воронковидных кубков) и КША (культуры шаровидных амфор). Сейчас никого не удивляет такая ситуация, из которой следует, что эти культуры сыграли свою роль в дезинтеграций массива трипольской культуры и в процессе "исчезновения триполья". Племена культуры шаровидных амфор (34-28 век до н.э.) участвовали в формировании новосвободненской культуры  на западе Северного Кавказа (28-23 века до н.э.). Позже потомки племён шаровидных амфор  участвовали в формировании   фатьяновской культуры (22-15 век до н.э.)»[10. Сафронов].  Следует отметить, что в книге Сафанова даты могут отличаться от современных «калиброванных» на 800-400 лет. Фатьяновская культура по калиброванным датам существовала в 28-18 веках до н.э. 

 

 На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на западе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип) [11].

 

В статье археолога Л. С. Клейна [11. Клейн.2014] сообщается, что на Алтае и в Синьцзяне археологом А.А. Ковалёвым раскопаны и исследованы археологические памятники культуры второй половины III  - начала II тыс. до н. э., которая названа чемурчекской. Эти памятники имеют близкое сходство с археологическими памятниками Франции и Швейцарии — те же своеобразные мегалитические гробницы, те же статуи очень редкостного типа, та же керамика. Погребенные чемурчекской культуры отнесены к европеоидному антропологическому типу. 

 

Предметы французского неолита и культуры Чемурчек [11].

 

В настоящее время не определено, в какое время и по какому маршруты  переселились племена, создавшие чемурчекскую культуру. На основании последующих исторических событий можно предположить, что в составе племён участвовавших в создании чемурчекской культуры были племена ариев, у которых был доминирующий субклад E>V13. Возможно два варианта переселения ариев. В первом варианте племя ариев до 22 до н.э. переселилось в район Алтая. Во втором варианте племя ариев до 22 века до н.э. находилось в степях от Северного Причерноморья до Прикаспия, затем в период засухи 22-19 веков до н.э. переселилось в район  Средней Волги или Алтая. По археологическим исследованиям история ариев как создателей крупного союза племён начинается около 18 века до н.э. на территории срубной культуры. По материалам ДНК-генеалогии при расчёте по снипам около 20 века до н.э. субклад  E>V13>CTS1273 разветвился на  9 крупных ветвей и 8 одиночных субкладов. Это является признаком создания союза племён ариев во главе с неизвестным патриархом, который завоевал множество племён на значительной территории. Возможно этого патриарха звали Арий. По времени и территории союз племён ариев может соответствовать истории сеймо-турбинского феномена. При расчёте по стир мутациям общий предок субклада E>V13 жил около 16 века до н.э. Период  22-15 век до н.э. по дате рождения патриарха субклада E>V13>CTS1273 находится в пределах погрешностей в расчётах ДНК-генеалогии.

 

Неолит Франции – это ближайшее западное соседство культуры воронковидных кубков Северной Германии, Ютландии и Польши. Во Францию заходит ее западный отпрыск  михельсбергская культура. В бассейне реки Тарима и в последующие времена продолжало существовать население с европейскими антропологическими характеристиками, носившее одежду из шерстяных тканей с клетчатым узором (излюбленный тип ткани у кельтов) и плащи с наплечной застежкой-булавкой, из которой в Европе развилась фибула. В ископаемых гаплотипах таримских мумий обнаружены очень древние ветви R1a, которые могут соответствовать субкладу  R1a2-YP4141 обнаруженному в Британии и Ирландии. 

 

В книге Гордона Чайлда «Арийцы. Основатели европейской цивилизации» отмечается: «Однако необходимо помнить, что северные культуры в Германии являются отнюдь не однородными. Некоторые народы устраивали коллективные захоронения в мегалитических гробницах, другие на постоянных кладбищах в отдельных могилах; разнообразие типов керамики вызывает изумление; встречаются как длинно-, так и короткоголовые черепа. Создается впечатление, что эти народы возникли в результате постоянного смешивания отдельных родов или племенных групп. Им часто приходилось воевать, находки образцов каменного оружия не поддаются исчислению. Но существование регулярных торговых отношений между различными группами засвидетельствовано распространением янтаря и других предметов потребления»[9. Чайлд].

 

У нас нет оснований считать, что до 21 века до н.э. племя ариев было многочисленным и занимало значительную территорию. Ранее мы исследовали субклады R1a>M417, T>L906, G2a2b2a1>L140, J2a. Далее необходимо исследовать субклад E>V13, затем  по расселению представителей субклада и главному религиозному культу следует определить субклад наиболее соответствующий истории расселения племён ариев в Центральной Азии, а также у армян и древних греков. 

 

6.3. Происхождение племени ариев по материалам ДНК-генеалогии. Исследование субклада E>V13.

По сведениям из Авесты,  археологическим исследованиям, древним религиозным культам и материалам ДНК-генеалогии у нас есть основания  считать, что в первой половине II тыс. до н.э.  арии возглавляли союз племён объединявшие несколько этносов разного происхождения, с разными доминирующими гаплогруппами и до объединения говоривших на разных языках. В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все ираноязычные народы и все народы, говорящие на языках индоарийской группы [7. Клейн. 2007].

 

В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой — постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.

 

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

 

На территории Средней Азии, Индии и Ирана значительную численность составляют представители субклада R1a>Z645>Z93. По мнению профессора А.А. Клёсова  арии произошли из племени с доминирующим субкладом R1a>М417>Z645>Z93, однако  доказательств этого не обнаружено. По археологическим исследованиям  распространения погребального обряда кремации в урнах в Европе и древнеиндийским преданиям, я предположил, что  около 35 века до н.э. в роду легендарного мудреца Бхригу родился мальчик, у которого в Y хромосоме появилась снип мутация  Z645. Потомки рода  R1a>М417>Z645 стали большинством в племени бхригу. Расселение представителей субклада  R1a>М417>Z645 в период 35-30 веков до н.э. было связано с историей племени бхригу. В древнеиндийских преданиях связанных с историей племени бхригу ничего не сообщается о племенах ариев. 

 

Ранее мы исследовали историю племён с доминирующими субкладами R1a>M417, T>L906, G2a2b2a1>L140 и J2a1>L26>L25. Племена с доминирующим субкладом T>L906 были создателями мегалитических культур, у которых был главный бог Варуна и основное племенное название анты и атланты. Представители субклада  T>L906 могли входить в союз племени ариев, но племенное название и культ Варуна не соответствует истории ариев. 

 

Племена с доминирующим субкладом G2a2b2a1>L140  были создателями археологических культур линейно-ленточной керамики и кукутень-трипольской культуры. Вероятно представители субклада участвовали в формировании этноса синдов у которых главными богами были Митра, Варуна, Индра и Насатья (Ашвины).

 

Племена с доминирующим субкладом J2a1>L26>L25  были создателями археологических культур Караново, Винча, участвовали в формировании культуры воронковидных кубков и Баденской культуры. Вероятно у племён с доминирующим субкладом J2a1>L26>L25  бог Грозы был главным культом. Представители субклада J2a1>L26>L25  могли входить в союз племени ариев, но культ бога Грозы не соответствует истории ариев. У племён синдов известен бог Грозы Индра, который, вероятно, был заимствован у племён с доминирующим субкладом J2a1>L26>L25. 

 

В результате исследования истории племён с доминирующими субкладами R1a>M417, T>L906, G2a2b2a1>L140 и J2a1>L26>L25 я не нашел признаков происхождения ариев из этих племён. Из наиболее крупных древних этносов связанных с историей ариев у нас осталось племя с доминирующим субкладом E>V13.

 

Субклад E>V13 происходит из ветви E1b1b>М215. По материалам сайта YFull YTree субклад  E1b1b>M215 образовался около 405 века до н.э. и начал разветвляться около 328 века до н.э.[12. YFull YTree]. По материалам сайта Eupedia представители субклада E1b1b-M215 за пределами Европы составляют в Марокко (более 80%), Сомали (80%), Эфиопии (40% до 80%), Тунисе (70%), Алжире (60%), Египте (40%), Иордании (25%), Палестине (20%) и Ливане (17,5%). На европейском континенте представители ветви E1b1b>M215 имеют самую высокую численность в Косово (более 45%), Албании и Черногории (27%), Болгарии (23%), Македонии и Греции (21%), Кипре (20%), Сицилии (20 %), Южной Италии (18,5%), Сербии (18%) и Румынии (15%)[13. Eupedia].

 

Расселение современных представителей субклада E1b

 

По материалам ДНК-генеалогии и ископаемым гаплотипам следует, что представители субклада E1b1b>M215 были создателями на Ближнем Востоке натуфийской археологической культуры (125-95 век до н.э.). У представителей натуфийской культуры из пещеры Ракефет (Raqefet) на склоне горы Кармель на северо-западе Израиля обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы  E1b1 и CT [14. Lazaridis].

 

На территории Египта в период 95-30 веков до н.э. наблюдается последовательная смена нескольких родственных археологических культур в которых доминировали различные ветви субклада  E1b1b>M215. По материалам сайта Eupedia в настоящее время в Северном Египте значительной численностью обладают представители субклада Е>M215>М78>L677(V22), в Южном Египте значительной численностью (более 40%) обладают представители субклада Е>M215>М78>V12 [13. Eupedia]. Из этого следует, что представители субклада Е>M215>М78 участвовали в создании  цивилизации Древнего Египта. 

 

Дерево субклада E1b1b1a-M78

 

Египтяне образовались на основе смешения целого ряда различных племён, у которых были разные гаплогруппы, субклады и разные боги. Древнеегипетская религия, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну (Гелиополь), Гермополь (Шедет) и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии. Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов.  Следует отметить присутствие в древнем Северном Египте древнеегипетского культа солнечного бога Ра и распространение субклада  Е>M215>М78>L677(V22). Можно предположить,  что у племён с доминирующим субкладом Е>M215> М78>Z1919 главным был культ солнечного бога с названиями похожими на Ра, Ар, Ара и др.

 

По материалам ДНК-генеалогии субклад E>V13 происходит из ветви E1b1b1a>M78. По материалам сайта YFull YTree субклад  E1b1b1a>M78 образовался около 178 века до н.э. и начал разветвляться около 112 века до н.э. Субклад E>M78>Z1919 образовался около 112 века до н.э. и начал разветвляться около 101 века до н.э. Таким образом, по материалам ДНК-генеалогии представители ветви E>M78>Z1919 в глубокой древности расселились по Ближнему Востоку и Северной Африке.

 

Из расселения современных представителей субклада E>M78>Z1919>V13 видно, что они представляют собой изолированную европейскую ветвь. По материалам сайта YFull YTree субклад E>M78>Z1919>V13 образовался около 56 века до н.э. и начал разветвляться около 34 века до н.э. Представители ветви E>M78>Z1919>V13* обнаружены в Польше и США. Субклад  E>M78>Z1919>V13>CTS1273 образовался около 34 века до н.э. и около 16 века до н.э. (при расчёте по стирам) [15. Клёсов] и 20 века (при расчёте по снипам) разветвился на 8 больших ветвей [12. YFull YTree].

 

Из материалов ДНК-генеалогии следует, что около 56 века до н.э. племя с доминирующим субкладом E>M78>Z1919>V13 из Северной Африки переселилось в Европу и около 20-16 века до н.э. находилось в районе Средней Волги. Об истории племени с доминирующим субкладом E>M78>Z1919>V13 в период 56-21 века до н.э. ничего не известно.

 

По материалам сайта Eupedia в Центральной Европе на территории археологической культуры Сопот и Лендьель (49-34 века до н.э.) обнаружены ископаемые гаплотипы E1b1b>M78, I2A, J2. На территории археологической культуры кардиальной керамики (64-27 век до н.э.) обнаружены ископаемые гаплотипы E1b1b>V13, G2a (x3), I2a1b1, R1b1c>V88 [13. Eupedia]. Ископаемый гаплотип  E1b1b>M78 был обнаружен на территории современной Венгрии в захоронении относящемуся к периоду 50-48 веков до н.э. Возможно в этом гаплотипе были выявлены не все снип мутации, другими словами был недотипирован. Субклад E1b1b>V13 вместе с пятью представителями субклада G2a был обнаружен на северо – востоке современной Испании, в захоронении периода около 50 века до н.э.[15. Клёсов]. 

 

По ископаемым гаплотипам и расселению современных представителей ветви E>M78>Z1919>V13*, можно предположить, что племя субклада E1b1b>V13 из  района Гибралтара, через Центральную Европу переселились в Северное Причерноморье. Эта миграция очень похожа на предание понтийских эллинов о происхождении скифов, записанное Геродотом: «Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттудато Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов»[1. Геродот. Кн. 4.8.]. 

 

Эрифия переводится как «Красный остров». Всходящее и заходящее Солнце окрашивает   горизонт красным цветом. Отсюда и названия для окраинных земель. Гомер не знал Гериона. Для эпохи Одиссея западной границей мира поэт считал Тринакрию-Сицилию. Во времена аргонавтов граница  лежала примерно там же. Таким образом, во времена Гомера древние греки не знали о землях западнее острова Сицилия. Можно предположить, что под островом у Гадир следует понимать регион Пиренейского полуострова. Отметим, что в Испании есть регион Арагон, название которого, вероятно, происходит от реки Арагон. Название реки Арагон можно представить как Ара-гана, слово гана имеет значение страна. В Западной Африке есть страна с названием Республика Гана. Таким образом, река Арагон можно перевести как страна Ара, где Ара имя бога, или название племени. 

 

По материалам ДНК-генеалогии только субклады E1b1b>V13 и T1a1a1a1>CTS2214 соответствуют истории Геракла и быков Гериона, записанной Геродотом.  Это предание представляет особый интерес, поскольку в некоторых районах современной Греции мужчины субклада E1b1b>V13 составляют до 30%. По реконструкциям лингвистов в Северной Африке представители субклада  E>M78  говорили на афразийских языках. Затем при неизвестных обстоятельствах представители субклада E1b1b>V13 перешли на индоевропейский язык. История расселения представителей субклада E1b1b>V13 лучше других гаплогрупп и субкладов соответствует сведениям об ариях, записанных в Авесте и исторических источниках. 

 

На основании ископаемых гаплотипов и разветвления субклада E1b1b>V13, можно предположить, что в период 56-21 веков до н.э. племя с доминирующим субкладом E1b1b>V13 обладало небольшой численностью. По археологическим признакам можно предположить, что племя субклада E1b1b>V13 в III тыс. до н.э. переселилось из территории современной южной Франции в район Алтайских гор  вместе с племенами мегалитической культуры, создавшими чемурчекскую археологическую культуру. Затем в период засухи около 22 века до н.э. племя   субклада E1b1b>V13 переселилось в район Южной Сибири и смешались с местными племенами рыболов и охотников, которые, вероятно, называли себя хьяуна (хуннами). Возможны другие варианты появления ариев субклада E1b1b>V13 в районе Средней Волги в начале II тыс. до н.э.  

 

Затем в районе Алтайских гор поселились переселенцы из района северного Евфрата, которые принесли новые технологии производства бронзовых изделий, от которых затем произошла сейминско-турбинская культура.   

 

По материалам ДНК-генеалогии расселение представителей субклада E1b1b>V13 после 20 века до н.э. совпадает с информацией из Авесты о племенах ариев и историей сейминско-турбинской культуры. Для исследования происхождения ариев необходимо сопоставить археологические исследования формирования и распространения сеймо-турбинского феномена, материалов ДНК-генеалогии, сведений из Авесты и исторических исследований истории ариев.

 

6.4. Происхождение и распространение сейминско-турбинского феномена.

В период засухи  22-19 веков до н.э. разноэтнические племена степных регионов Приазовья, Северного Кавказа, Поволжья переселились в лесостепные зоны Среднего Поволжья и Приуралья, в результате сформировалась абашевская и  синташтинская археологические культуры. 

 

Абашевские племена занимали обширную территорию, охватывающую Верхнее и Среднее Поволжье, Прикамье и Южный Урал, современные республики Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Пермский край, Кировскую, Ульяновскую, Самарскую и Воронежскую области. В этих областях выявлены многочисленные курганные группы, в восточной части ареала, на Южном Урале, расположены позднеабашевские поселения. Абашевцы занимали всю эту территорию не сплошным массивом. Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья — в бассейне рек Илети, Цивиля, Свияги, низовьях Камы.

 

Карта распространения доно-волжской (A), средневолжской (B), волго-уральской (C) абашевских, синташтинской (D) и петровской (E) культур (Рис. 46) [17. Григорьев].

 

Происхождение абашевской культуры не выяснено. Вероятно в составе племён абашевской культуры было несколько этносов разного происхождения. Археологи выделили три группы разноэтнических племён абашевской культуры: доно-волжской (A), средневолжской (B), волго-уральской (С). Из последующих исторических событий, можно предположить, что в доно-волжской группе были племена разных этносов субкладов J2a, T1, R1b>М269, J2b, R1a>Z645>Z93, I2a и, возможно, E1b1b>V13. В средневолжской  доминировали племена сурья гаплогруппы R1b>Z2103. В волго-уральской группе доминировали племена индоевропейцев (синдов) субклада  R1a>Z645>Z93. Основу хозяйства составляло скотоводство, в том числе и коневодство. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте и земледелии. Абашевцы  изготавливали  колесницы.

 

У средневолжских абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма). По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры [16. Кузьмина]. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями — андроновцами.

 

Синташтинская культура  существовала в период с конца III до начала II тыс. до н. э.). Являлась частью андроновской культурно-исторической общности. В настоящее время в Челябинской и Оренбургской областях найдено 22 укреплённых поселения культуры. Большинство поселенческих памятников Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. На Южном Урале открыты поселения Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье и др. Площадь синташтинских укреплённых поселений как правило до 2 га, иногда достигает 3,4 га.

 

Керамика синташтинской культуры не восходит к ямной культуре, а имеет параллели с позднекатакомбной и абашевской культурами. В 9 могильниках синташтинской и родственной ей петровской культур археологами обнаружено не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 г. до н. э. Это первые в истории настоящие колесницы — лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой езды.

 

При исследовании ископаемой ДНК у представителей синташтинской культуры была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1a1b2a2-Z2124 и R1a1a1b2a2a-Z2123) [15. Клёсов. 2014]. На основании погребального обряда, можно предположить, что в составе синташтинской культуры было два главных этноса: потомки абашевских племён с доминирующим субкладом    R1a>Z2124 и переселенцы из Северной Сирии с доминирующим субкладом J2a. Следует отметить совпадение названия племён савиров  (сувары) известных в Поволжье в первой половине I тыс.  нашей эры и страны  Субар (Субарту), известную по письменным источникам III тыс. до н.э. в Северной Сирии. Название страны также имеет форму Субари в документах из Амарнского архива или Šbr (гласные опущены) в  угаритских  надписях.

 

Между племенами северного Евфрата и Северного Кавказа были древние связи. В IV тыс. до н.э. переселенцы из Северного Евфрата сформировали  Майкопскую археологическую культуру (37-32 век до н.э.). Вероятно в период 23-22 веков до н.э. после завоеваний Аккада в 23 веке до н.э. или засухи 22 века до н.э. часть племён из страны Субар (Субарту) переселились в район Южного Урала и сформировали синташтинскую археологическую культуру. Обоснование происхождения синташтинской культуры от переселенцев из территории современной Северной Сирии изложены в книге археолога С.А. Григорьева «Древние индоевропейцы». 

 

Аккадское царство в 23 веке до н.э.

 

По историческим исследованиям в период до I тыс. до н.э. зона первоначального обитания племени сувар находилась в Западной Сибири между Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда сибирских татар [18. Валеев]. В 1992 году Д. М. Исхаков записал в д. Лайтамак (Тобольский район Тюменской области) легенду об Илек-алпе, воевавшем с «народом сыбыр»[19. Исхаков]. По мнению В. Я. Петрухина  и  Д. С. Раевского от имени савир произошло название Сибири [20. Петрухин].

 

По материалам ископаемых гаплотипов и ДНК-генеалогии, можно предположить, что на территории абашевской культуры были переселенцы из среднеднепровской культуры с доминирующим субкладом R1a>Z94, потомки племён катакомбной культуры с доминирующим субкладом J2b, потомки племён ямной культуры с доминирующим субкладом R1b>Z2103, племена синдов и бхригу с доминирующими субкладами  R1a>Z94, G2a, J2a. В настоящее время не обнаружено  оснований для предположений о нахождении до 20 века до н.э. на территории абашевской и синташтинской культур племён с доминирующим субкладом E>V13.

 

По сведениям из Авесты, по берегам моря Воорукаша (“Молочного моря” Махабхараты) и реки Ранхи  располагался ряд арийских стран - от Арьяна-Вэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге [6. Авеста]. Если под рекой Ранхи представить современную Волгу, а под морем Воорукаша – Белое море или Ледовитый океан, то абашевская и синташтинская культуры не будут соответствовать описанию из Авесты. Полностью описанию из Авесты соответствует часть территории сеймо-турбинского межкультурного феномена.   

 

Се́йминско-ту́рбинский межкульту́рный (транскульту́рный) фено́мен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в первой половине  II тысячелетия до н. э. Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории лесостепной полосы Евразии, протянувшейся от Финляндии до Монголии. Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур Северной Евразии. Фактически все основные сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших рек. Сложение феномена происходило, по-видимому, на основании синтеза двух компонентов: «алтайского» (степи, лесостепи и предгорья Алтая) — племён металлургов и коневодов, и «таёжного» — племён подвижных таёжных охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, с которыми связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита.

 

В книге археолога С. А. Григорьева «Древние индоевропейцы» подробно описаны результаты археологических исследований регионов Алтая, Урала и Поволжья периода III-II тыс. до н.э. В книге С. А. Григорьева реконструировано происхождение синташтинской, абашевской археологических культур и се́йминско-ту́рбинского фено́мена.  

 

В книге С. А. Григорьева «Древние индоевропейцы» сообщается: «Допустить мысль о самостоятельном формировании сейминско-турбинской металлургии на Алтае невозможно. Она не имеет каких-то первичных или переходных форм, а демонстрирует удивительную целостность, единство и завершенность. Невозможно себе представить, что такая развитая технология металлообработки могла возникнуть на пустом месте»[17. Григорьев. Cтр. 198].

 

«В первой половине III тыс. до н.э. в Саяно-Алтайской горной области появились племена, сформировавшие афанасьевскую культуру. Поскольку эта культура практически тождественна древнеямной, она рассматривается как продукт миграции ямных племен на восток (Алексеев, 1961, с. 380; Семенов, 1987, с. 18)»[17. Cтр. 198]. На основании ископаемых гаплотипов предполагается, что у племён ямной культуры доминирующий субклад был  R1b>Z2103.

 

«В течение второй половины III тыс. до н.э. в Саянах и на Алтае происходят серьезные изменения… На Алтае происходит переоформление афанасьевской культуры. На смену керамике ямного облика приходят бомбовидные горшки (Соенов, 1995, рис. 5,2,3, рис. 9,1; Посредников, Цыб, 1992, рис. 3,1,2,6). Основа этой культуры, безусловно, афанасьевская, но крупные горшки с расчесами по поверхности имеют отдаленную близость некоторым типам новотитаровской посуды Предкавказья, стоянок Северного Прикаспия и позднеямных погребений Приуралья (Моргунова, 1992, рис. 5,2; Васильев и др.,1986a, рис. 11; Кирюшин, Клюкин, 1985, рис.5,18-21)»[17. Григорьев. Cтр. 199].

 

«Восточнее, в Саянах, формируется окуневская культура, генетически не связанная с афанасьевской (Вадецкая и др., 1980). Помимо существенных различий в типах инвентаря, на это указывает и такой важный показатель, как иные традиции в технологии изготовления посуды (Иванова, 1968)»[17. Григорьев. Cтр. 199].

 

Антропологический тип населения окуневской культуры был смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Как отмечает А. В. Громов, бросается в глаза их морфологическая разнородность — встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, не обнаруживающими никаких следов монголоидной примеси. Проведя обстоятельный анализ антропологических особенностей населения неолита и ранней бронзы, А. А. Громов пришел к выводу, что физический тип окуневцев сложился в результате смешения местного неолитического населения с выходцами из территории Средней Азии и Казахстана [21. Громов].

 

В книге С. А. Григорьева «Древние индоевропейцы» сообщается: «Приведенные параллели позволяют сделать вывод о формировании культур среднего бронзового века Саяно-Алтайского нагорья в результате миграции с запада и ассимиляции пришлым компонентом местного неолитического субстрата. Более сложно говорить о путях и исходной точке этих миграций. Обилие восточноевропейских черт в окуневских и поздних афанасьевских памятниках указывает на то, что в миграции принимало участие население, оставившее памятники позднеямного и раннекатакомбного типа. Поэтому не исключено, что катализатором данного процесса явилась активизация в Восточной Европе катакомбных племен, что вызвало подвижки ямного населения на восток»  [17. Григорьев. Cтр. 204].

 

«Не исключено, что позднеафанасьевская и окуневская культуры доживают до появления в этом регионе сейминско-турбинской металлообработки… Однако в целом облик сейминских изделий, как будет показано ниже, более сопоставим с переднеазиатскими образцами, что не позволяет допустить формирование сейминско-турбинской металлообработки на местной основе. От металлообработки окуневского и позднеафанасьевского времени она, все же, сильно отличается» [17. Григорьев. Cтр. 205].

 

«У племён сейминско-турбинской металлообработки неясен погребальный обряд, а почти весь инвентарь, за исключением металлического, представлен инокультурными включениями. Особенно показательна в этом плане керамическая посуда. Сосуды, связанные с погребениями, единичны и трактуются как посуда инкорпорантов в сейминскую среду. Это довольно немногочисленная керамика, с кротовско-елунинскими чертами на востоке и абашевскими на западе сейминско-турбинского ареала (Черных, Кузьминых, 1989, с. 228-230, 240, 243). Поэтому практически единственным культуроопределяющим показателем становится металл [17. Григорьев. Cтр. 205].

 

Карта распределения памятников археологических культур: А- елушанской, B – кротовской, С – ташковской, D – чирковской;  Е- леушинского культурного типа, F- валиковой керамики Прикамья, G – займищенского этапа приказанской культуры.    (Рис. 69)

[17. Григорьев].

 

По археологическим признакам в формировании сейминско-турбинского феномена участвовало несколько этносов, вероятно, говоривших на разных языках. Нет никаких признаков существования крупных союзов племён на территории  сейминско-турбинского феномена. Следует отметить, что племена сейминско-турбинского феномена оказали определяющее влияние не только на формирование ариев и предков индусов, но и на славян и всех индоевропейцев Европы.

 

В книге С. А. Григорьева сообщается: «Существуют достаточные основания полагать, что сейминско-турбинские бронзы каким-то образом связаны с крупным блоком культур Северной Евразии, в который входят елунинская, кротовская, чирковская и поздняя фаза ташковской. В первую очередь, следует обратить внимание на то обстоятельство, что ареал распространения культур этого блока точно совпадает с ареалом распространения сейминско-турбинских памятников (рис. 64; 69)» [17. Григорьев. Cтр. 205].

 

«Елунинские памятники локализуются в Верхнем Приобье, в предгорьях Алтая, в районе концентрации саяно-алтайской группы сейминско-турбинских бронз (Черных, Кузьминых, 1989, с. 15, 3; Кирюшин,1985; 1987). Памятники кротовской культуры приурочены к Среднему Прииртышью, прилегающим к нему районам и Верхнему Приобью. Здесь расположены такие известные сейминско-турбинские памятники как Ростовкинский могильник, Омский клад, отдельные захоронения могильника Сопка 2 и множество единичных находок (Черных, Кузьминых, 1989, с. 15, 31; Матющенко, Синицына, 1988; Молодин, 1985, с. 35-37;Стефанова, 1988). Территория распространения памятников ташковской культуры – Нижнее Притоболье. В этом районе памятники сейминско-турбинского типа пока не обнаружены, за исключением одной случайной находки наконечника копья под г. Шадринском. Однако севернее, на реке Конда исследован сейминско-турбинский могильник Сатыга XVI (Черных, Кузьминых,1989, с. 22, 23, 78, рис. 39,1; Ковалева, 1988)»[17. Григорьев. Cтр. 207].

 

«В Прикамье, где находится серия сейминско-турбинских памятников, включая крупнейший Турбинский могильник, исследованы поселения, содержащие керамику кротовского типа. В районе другого восточноевропейского узла концентрации сейминско-турбинских бронз, в Среднем Поволжье, располагаются памятники чирковской культуры (Халиков, 1987б, с. 136, 137)» [17. Григорьев. Cтр. 207].

 

Чирковская археологическая культура эпохи бронзы (21–17 века до н. э.), названа по поселению у с. Чирки республики Марий Эл. Занимает территорию Волго - Вятского междуречья и лесостепного Поволжья. Сформировалась в результате смешения племен волосовской культуры с пришлыми индоевропейцами балановской культуры. Прослежены контакты населения чирковской культуры с позднебалановскими, сейминско-турбинскими, абашевскими племенами. Б.С. Соловьёв выделил 3 этапа в истории культуры: симбиозный (смешанный волосовско-балановские комплексы), синкретический (волосовско-балановско-«валиковые»), завершающий (гибридные, собственно чирковские). Для чирковской культуры характерны поселения, расположенные на естественно укрепленных, труднодоступных местах.

 

В книге С. А. Григорьева сообщается: «Следует также отметить, что если кротовские и сейминско-турбинские могильники демонстрируют определенное единство, то елунинские стоят несколько особняком, благодаря доминированию скорченных на боку захоронений [Кирюшин, 1985 , с. 73-75]. В остальном погребальная обрядность культур описываемого блока и сейминско-турбинская очень похожи. Необходимо, правда, учитывать, что чисто чирковские и ташковские погребения не известны, а погребения на р. Конда содержат леушинский керамический материал. В остальном речь идет о грунтовых могильниках, погребения в которых располагаются рядами. Ориентированы они обычно не по сторонам света, а параллельно реке, на берегу которой функционировал могильник (Черных, Кузьминых, 1989, с. 20; Молодин,1985, с. 76) [17. Григорьев. Cтр. 210].

 

«Погребенные часто лежат вытянуто на спине, хотя встречаются костяки, скорченные на боку или лежащие на спине с согнутыми в коленях ногами (Черных, Кузьминых, 1989, с.19; Матющенко, Синицына, 1988, с. 64; Молодин, 1985 , с. 76-80). Довольно велика доля вторичных захоронений, что и дает, вероятно, ощущение ограбленности могил. Очень часто костяки подвергнуты сильным разрушениям. Однако следы ограбления не фиксируются (Матющенко, Синицына, 1988, с. 64, 65;Молодин, 1985, с. 80, 81; Кирюшин, 1987, с.103, 105, 107, 109)» [17. Григорьев. Cтр. 210].

 

«Существовал обычай помещения тела покойного на отведенную для этого площадку. После гниения мягких тканей и поедания их падальщиками, кости переносились в могильную яму (Матющенко, Синицына, 1988, с. 65). Вместе с тем, в одной из могил елунинской культуры зафиксирован иной вариант этого обряда. Покойный был помещен на перекрытии или помосте над могильной ямой. После удаления мягких тканей и падения помоста в яму, могила была засыпана» (Кирюшин, 1987, с. 105) [17. Григорьев. Cтр. 210].

 

«Исследователи неоднократно отмечали близость керамических традиций чирковско-ташковско-кротовско-елунинского культурного блока. Собственно, на этом основании и делаются выводы об определенном родстве данных культур (Стефанова, 1988, с. 70, 71; Кирюшин, 1987, с.121; Ковалева, 1988, с. 45, 46; Халиков, 1987б, с. 136-139; 1991a, с. 8, 9; Глушков, 1988; Кирюшин, 1988, с. 61; Ковалева, Рыжкова, 1991,с. 33, 34; Соловьев, 1991, с. 51). Различия обусловлены миграционным характером формирования всего культурного блока и включением в него местных компонентов»[17. Григорьев. Cтр. 213].

 

Горы Тавра в Турции

 

Напомним, что в Авесте перечислены следующие племена, с которыми арии имели общее происхождение: туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха. Из исторических сведений об этих племенах и материалов ДНК-генеалогии следует, что племена относятся к разным этносам с разными доминирующими гаплогруппами, можно предположить, что эти племена в начальный период в разное время были союзниками ариев. Участие этих племён при формировании союза племён ариев проявилось в группе археологических культур объединённых сейминско-турбинской бронзой. 

 

Вероятно создателем особых форм сейминско-турбинской бронзы было племя туры – переселенцы из верховий Евфрата, с доминирующим субкладом J2a. Древние медные рудники находились в районе пересечения гор Тавра и реки Евфрат.  Название гор Тавра  образовалось от греческого «телец»; турецкого Toros Dağları. Телец был символом древних ближневосточных богов бури. Вероятно греческое название Ταύρου, что переводится как телец  является переводом местного названия. Горы были местом многих древних храмов бога бури. Возможно название племени туры обозначает «быки» и происходит от древнего культа бога бури, или названия гор. Также следует отметить, что в Сибири есть две реки с названием Тура – левый приток реки Тобол в восточном Приуралье и  небольшая река (26 км) в Верхнекетском районе Томской области России, правый приток реки  Чурбига.  

 

Слово Тур имеет множество значений. Тур (лат. Bos primigenius) — истреблённый человеком вид парнокопытных животных; дикий бык, прародитель современного крупного рогатого скота. Также Тур — парнокопытное животное, представитель подрода Туры из рода горных козлов.

 

Ту́ра — бог в чувашской традиционной религии. Тур[no] — скандинавское имя, происходящее от имени мифологического божества-громовержца Тора; также древнее славянское имя. Тур — упоминаемый в «Шахнаме» правитель Турана, сын иранского царя Феридуна, убивший своего брата Ираджа; мифический предок туранских племён. Тур — первый летописный князь Туровского княжества, стоявший у основания государственности на территории Белоруссии (конец X века). Тур — род в составе башкирского племени гайна.

 

Племя хьяуна (хунны) были местными аборигенами,  лесными охотниками и рыболовами глазковской культуры Племена хуннов оставили значительный след в истории Китая в период от 3 века до н.э. – 4 века н.э. Племена гуннов известны в европейской истории 4-5 веков нашей эры. 

 

Племя дана, в районе северного Алтая были переселенцами  из Северного Причерноморья. В древнегреческой истории известны племена данайцев. Племена дан известны в Скандинавии, от этих племён произошло название государства Дания. Вероятно племена дана были потомками западных мегалитических культур с доминирующим субкладом I2a2a-M223. Ископаемый субклад I2a2a-M223 был обнаружен на территории Испании, субклад I2a2a-M223>S12195 был на территории ямной культуры. Современные представители ветви I2a2a-M223>L701>P78 живут на территориях Польши, Германии,  Нидерландах, а также в Румынии, Венгрии, Скандинавии, Великобритании, Ирландии, Франции и Италии. Отдельные образцы также были найдены в Греции, Турции и Армении.

 

Племя сайрима (сурьи) жили на территории средневолжской абашевской культуры. Племена сурья участвовали в формировании государства Ассирия.  Вероятно у племён сурья доминирующий субклад был R1b>Z2103. Следует отметить совпадение названия племени сурья и реки Сура – правого притока реки Волга. В дальнейшем мы подробно исследуем историю племени сурья.

 

Племя саина (саи), вероятно,  были индоевропейцы абашевской культуры. Сарматы саи участвовали в разгроме Великой Скифии в 3 веке до н.э. Сохранились упоминания о племени саи в древнегреческих источниках.  Племена даха (даки), вероятно, были индоевропейцами на территории  балановской (фатьяновской) и ташковской культур. 

 

О происхождении создателей сейминско-турбинской бронзы в книге С. А. Григорьева сообщается: «Формирование культур описываемой общности проходило на многокомпонентной основе, что характерно для культурогенеза вообще. Эти аспекты были затронуты, в первую очередь, при решении проблемы происхождения сейминско-турбинских памятников (Черных, Кузьминых,1989, с. 251-253). Их генезис видится как результат взаимодействия рыболовов и охотников, оставивших памятники глазковской культуры, локализующиеся в районе между Енисеем и Байкалом и группами скотоводов и металлургов Алтая и прилегающих районов» [17. Григорьев. Cтр. 219].

 

«Глазковские погребения тоже грунтовые и расположены рядами вдоль реки. Погребенные лежат вытянуто на спине, реже – на спине с согнутыми в коленях ногами. Изредка встречаются захоронения голов, трупосожжения, ярусные погребения (Хлобыстин, 1987, с. 328-330)»[17. Григорьев. Cтр. 219].

 

«Поэтому можно полагать, что в процессе формирования всех этих культур местное население приняло самое непосредственное участие. В Саянах таким местным субстратом выступают позднеафанасьевские и окуневские комплексы, что маркируется  некоторыми керамическими типами Прииртышья… Собственно, то же можно сказать и о Приуралье и Поволжье, где в этнокультурном процессе участвовало кротовско-ташковское, поздневолосовское, балановское и абашевское население (Халиков, 1987б, с. 136, 137; Соловьев, 1991, с. 60-64)» [17. Григорьев. Cтр. 220].

 

«Таким образом, в культурогенезе на территории Западной Сибири в начале эпохи бронзы принимали участие три основных компонента. Местный компонент представлен достаточно разнообразным субстратом: носителями гребенчато-ямочных, гребенчатых и линейно-накольчатых орнаментальных традиций [Косарев, 1981, с. 75,76]. В антропологическом плане этот компонент был европеоидным. Другая составляющая– глазковские племена Прибайкалья. Они относились уже к монголоидной расе, но с ощутимыми признаками метисации с европеоидами. Третий компонент в культурном плане наименее четок. Корни его находятся в северных районах Передней Азии, а миграционные пути на восток идут по районам Южного Прикаспия и Северо-Восточного Ирана в Среднеазиатское Междуречье. Антропологически этот компонент относится к одному из восточносредиземноморских типов. В Средней Азии появление этого населения датируется концом III тыс. до н.э.» [17. Григорьев. Cтр. 225].

 

«Сейчас на Алтае выделены позднеафанасьевские памятники, датируемые вплоть до начала II тыс.до н.э. Их керамике присуща орнаментация, выполненная “шагающим” гребенчатым штампом, что впоследствии свойственно елунинским и кротовским комплексам (Посредников, Цыб,1992, с. 9, 10)»[17. Григорьев. Cтр. 225]. Племя ариев, вероятно, было малочисленным, по археологическим признакам относилась к группе племён позднеафанасьевской культуры.

 

«По всей вероятности, процесс консолидации этих групп в районе Алтая был не слишком продолжительным. Довольно быстро была начата миграция в западном направлении. На это указывает то, что слагаемые компоненты легко вычленяются. Дальнейший процесс миграций и пути этих миграций достаточно подробно описаны (Черных, Кузьминых, 1989, с. 269-277)»[17. Григорьев. Cтр. 225].

 

6.5. Реконструкция истории союза племён ариев.

По сведениям сайта Eupedia в районе Центральной Сибири живут представители субклада E>V13, однако нет сведений о подробных субкладах этих жителей Сибири, поэтому пока невозможно определить, когда и откуда они переселились в Сибирь. По расчётам А. А. Клёсова общий предок современных представителей  субклада E>V13 жил около 16 века до н.э. [22. Клёсов. 2016]. По археологическим исследованиям в Европе распространение сейминско-турбинских бронз началось около 19 века до н.э. Это соответствует  появлению около 20 века до н.э. у субклада E>M78>Z1919>V13>CTS1273 - 4 больших и 4 малых ветвей, а также 8 отдельных субкладов  [12. YFull YTree]. Для периода 20 века до н.э. такое одновременное разветвление является признаком создания крупного союза племён и расселения по очень большой территории. На основании археологических исследований можно определить первоначальный район формирования союза племён во главе с патриархом субклада E>M78>Z1919>V13>CTS1273.

 

О переселении в Европу из Сибири племён использовавших  сейминско-турбинские бронзы в книге С. А. Григорьева сообщается: «Миграционный процесс был более масштабным, чем это представлялось ранее. С проникновением этого потока в лесную зону Восточной Европы, в Прикамье фиксируется контакт кротовцев с поздним гаринским населением. В результате дальнейшей миграции в Среднем Поволжье формируется чирковская культура, сопоставимая с кротовской по керамике, жилой архитектуре и погребальному обряду. В сложении ее, наряду с кротовским, участвовало балановское и, возможно, поздневолосовское население. На различных территориях соотношение этих компонентов отличалось (Эпоха бронзы…, 1987, с. 136-139; Ставицкий, 1997). Возникновение чирковской культуры можно, таким образом, синхронизировать с появлением сейминско-турбинских памятников к западу от Урала» [17. Григорьев. Cтр. 227]. 

 

«Миграция в западном направлении разворачивается широкой полосой по всей лесостепи, захватывая юг лесной зоны. Движение шло отдельными группами с временным оседанием по маршруту. Часть коллективов опускается вниз по Иртышу и далее по его левым притокам попадает в Приуралье: по Конде на Печору, по Туре, Пышме и Исети на Каму и Волгу (Мазниченко, 1985)» [17. Григорьев. Cтр. 246].

 

На основании последовательности археологических культур археолог Е.Е. Кузьмина предположила, что в период 21-17 веков до н.э. племена ариев находились в районе  Средней Волги и Южного Урала [16. Кузьмина]. Вероятно племя ариев в период 20-18 веков до н.э. жило на территории чирковской культуры где и перешло на индоевропейский язык.

 

Вероятно патриарх ариев субклада E>M78>Z1919>V13>CTS1273 около 20 века до н.э. создал союз племён разных этносов и это привело к формированию чирковской археологической культуры. Потомки патриарха расселились в западном и южном направлениях. В южном направлении на Средней Волге племена ариев участвовали в формировании срубной культуры.   

 

На основании распространения названия ариев на племена синдов и сведений из Авесты, можно предположить, что в районе Средней Волги около 18 века до н.э. племя ариев возглавило союз племён, в котором индоевропейский язык стал языком межплеменного общения. Вероятно к этому периоду арии уже перешли на индоевропейский язык. После создания союза племён ариев некоторые племена индоевропейцев с доминирующими субкладами ветви R1a>Z94 стали называть себя ариями. Затем союз племён, возглавляемый ариями, стал активно расселяться по территории Европы и Средней Азии. 

 

Возможно первоначальное разделение союза племён возглавляемых ариями и страны Туран происходило по Уральским горам и реке Урал (Яйк). Возможно название реки Тура –  левого притока реки Тобол в восточном Приуралье возникло от древнего Турана, или наоборот. 

 

Тура́н (авест. Tūiriiānəm, пехл. Tūrān,  тадж. Турон — «страна туров») — в среднеиранской литературе — исторический регион в Центральной Азии, населённый в древности скифскими племенами с общим названием «тура».

 

В более поздние времена туранцами называли саков,  массагетов,  кушан, парфян, эфталитов и другие восточно-иранские народы. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где проживали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана.

 

О расселении в Европе племён использовавших  сейминско-турбинские бронзы в книге С. А. Григорьева сообщается: «Со Средней Волги часть мигрантов проникает в Прионежье. По всей вероятности, эта группа какое-то время задержалась в Поволжье, поскольку типичный сейминско-турбинский кремневый и металлический набор здесь сопровождается не валиковыми банками, восходящими к кротовским, а чирковскими горшками с вертикальным венчиком, наследующими балановские керамические традиции (Ошибкина,1987, с. 148, 149; Ошибкина, 1984). Последнее обстоятельство лишний раз подчеркивает связь сейминско-турбинского металла с чирковско-ташковско-кротовско-елунинским культурным пластом»(17. Григорьев. Cтр. 227).

 

«Другая группа проникает в Восточную Прибалтику, в Эстонию и Южную Финляндию, где обнаружен металлический инвентарь сейминского типа (Черных, Кузьминых, 1989, с. 16). Отдельные коллективы мигрируют в южном направлении и вступают во взаимодействие с каким-то населением, находящимся в тесном контакте с микенской Грецией, либо с микенскими греками. Это маркируется характером металла и другими изделиями Бородинского клада в Северном Причерноморье, но не только ими. В самих Микенах обнаружено втульчатое копье с петлей для привязывания на втулке, что может служить свидетельством более ранних контактов с сейминским населением (Schliemann, 1878, S. 320)»[17. Григорьев. Cтр. 227].

 

«Приведенные факты свидетельствуют о связях Северо-Западного Причерноморья с восточными и северо-восточными областями в период, предшествующий формированию культур ноа и сабатиновской (Черных,1976, с. 176, 177; Лесков, 1967, рис. 17, 18)»[17. Григорьев. Cтр. 227]. 

 

«При дальнейшем сложении ингуло-красномаяцкого металлургического очага в этом регионе данный импульс перерабатывается, и производятся, преимущественно, изделия, имеющие балканские прототипы. Однако без воздействия из Волго-Камского региона трудно представить распространение здесь такой категории изделий, как кельты»[17. Григорьев. Cтр. 228].

 

«Западнее описанных областей металл сейминско-турбинского типа встречается несопоставимо реже. Тем не менее, у нас есть основания предполагать, что импульс, заданный данной миграцией, не угас на линии Днестр-Неман, поскольку в 16-15 веках до н.э. по всей Европе к западу от Днепра происходят существенные трансформации, сопровождавшиеся сменой всей свиты европейских культур как раннебронзового, так и неолитического облика»[17. Григорьев. Cтр. 228].

 

Из материалов ДНК-генеалогии следует, что около 20 века до н.э. племя ариев субклада E>V13 возглавило союз племён, в которые входили представители разных гаплогрупп и субкладов. Многие участники арийского союза стали называть себя ариями. На территории Индии часть представителей субклада   R1a>Z93>Z94 стали называть себя потомками ариев и синдов, при этом большинство по Y хромосоме были потомками племени бхригу. 

 

Вероятно в период 20-14 веков до н.э. каждый из шести субкладов (E>CTS 5856>L540, E>CTS5856>S7461, E-CTS5856>Z5017, E>CTS5856>Z5018, E>CTS5856>Z38518, E>CTS5856>19508) соответствует отдельному племени, которые за короткий период расселились по всей Европе. Следует отметить, что на территории Индии и Пакистана представителей субклада E>V13 очень мало. На территории Ирана есть представители субклада E>V13, но нет сведений по численности, субкладах и расселению. В настоящее время отсутствуют подробные субклады у жителей Греции, Ирана, поэтому мы не можем определить время появления представителей субклада E>V13 на территории этих стран.

 

Дерево субклада E>V13 [13. Eupedia].

 

По сведениям И.Л. Рожанского у русских представители субклада E>V13 составляют около 4,6% или 2,8 млн. мужчин [23. Рожанский]. По материалам Eupedia у чувашей и казанских татар представители субклада E>V13 составляют около 10% мужчин [13. Eupedia].

 

О племенах ариев, живших во II тыс. до н.э., нет никаких достоверных источников. Из карты расселения современных представителей E1b1b>V13 видно, что наибольшую относительную численность потомки ариев сохранили на Балканском полуострове. 

 

По материалам сайта Eupedia на Балканском полуострове распространена ветвь E>CTS5856>Z5018 [13. Eupedia]. По сведениям сайта YFull YTree  субклад E>CTS5856,CTS1273 образовался около 20 века до н.э. и в 20 веке до н.э. разветвился на несколько субкладов. Субклад  E>CTS5856>Z5018 появился и разветвился около 20 века до н.э. Субклад  E>CTS5856> Z5018>S2979 появился и разветвился около 20 века до н.э. Эти даты рассчитаны по снип мутациям и обладают большой погрешностью [12. YFull YTree]. По расчётам А.А. Клёсова по стир мутациям  общий предок субклада E>V13 жил в период 18-12 веков до н.э. [22. Клёсов. 2016]. 

 

Расселение современных представителей субклада E1b1b>V13

[13. Eupedia].

 

С 19 века до н. э. наступает дождливый, очень увлажненный период (который, однако, был суше современного), длившийся до 12 века до н. э. [28. Бараш]. Вероятно изменение климата привело к массовым переселениям и переселению из Сибири на запад племён сейминско-турбинского феномена. 

 

По археологическим исследованиям в районе Средней Волги пик демографического взрыва связан с племенами срубной культуры и приходится в лесостепи на 16-15 века до нашей эры, а в степи на 14-13 века до нашей эры. Считают, что иссушение и похолодание климата в конце бронзового века (9 - 8 веке до н. э.) привели к деградации срубной культуры и переходу масс населения к кочевому скотоводству и образу жизни. Из сопоставления сведений из Авесты, археологических исследований и материалов ДНК-генеалогии следует, что арии возглавили союз племён на территории срубной культуры. Субклад E>CTS5856>Z5018 широко распространился на территории срубной культуры.

 

На основании сведений из Авесты, археологических исследований и материалов ДНК-генеалогии, можно предположить, что в 18 веке до н.э. в Поволжье был создан союз племён, в который входили племена  арьи, туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха. Возглавлялся этот союз племён патриархом субклада E>V13>Z5018. Вероятно к этому времени арии перешли на индоевропейский язык, от которого произошли иранские и индоарийские языки, а также греческий и армянский языки. 

 

У племён входящих в союз ариев сохранились собственные религии, об этом говорят расхождения в религиозном содержании Авесты, индийских Вед, древнегреческих и древнеармянских преданий. У племён, входящих в союз ариев, сохранились древние ветви субкладов. После распада союза племён ариев около 12-9 веков до н.э. в Средней Азии происходило несколько сильных засух и завоеваний, в результате которых все гаплогруппы Средней Азии прошли через «бутылочные горлышки» (пережили значительные сокращения численности населения с появлением новых патриархов родов). Потомки ариев субклада E>V13>CTS5856 в Средней Азии и Иране в настоящее время составляют небольшую численность.

 

Вероятно союз племён ариев был непрочным объединением, который в период 16-9 веков до н.э. неоднократно распадался и вновь организовывался под предводительством новых племён. В 9 веке до н.э. часть племён из бывшего ариев переселились на территорию современного Ирана. На территории Ирана племя  мидян около 670 г. до н.э.  создали государство  Мидия, которое существовало в период 670-550 годах до н.э. Племя мидян (мада, меды), вероятно, происходило из племени дахов, поскольку в Авесте упоминается «Airyanam Dahyunam». Около 550 года до н. э. Мидия была завоёвана персидским царем Киром II.

 

Современные знания о племенах ариев ограничиваются древними преданиями, записанными в Авесте и индусских Ведах во второй половине I тыс. до н.э. Вероятно эти предания сложились в первой половине II тыс. до н.э. на территории срубной археологической культуры. Широко известными арии стали благодаря пропаганде фашисткой Германии в 1933-1945 годах. Реконструируемые арии по древним преданиям, археологическим и лингвистическим исследованиям и материалам ДНК-генеалогии не имеют ничего общего с фантазийным образом созданным фашисткой пропагандой.     

 

Литература

1. Геродот. История в девяти томах. Научно-издательский центр "ЛАДОМИР" "АСТ" М., 1999 г.

 

2. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х книгах. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984.

 

3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Ч.1-6.  Перевод  И. А. Алексеева. СПб, 1774—1775.

 

4. Страбон. География. Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. — 2-е изд., репр. — М.: Ладомир, 1994.

 

5. История древнего мира.  Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — Т. 1. Ранняя древность. 

 

6. Авеста в русских переводах. пер. Виноградовой С.П. СПб, 1997.

 

7. Клейн Л.С., "Древние миграции и происхождение индоевропейских народов". Санкт-Петербург, 2007.

 

8. Клейн Л. С. Время кентавров: Степная прародина греков и ариев. — СПб.: Евразия, 2010.

 

9. Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М.: Центрполиграф, 2007 г.

 

10. Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины». Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989.

 

11. Клейн Л.С. статья «Индоевропейская прародина», от 12 августа 2014 года. ТрВ № 160, c. 12-13, "Страницы истории".

 

12. Сайт YFull YTree v5.02 (дата обращения 14.03.2017).

 

13. Eupedia. http://www.eupedia.com. (дата обращения 27.02.2017). 

 

14. Iosif Lazaridis et al. The genetic structure of the world's first farmers, 2016.

 

15. Клёсов А.А. статья «Ископаемые гаплогруппы и гаплотипы». Вестник ДНК-генеалогии.  Июль, 2014.

 

16. Кузьмина Е. Е. Арии — путь на юг. — М.: Летний сад, 2008. 

 

17. Григорьев С. А. Древние индоевропейцы. Изд-е 2-е доп. Челябинск: Цицеро,2015. — 660 с. http://www.academia.edu.

 

18. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт. — Казань, 1992. — С. 6.

 

19. Исхаков Д. Путешествие в Заболотье // Казанские ведомости. — 1992. — 23 декабря.

 

20. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Знак, 2004.

 

21. Громов А. А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.

 

22. А.А.Клёсов «ДНК-генеалогия от А до Т».23. Рожанский И.Л. Загадки Русской равнины: монголы, финно-угры и викинги. Переформат, 3.02.2015. http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.05.2015).