Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеПервая часть. Происхождение индоевропейцев7. Происхождение древних греков

7. Происхождение древних греков

 

7.1. Сведения о происхождении древних греков.

По археологическим исследованиям древние греки происходили от множества племён разных этносов, переселившихся на Балканы в период IV-II тыс. до н.э. По исследованиям лингвистов древнегреческий язык является единственным языком греческой группы. Из древних языков наиболее близки греческому были древнемакедонский и фригийский, от которых, впрочем, осталось недостаточно памятников письменности, чтобы утверждать это наверняка. Среди прочих индоевропейских языков наиболее близки к греческому индоиранские языки [1. Gamkrelidze. Ivanov. 2003].  

 

В книге Мейе «Индоевропейские диалекты» описано совпадение по лексике сельскохозяйственной терминологии и терминов государства и права у италийских, кельтских, германских, балтийских и славянских языков. Но эта лексика отсутствует в греческом, армянском и арийских языках. Эти народы явно формировали свое хозяйство и государственные образования вне северо-западной общности [2. Клейн. 2007].  

 

По материалам сайта Eupedia в настоящее время в Греции представители  следующих субкладов составляют: I1-3,5%; I2-9.5%: R1a-11,5%; R1b-15,5%; G-6,5%; J2-23%; E1b1b-21%; Т-4.5% [3. Eupedia]. В настоящее время у греков  не определены подробные последовательности снипов, поэтому пока невозможно с достаточной полнотой сопоставить сведения о древних племенах Греции и расселение представителей соседних субкладов по отношению к гаплотипам современных греков. По существующим сведениям  большая часть представителей субкладов  I2-9.5% и R1a-11,5% являются потомками славян, переселившихся на Балканы в 6-7 веках нашей эры.

 

Из материалов сайта Eupedia следует, что около 20% мужчин Греции являются представителями арийского субклада E>V13. В преданиях древних греков нет никаких упоминаний об ариях, следовательно, потомки ариев субклада  E>V13 входили в союзы племён эллинов, дорийцев, фракийцев, фригийцев, или других завоевателей периода 16-10 веков до н.э.

 

Поскольку общий предок ариев субклада E>V13  жил около 20-16 веков до н.э. в районе Средней Волги, то переселиться на Балканский полуостров представители субклада E>V13 могли после 20 века до н.э., вероятно, после завоевания Микен потомками царя Пелопса. По имени царя Пелопса был назван полуостров Пелоппонес. Царь Пелопс был предком царя Агамемнона, который завоевал Трою. Следует отметить, что по преданиям после смерти тело царя Пелопса было сожжено в Летрине [4.Ликофрон]. По древнегреческим мифам род царя Пелопса относили к племенам фригийцев (бхригу). 

 

По Иллиаде царь Агамемнон возглавлял племена ахейцев, которые по древнегреческим преданиям происходили от эллинов. О происхождении племени ахейцев нет никаких объективных сведений. Ахе́йцы или ахея́не наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древними. По мнению части историков, предки ахейцев до переселения на Балканский полуостров обитали в районе Придунайской низменности или  в степях Северного Причерноморья [5. Кузищин], откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II-го тыс. до н. э.), позже — на полуостров  Пелопоннес. В эпическом языке «Илиады» Гомера  под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса. Параллельно в произведении греки называются данайцами (Δαναοί) и аргивянами (др.-греч. Ἀργεῖοι) — жителями Аргоса.

 

По историческим сведениям ахейцев возглавлял царь Пелопс, который, по археологическим исследованиям переселился на полуостров Пелопоннес около 15 века до н.э. О регионе нахождения ахейцев до 15 века до н.э. ничего не известно. Следует отметить, что по древнегреческим мифам царь Пелопс был потомком царя Тантала, который возглавлял фригийцев и был изгнан из Малой Азии до формирования хеттского государства. 

 

Нет никаких исторических сведений о связях племён древних греков и бхригу, но из материалов ДНК-генеалогии следует, что все индоевропейские языки, за исключением анатолийской группы происходят от языка племени бхригу. В Истории Геродота рассказывается  о «лингвистическом эксперименте», который провёл египетский  фараон Псамметих I. Чтобы узнать, какой из языков наиболее древний, он приказал лишить двух новорождённых младенцев общения с людьми, пока те не произнесут первое слово; первым словом детей было «бекос». Во фригийском языке слово «бекос» означало «хлеб», поэтому фараон признал фригийский язык наиболее древним [6. Геродот. 2.2.]. Эта сказка отражала мнение древних греков об особой древности фригийского языка.

 

В Иллиаде Гомера нет упоминаний о происхождении греков от общего предка мифического Эллина. Как общенациональное название имя эллины встречается впервые в 8 веке до нашей эры у Архилоха и в Гесиодовском каталоге, как «величайший народ всех времён» [7. Обнорский].  На основании материалов ДНК-генеалогии, древних преданий, археологических и лингвистических исследований я попытаюсь  реконструировать историю появления на территории Греции представителей основных ДНК-родов современных греков.

 

7.2. Реконструкция происхождения основных ДНК-родов современных греков.

На территории современной Греции в Фессалии в период VII—VI тыс. до н. э. в районе посёлка Сескло (греч. Σέσκλο) существовало одно из первых известных неолитических поселений Европы. Древнейшие находки датируются  68 веком до н. э., с погрешностью до 7 веков. Они принадлежат двум разным культурам, прото-Сескло и пре-Сескло. Последняя представлена вторичными поселениями, примыкающими к главному селению прото-Сескло, и относится к переселенцам из территории старчево-кришской культуры, географически распространенной севернее Фессалии на берегах Дуная. По археологическим сопоставлениям и ископаемым гаплотипам, на территории  старчево-кришской культуры жили племена с доминирующим субкладом G2a. У современных греков представители гаплогруппы G составляют около 6,5%. 

 

После археологической культуры Сескло  на территории Фессалии  сформировалась  археологическая культура Димини IV-III тыс. до н.э. Культура Димини содержит укрепленное поселение на холме (акрополь), разнообразную керамику и шлифованные каменные топоры. Культура Димини являлась южной частью культуры Винча. Около 41 века до н.э. произошла экспансия степных племён из Северного Причерноморья на территорию племён культур Гумельница и Хаманджия, в район Нижнего Дуная и Восточных Балкан. Часть племён культур  Гумельница и Хаманджия переселились в район Среднего Дуная, а часть переселилась на территорию современной Греции и Малой Азии. 

 

На основании ископаемых гаплотипов и из последовательности родственных археологических культур, можно предположить, что на территории культур Винча  жили представители субкладов G2a, J2a1>L26>L25. Ранее я привёл основания, для предположений о нахождении на территории культур Хаманджия и Гумельница представителей субкладов  G2a (пелазги), J2a1>L26>L25, R1a>M417 (протоиндоевропейцы), T>L906 (атланты). На территории Кикладских островов в IV-III тыс. до н.э. жили представители субкладов G2a (пелазги), T-L906 (атланты). 

 

Происхождение племён лувийцев и хеттов-несийцев в настоящее время не установлено. Возможно племена  лувийцев и хеттов-несийцев являются потомками племён усатовской археологической культуры, которые в период засухи 22-19 веков до н.э., или ранее переселились из Северного Причерноморья в район Западного Причерноморья. При этом языки анатолийской анатолийской группы сформировались на основе языка племени бхарат во второй половине IV тыс. до н.э. Разделение европейской группы от индоиранской произошло в первой половине III тыс. до н.э. Разделение остальных европейских языков  индоевропейской семьи, известных в наше время, произошло в период 23-14 веков до н.э.  

Возможно в 9 веке до н.э. эллинами называли племена говорившие на древнегреческом языке, а племена не говорившие на индоевропейских языках называли пелазгами. Вероятно в 9 веке до н.э. древние греки племена разных этносов с доминирующими субкладами G2a, J2a1>L25, T>L906 и др. субкладов называли пелазгами.

 

По материалам ДНК-генеалогии у современных греков около 15,5% являются представителями гаплогруппы R1b [3. Eupedia]. Подробных снипов у современных греков очень мало, по стир мутациям у современных греков определяются представители субкладов  R1b1a1a2-М269,  R1b1a2a2-Z2103, R1b1a1a2a1-L51,  R1b1a1a2a1a-U106, R1b1a1a2a1a-P312. Представителей  субкладов R1b1a1a2a1a-U106, R1b1a1a2a1a-P312 можно отнести к потомкам кельтов, галлов, римлян, которые переселились на территорию Греции после 3 века до н.э. Представителей субкладов R1b1a1a2-М269 и R1b1a1a2a1-L51 можно отнести к потомкам племён среднестоговской культуры. Представителей субклада R1b1a2a2-Z2103 можно отнести к потомкам племён  ямной археологической культуры. По сведениям сайта Eupedia у современных греков с гаплогруппой R1b большинство обладает субкладом R1b1a2a2-Z2103 [3. Eupedia].  

 

По материалам сайта Eupedia среди ископаемых гаплотипов представителей ямной культуры около 91,5% являются R1b, около 8,5% являются I2a2. Среди ископаемых гаплотипов культуры шнуровой керамики, боевых топоров около 70,5% являются R1а, около 11,5% являются R1b, около 17,5% являются других субкладов (кроме I1, I2, G, J2, J1, E, T, Q, N) [3. Eupedia]. Ископаемые гаплотипы субклада R1b были найдены на территории Польши и относились к культуре  шнуровой керамики, боевых топоров. Хаак и др. (2015) определили шесть образцов Y-ДНК из  Волго-Уральском региона ямной культуры, и все они оказались принадлежащими к гаплогруппы R1b, у четырёх гаплотипов обнаружен субклад  R1b>Z2103 [3. Eupedia].

 

Расселение представителей субклада R1b>Z2103 в Европе

 

По археологическим признакам, можно предположить, что в формировании древних греков участвовали племена археологической культуры шнуровой керамики, боевых топоров, которые в несколько этапов из районов от Прикарпатья до Средней Волги в период 22-15 веков до н.э. переселились на территорию современной Греции. Подробные субклады у греков неизвестны, поэтому пока нельзя определить, сколько представителей гаплогруппы R1a являются потомками славян и других народов, а сколько можно отнести к потомкам эллинов. 

 

В составе древних греков были потомки племён  многоваликовой керамики, которые говорили на неизвестном языке и переселились  на территорию современной Греции около 17 века до н.э. Вероятно в составе переселенцев из территории археологической культуры многоваликовой керамики были представители субклада R1b>Z2103. По материалам сайта Eupedia большинство современных греков гаплогруппы R1b относятся к балканской ветви субклада R1b>Z2103 и живут в  южной и восточной части полуострова  Пелопоннес, на островах  Крит и Родос [3. Eupedia].

 

Расселение современных греков   R1b>Z2103 похоже на расселение микенцев  и несколько отличается от расселения потомков  племён субклада  E>V13. На карте расселения представителей субклада R1b>Z2103 следует отличать греческую ветвь  у греков, румын и итальянцев от восточных ветвей у турок, армян, иранцев и поволжских народов.

 

Представители субклада R1b>Z2103 на территорию Греции могли переселиться в составе племён шнуровой керамики, боевых топоров в период 22-19 веков до н.э., или составе племён создавших микенскую цивилизацию около 17 века до н.э. В будущем можно определить происхождение греческой ветви субклада R1b>Z2103 через сопоставление ископаемых гаплотипов микенской культуры и подробных гаплотипов современных греков. О микенском языке не сохранилось никаких сведений.

 

По археологическим признакам микенские шахтовые захоронения относят к потомкам ямной культуры, у которых был доминирующий субклад R1b>Z2103. Из сопоставления древних преданий и археологических исследований следует, что микенские шахтовые захоронения оставили  потомки царя Персея. По  генеалогии род Гераклитов (потомков Геракла) происходил от царя Персея. Из династии Гераклитов происходили цари Дориды в Центральной Греции и цари дорийцев на Пелопоннесе. Александр Македонский и его предки из династии македонский царей тоже происходили из Гераклитов. Можно предположить, что большинство современных греков субклада R1b>Z2103 являются потомками племён возглавляемых родом царя Персея и рода Гераклитов. 

 

По расселению современных представителей субклада R1b>Z2103 наблюдается соответствие древнегреческих преданий о роде царя Персея в Греции и племени персов в западном Иране. В Ригведе упоминается племя паршу. Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. В  индоиранском языке слово parśṷ(a)- буквально обозначает «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь». Производное от этого названия закономерно отражается в современном персидском - پهلوان‎ [pæhlævɒːn] «богатырь», от древне- персидского parθavāna -  от  древнеиранского parśavāna. 

 

Вероятно представители азиатской ветви субклада  R1b1a2a2-Z2103 участвовали в формировании этносов древних ассирийцев, персов и предков современных турок и, предположительно составляли значительную численность у средневековых  турок-османов. 

 

По древнегреческим преданиям эллины происходили от патриарха Эллина, который поселился в Фессалии. От Эллина и нимфы Орсеиды родились дети Дор, Ксуф и Эол. От Дора произошли дорийцы, а от Эола — эолийцы (эоляне). До 11 века до н.э. регион Фессалия назывался Эолией и все разноэтнические племена, жившие на территории Эолии (Фессалии) назывались эолийцами.  Сыновья Ксуфа, Ион и Ахей, стали родоначальниками  греческих племен ионийцев и ахейцев [7. Обнорский].

 

Вероятно ксуфийцы - предки ионийцев и ахейцев входили в союз племён возглавляемых царём Персеем, переселились на полуостров Пелопоннес около 17 века до н.э.  и участвовали в формировании Микенской культуры. Вероятно в 15 веке до н.э. после смены династии Персеидов, династией Атридов потомки племён ксуфийцев на разных территориях сформировали племена  ионийцев и ахейцев. В период 15-10 веков до н.э. ионийцы жили на севере полуострова  Пелопоннес и в Аттике, а племена ахейцев жили в центральных и восточных районах Пелопоннеса. 

 

Для определения доминирующего субклада племени эллинов в настоящее время сведений недостаточно. Вероятно у большинства потомков племени эллинов произошло постепенное замещение доминирующий эллинской Y хромосомы, на гаплотипы более поздних царских родов завоевателей периода 17-10 веков до н.э. От племени древних эллинов сохранился язык и часть религиозных мифов. 

 

7.3. Реконструкция переселения предков древних греков на Балканский полуостров.

В период 22-12 веков до н.э. на территорию современной Греции переселялись много различных племён и этносов. В книге Ю. В. Андреева «От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа» сообщается: «между 2200 и 2000/1900 гг. через Среднюю Грецию и Пелопоннес прошли по крайней мере две волны пришельцев: одна из северо-балканского региона и, может быть, из Подунавья, другая из более удаленных областей Северного Причерноморья»[8. Андреев. Стр.78].

 

 «Обе они начали перемешиваться между собой еще в дороге и окончательно смешались уже после оседания на территории Греции, вероятно ассимилировав при этом и весьма значительную часть местного населения, т. е. носителей раннеэлладской культуры предшествующего периода. Вполне возможно, что какую-то часть пришельцев составляли племена, которые могут быть в достаточной степени условно названы «греками» или скорее «прагреками». Во всяком случае в последующей истории Балканской Греции вплоть до начала микенской или позднеэлладской эпохи уже не было больше сколько-нибудь ощутимых скачков или разрывов культурной преемственности, которые можно было бы связать с приходом какого-то нового народа»[8. Андреев. Стр.78].

 

По представлениям современных историков и археологов с приходом первой волны индоевропейских племён можно говорить о начале формирования древнегреческой народности в конце III тыс. до н. э. Археологические данные находок среднеэлладского периода (22—17 веков до н.э.) говорят о значительном упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия, инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница [8. Андреев].

 

Следует отметить, что в начале III тыс. до н. э. на западе Северного Причерноморья жили племена потомков усатовской культуры. По археологическим признакам в конце IV тыс. до н. э. в Западном Причерноморье начали формироваться племена предков лувийцев и хеттов-несийцев, которые говорили на языках анатолийской группы и у которых были доминирующие субклады G2a, J2a1>L25. Часть этих племён могли переселиться на территорию современной Греции.

 

В период 22-21 веков до н.э. была сильная засуха, население полностью покинуло степи от Дуная до Алтая. Около 19 века до н.э. началось увлажнение степи, которое привело к переселениям разноэтнических племён из севера – территории абашевской культуры, юга – Кавказа и Закавказья – территорий северокавказской и триалетской культур, запада – территории витенбергской культуры, северо-востока, и Приуралья с территории  культуры синташта. В результате смешения этносов в Северном Причерноморье и Приазовье сформировалась бабинская культура (многоваликовой керамики). 

 

Вероятно на территории бабинской культуры сложились союзы племён которые воевали между собой и от которых произошли микенские персеиды, бхригу (фригийцы), фракийцы. Вероятно племена потерпевшие поражение в войнах за разные районы степи от Нижнего Дуная до Алтайских гор, переселялись на другие территории. На территории бабинской культуры широкое распространение имели колесницы. По неизвестным причинам, возможно в связи с кратковременным похолоданием, которое вызвало массовые миграции, часть племён  бабинской культуры около 17 века до н.э. переселились в Грецию и создали микенскую культуру шахтных гробниц.  

 

По дендрохронологическим исследованиям около 1628 года до н.э. на острове Тира в Эгейском море произошло крупнейшее в древней истории минойское извержение. Извержение сопровождалось выбросом пепла на высоту 38 километров, которое привело к кратковременному глобальному похолоданию. Похолодание привело к массовым переселениям племён на большие расстояния, поселению на одной территории племён разных этносов. Выжившие племена сформировали новые археологические культуры. На Балканском полуострове сформировались новые союзы племён, в которых доминирующие положение заняли фракийские племена и  племена бхригу.  Из расселения современных представителей субклада E>V13, можно предположить, что одна часть потомков ариев участвовали в формировании фракийских племён, другая часть потомков ариев участвовали в формировании эллинов. 

 

Формирование фракийской народности произошло  в эпоху поздней бронзы и железа, от середины II тыс. до конца I тыс. до н. э. Земли фракийцев простирались от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до Моравы и Македонии. Известно до 90 фракийских племен, крупнейшими из которых были одризы (на юго-востоке, во Фракии), меды  или мёзы, бессы, бизалты и др., а также геты и даки в левобережье и отчасти в правобережье нижнего Дуная.

 

В Истории Геродота сообщается о четырёх главных богах фракийцев, которые соответствуют греческим богам Арес, Артемида, Дионис и Гермес. Причем бог Арес появился у греков от племён, переселившихся из Фракии. У фракийцев аналогичные культы назывались Герос (Арес), Сабазий (Дионис), Бендида (Артемида). Следует отметить, что имя бога Арес или Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re) совпадает с названием племени ариев.

 

После кратковременного похолодания 17 века до н.э., началось потепление и на территории между Днепром и Уралом сформировалась срубная культура. Вероятно в этот период на территории между Карпатами и Днепром находились племена бхригу (фригийцы) и будущих фракийцев. Около 17 века до н.э. часть племён  бхригу возглавляемые предками царя Тантала переселились в Малую Азию. Затем бхригу во главе с царём Танталом переселились во Фракию. Около 15 века  племена бхригу и неизвестные союзники во главе с царём Пелопсом – потомком Тантала переселились в Арголиду. Затем царь Атрей – потомок Пелопса захватил Микены. По археологическим исследованиям около 15 века до н.э. в Микенах шахтные гробницы сменились толосами. По древнегреческим преданиям Микенская династия Персеидов сменилась фригийской династией Атридов. 

 

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между 16 и 11 веками до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.

 

По событиям II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье отсутствуют письменные источники. В период от 16 до 12 века в районе от Днепра до Южного Урала была срубная культура. По распространению индоиранских  гидронимов  и  топонимов лингвист В.И. Абаев и затем Л.Н. Членова обосновали принадлежность срубной и  андроновской культурно-исторических общностей  к ираноязычной группе индоевропейской языковой семьи [9]. У шести представителей срубной культуры, живших в 19-12 веках до н.э., была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1, R1a1a, R1a1a1b2, R1a1a1b2a2a-Z2123),

 

По археологическим исследованиям в Северном Причерноморье в 16-12 век до н.э. была сабатиновская культура. Для сабатиновской культуры характерен высокий уровень металлообработки, в литейных мастерских из оловянистой бронзы изготавливались предметы вооружения, орудия труда и украшения. Хозяйство основывалось на скотоводстве и земледелии. 

 

В настоящее время не выявлены археологические признаки появления на Балканском полуострове племён ариев в период  19-15 веков до н.э. В древнегреческих преданиях нет упоминаний о племенах ариев, но есть многочисленные признаки участия фракийцев в формировании этноса древних греков. Появление в Греции фракийских племён – потомков ариев, вероятно произошло в 14 веке до н.э. Наиболее яркий след в древнегреческих преданиях оставил царь Диомед. По древнегреческим преданиям  Диомед считался сыном бога войны  Ареса и был царем племени бистонов. Bistŏnes, Βίστονες или Βίστωνες, фракийское племя у Эгейского моря и у озера Бистониды, на восток от города Абдер. Hdt. 7, 110. Strab. 7, 331. У римских поэтов имя это часто употребляется вместо «фракийский» (Hor. ad. 2, 19, 20) [10. Любкер]. Вероятно Диомед переселился из Фракии в Арголиду в конце 14 или начале 13 века до н.э. В составе бистонов могли быть представители субкладов  E>V13, J2a1>L25, J2b2>L283, R1a>Z645.  

 

На основании царского имени, можно предположить, что царь Диомед был потомком ариев. Имя Дио-мед можно представить как Дио  - владыка племени медов. В книге В.Л. Цимбурского «Гомеровский эпос и легендарная традиция Анатолии» сообщается: «позднефракийская ономастика (Detschew 1976) демонстрирует нам массу сложных имен, содержащих основу *dei-w-/ *dy-ew-. Однако из-за условности греческих и латинских передач порою бывает трудно конкретизировать этимологическую огласовку и разграничить рефлексы и.-е. *diu-s “небо, свет”, *deiwos “бог” и *dyeu-s “день, небо, верховный бог”, редко просто “бог” (хет. šiuš, šiunaš)» [11. Цимбурский]. Дио - «Бог-отец» (dyeus phater) — божество ясного неба (индийский Дьяус-питар, балтийский Диевас, лувийский Тиваз). Племя мед известно во Фракии, возможно у фракийских медов и мидийцев Загроса (на территории современного западного Ирана) были общие предки. Мидийцы Загроса (Иран) считали себя потомками ариев. 

 

По Гомеру царь Диамед Тидид участвовал в Троянской войне, возглавлял войска  Аргоса,  Тиринфа,  Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды; привел 80 кораблей, по количеству приведённых к Трое кораблей Диомед третий — после Агамемнона и Нестора.   

 

Вероятно, в группу ариев входили представители субкладов E>V13, J2a1>L25, J2b2>L283, R1a>Z645. У современных греков представители этих субкладов составляют более 40% мужчин. Причем представители субклада E>V13 составляют около 20%, а представители субклада  J2b2>L283 составляют около 10% современных греков [3. Eupedia]. Вероятно в 13 веке до н.э. часть  представителей субклада J2b2>L283 поселилась на северо-западе современной Греции, а часть входили в состав дружин Диомеда. Затем  в 12 веке до н.э. часть  представителей субклада J2b2>L283 в составе северо-западных племён (Эпира) вошли в союз дорийцев. 

 

Представители субклада J2b являются пришельцами из Центральной Азии и Каспийского региона, вероятно,  являются потомками племён восточных районов катакомбной культуры. В Европе расселение современных представителей субклада J2b совпадает с расселением представителей субклада E>V13. Можно предположить, что около 16 века до н.э. часть волжских потомков катакомбников субклада J2b вместе с ариями переселились  на Балканский полуостров. 

 

Расселение современных представителей субклада J2b

 

О древних названиях племён катакомбной культуры сведений не обнаружено, за исключением записанных Геродотом  преданий о происхождении скифов.  По археологическим исследованиям  катакомбная  культура существовала в период 28-22 веков до н.э., затем племена потомков катакомбной культуры участвовали в формировании бабинской культуры (многоваликовой керамики) 19-17 век до н.э. На основании археологических исследований и сведений Геродота, можно предположить, что  потомками племён западных районов бабинской культуры (многоваликовой керамики) были скифы, агафирсы, гелоны (субклады этих племён не определены). По преданиям, записанным Геродотом, предки скифов покинули низовья Днепра около 17 века до н.э. Этот период совпадает с распространением срубной культуры. Вероятно распространение субклада  J2b на Балканском полуострове произошло с племенами агафирсов, гелонов и фракийцев.

 

По древнегреческой традиции племена эллинов состояли из ионийцев, дорийцев, эолийцев и ахейцев.  Имя Ион очень похоже на название племени хьяуна из Авесты. На востоке современных греков называют ионийцами, по названию одной из ветвей древних греков (Ίωνες ионэс), названной из-за своего прародителя — Иона (΄Ίων). Таким образом, на древнеармянском, например, название Греции — Yoynkʿ (Յոյնք), на современном армянском — Hunastan (Յունաստան, Հունաստան), на иврите — Yavan (יון), на арабском — al-Yūnān (اليونان), на тюркских языках — Yunanistan/Yunanıstan. В древней Руси в Среднем Поволжье были известны племена гуннов и унов (юнов). Возможно название ионийцев произошло вследствие греческого и фракийского искажения самоназвания сибирских гуннов или  унов (юнов).

 

Арийский след в древней Греции сохранился в клятве эпирских царей. В книге лингвиста В.Л. Цимбурского «Гомеровский эпос и легендарная традиция Анатолии» сообщается: «П.Кречмер в известной статье об Аресе [Kretschmer, 1921] упоминает клятву Зевсом Ареем (Di. >Are.J), взаимно приносимую эпирскими царями и их подданными (Plut.Pyrr.5), и цитирует клятву юношей-эфебов из Аркадии (IG V, 2,343C): ≪Клянусь Зевсом Аресом, клянусь Афиной Ареей, клянусь Эниалием Аресом≫.— ne. tOn D.a tOn .Arha, ne. t|n >Aqa nan t|n >Are.an ne. tOn >Inua lion tOn .Arha. Сюда надо присоединить слова Павсания (V,14) об алтаре Зевса Арея в Элиде, где Арес, согласно Пиндару (Nem.XIII,16), вообще почитался как ≪отеческий≫ бог. Тогда перед нами предстанет зона почитания Зевса Арея или Ареса, бога войны и грозы, полосой идущая через Эпир, Элиду и часть Аркадии»[11].

 

«В параллель к этому ≪аресовскому≫ имиджу гомеровского Диомеда можно вспомнить героические генеалогии, подающие Диомеда аргосского как внука или правнука Ареса, а Диомеда фракийского — прямо как сына этого бога (Diod.IV, 35; Ant.Lib.2; Apd.II,5,8). Будучи прочитана в ключе этих родословных, ≪Диомедия≫ Гомера звучала бы как сказание о победе героя-полубога над собственным божественным предком, и это торжество оттенялось бы тем, как Афина-воительница, на Пелопоннесе спутница Зевса Ареса и ≪меньшого≫ Эниалия-Ареса, правит в троянских битвах колесницей Диомеда» [11.Часть II, гл.1].

 

Вид на ареопаг с Акрополя

 

Еще один след ариев сохранился в названии Афинского ареопага. Ареопа́г (др.-греч. Ἄρειος πάγος, буквально — «холм Ареса») — орган власти в Древних Афинах. Название получил по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови Посейдонова сына. Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Входило в него 9 архонтов. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами.

 

На основе функций ареопага можно предположить, что этот социальный институт является одним из немногих свидетельств участия потомков ариев в формировании  афинских греков. 

 

7.3. Реконструкция формирования племён эллинов.

По сведениям Геродота предки эллинов всегда говорили на индоевропейском языке. Древняя религия ахейцев и эллинов  показывает на их индоевропейское происхождение. Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных  линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos  и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей. Следует отметить, что имя бога  Diwijos совпадает с индийским Дьяус, балтийским Диевас, лувийским Тиваз. 

 

Повторим, в книге Мейе «Индоевропейские диалекты» описано совпадение по лексике сельскохозяйственной терминологии и терминов государства и права у италийских, кельтских, германских, балтийских и славянских языков. Но эта лексика отсутствует в греческом, армянском и арийских языках. Эти народы явно формировали свое хозяйство и государственные образования вне северо-западной общности [2. Клейн. 2007]. Из лингвистических исследований и основных субкладов современных греков следует, что предки эллинов переселились в период 17- 15 веков до н.э. из района Поволжья. Собственно этнос эллинов сложился около 15 века до н.э. на территории Фессалии из нескольких племён разного происхождения. 

 

По неизвестным причинам у потомков эллинов доминирующими субкладами стали E>V13 и J2b2>L283. У собственно племени древних эллинов предполагается доминирующий субклад ветви R1a>Z93.  Вероятно эллины представляли союз племён нескольких этносов: ахейцев, ионийцев, дорийцев и других племён с общим названием эолийцев. Возможно  у царя Диомеда был субклад E>V13,   у царя Персея  и его потомков Гераклитов был субклад R1b>Z2103, субклад J2b2>L283 мог быть у западно - скифских племён агафирсов и гелонов.

 

Древние греки считали,  что имя Ахилл (Ахиллес) обозначает «безгубый», или «бескормный» («невскормленный грудью») и придумали несколько мифов о происхождении имени. При этом о значении имён Эллина, Дора, Эола, Ксуфа, Ахея нет никаких мифов, это говорит либо о глубокой древности имён, или об  их происхождении из других этносов.

 

По исследованиям Н.Д. Андреева значение бореального (праиндоевропейского) S-L определялось как «болото», «ползать по болоту», «змея», «скользить» (раннеиндоевропейская семантика этого корневого слова эволюционизировала по линии функциональной специализации): в языках древнефризском SL-at «болото», «топь»; удэгейском SaL-aha «болото (лесное)»: греческом HeL-eios – «болотистый», «болотный» (из *SeL-); армянском SoL-un «ползущая по болоту», «змея»; негидальском (уст. гиляки Хабаровского края) SuL-ama «змея»; финском Sol-ua «скользить»; норвежском SL-ipra «змея»; хантском SoL-eyta «шипеть (о змее)»[12. Андреев Н.Д. Стр. 9]. 

 

В районе Средней Волги в составе Нижнебельской группы башкир известно племя ела́н (башкирское йылан). Этноним елан восходит к почитанию тотема змеи [13. Кузеев]. О поклонении части башкир змеям упоминается в записках путешественника 10 века — Ибн Фадлана: «Мы видели, как (одна) группа из них поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется журавлям…».

 

В индоевропейском языке возможен переход селен – хелен – елен – элен. До 15 века в районе Селии на юго-востоке современной Латвии в Восточной Прибалтике жило племя се́лы (село́ны). Упоминаются со 2 века, говорили на селонском языке балтийской группы, в средние века вошли в состав латышей и литовцев. Имеются литовские гидронимы от того же корня: Sė́lupis, Sė́lupis, Sė́linė. В районе Селии в  4-6  веках умерших хоронили в курганах, чаще не кремируя. Останки сохранились плохо. Новые могилы зачастую разрушают старые. Погребальный инвентарь скромен. Находят узколезвийные обушные топоры, одиночные наконечники копий, ножи. В древности, в Восточной Прибалтике, в районе реки Припять и на территории современной Греции был широко распространён культ змеи.

 

Возможно в районе Средней Волги в 17 веке до н.э. было племя елан (елин), название которого происходит от древнего слова «хелиос», которое происходит  от названия болотистой местности или культа змеи. Возможно племя елан (елин) происходило от протоиндоевропейцев археологической культуры гребенчатой керамики гаплогруппы R1a, или индоевропейцев балановской (фатьяновской) культуры субклада R1a>M417 . Затем часть племени елан  (елин) переселилось в район Фессалии на территории современной Греции. 

 

Переселение предков эллинов из Поволжья в Фессалию могло произойти в период от 17 века до н.э. вместе с племенами многоваликовой  керамики, которые оставили шахтовые погребения в Микенах и предания о династии Персея, до 15 века до н.э. времени царя Пелопса, который возглавлял племена ахейцев. 

 

Регионы современной Греции

 

На территории России в Поволжье и Сибири сохранилось около 30 населённых пунктов с названием Елань. В России три реки носят название Елань. В словаре Даля Елань — русский топоним, от диалектного «елань» (обширная прогалина, луговая или полевая равнина; возвышенная, голая и открытая равнина)[14]. Возможно переселенцы из Поволжья в 17 веке до н.э. назвали Элин (Еланью) южную часть равнины, которую около 11 века до н.э. назвали Фессалия. Затем по названию района Элин (Эллада) стали назвать племена ахейцев, ионийцев, дорийцев и эолийцев.

 

Районы Центральной Греции

 

Физическая карта Фессалии и Центральной Греции

 

По древним преданиям племена эллинов жили на территории Фтиотиды, которая входила в состав Фессалии. В современной Греции регион Фтиотида  находится на северо-востоке Центральной Греции. На юго-востоке современной Фтиотиды на берегу залива Малиакос находятся знаменитые Фермопи́лы, через которые была единственная сухопутная дорога в Аттику и полуостров Пелопоннес. 

 

Все завоеватели греческой Аттики проходили через территорию Фессалии и Фтиотиды. Вероятно в период 15-10 веков до н.э. завоеватели включали дружины эллинов в состав своего войска. Часть племён завоевателей оставались на территории Фессалии и Фтиотиды.

 

У древних индоевропейских племён было распространено многоженство.  После подчинения другому племени вождь племени отдавал свою дочь в гарем властителя. Сын нового властителя и дочери вождя становился новым вождём племени. Таким образом, у индоевропейцев происходило замещение прежнего доминирующего субклада или гаплогруппы на новую. При этом религия, племенной язык и хозяйственный уклад оставались прежними.  

 

По мнению Геродота после переселения в Грецию племена эллинов обладали незначительной численностью по сравнению с пелазгами: «Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племен. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью» [6. Геродот. 1.58.].

 

Современной науке ничего не известно о распространении индоевропейских языков на территории Греции в период до 15 века до н.э. По древнегреческим преданиям царь Пелопс был фригийцем (бхригу), потомки Пелопса возглавляли племена ахейцев. Можно предположить, что ахейцы переселились на полуостров Пелопоннес вместе с фригийцами (бхригу) царя Пелопса. Вероятно в этот период эллины стали заселять Аттику.  По археологическим признакам племена бхригу и их потомков  племена бригов и фригийцев можно выявить по обряду кремации покойников и захоронениям останков в урнах. В период 19-17 веков до н.э. кремация и захоронения в урнах  встречались на территории от Западной Европы до Урала.

 

В период «Катастрофы бронзового века» 13-10 веков до н.э. на территорию Греции переселилось значительное число фракийских племён, которые в основном говорили на индоевропейских языках. Из материалов ДНК-генеалогии и лингвистических исследований древнегреческого языка следует, что в союзе племён ионийцев доминирующее положение получили потомки ариев с доминирующим субкладом  E>V13. Вероятно древнегреческий язык сформировался на основе языка потомков ариев. 

 

В Древней Греции периода 9-6 веков до н.э. наибольшей численностью обладали племена ионийцев и дорийцев. Из исторических источников следует, что древнегреческий язык и культура сложилась на основе племён ионийцев. По сведениям Геродота в 10 веке до н.э. в Аттику переселилось множество различных племён, переселившихся из разных районов Пелопоннеса в результате завоеваний дорийцев [6. Геродот].   Вероятно к 6  веку до н.э. у дорийцев стали  доминирующими субклады  R1b>Z2103 и J2b2>L283, а у племён ионийцев - E>V13.  

 

7.5. Реконструкция формирования древнегреческого этноса.

В книге Л.С. Клейна "Древние миграции и происхождение индоевропейских народов" сообщается: «По археологическим исследованиям древнегреческая цивилизация начинается с формирования около 17 века до н.э. микенской культуры, которая  резко отличается от предшествующей. Исследователь этого периода перемен в Греции С. Диц констатирует, что период шахтных гробниц характеризуется внезапным и радикальным изменением культуры. Захороненные в шахтных могилах отличаются своим физическим типом от окрестного населения – они выше и ширококостнее. 14 микенских скелетов знати в среднем на 5 см выше, чем окружающее рядовое население (Angel 1973; Dickinson 1973; 1977), а некоторые погребенные особенно выделялись ростом (Mylonas 1973: 426)»[2.Клейн 2007].

 

В 18 веке до н.э. в Северном Причерноморье широко распространилась археологическая культура многоваликовой керамики (КМК) или бабинская культура. Археолог С. С. Березанская (1986: 38) установила поразительное сходство Микенских шахтных гробниц с культурой многоваликовой керамики: «Сходство проявляется и в устройстве могил, и в погребальном обряде, и в инвентаре. В принципе близки большие глубокие погребальные ямы, иногда с утупами вдоль краев. В КМК известна каменная обкладка стен погребальных ям, характерная для Микенских гробниц. Аналогична манера перекрытия могильных ям бревнами или каменными плитами. В обоих случаях очень распространен обряд тризны – захоронение животных, в частности лошадей. Сходно положение погребенных на спине с руками на тазе, или на боку, с кистями рук у лица. Среди аналогичного инвентаря, кроме [дисковидных] псалиев, – кремневые стрелы с выемкой в основании, выпрямители древков стрел, бронзовые наконечники копий с длинной несомкнутой втулкой. Общей чертой является распространенная как в КМК, так и в Микенах техника плакировки [золота]». С. С. Березанская (1986: 38)[2.Клейн 2007].

 

«Березанская указывает на сходство и с погребениями колесничих Синташты и других памятников Приуралья (петровская культура, новокумакский горизонт). Она считает их более ранними, чем Микены, а дисковидные псалии в степях исходными для типа, в чем с ней согласна немецкая исследовательница С. Пеннер (Penner 1998: 23 - 108). Это дает Березанской (1986: 37) возможность «выделить узкий (в одно-два столетия) предсрубный горизонт на огромной территории от Днестра до Урала, занятой тремя вполне обособленными, но в то же время сходными по культуре и, возможно, по этносу массивами – КМК, абашевской и памятниками синташтинского типа» (см. также Мимоход 2005)»[2.Клейн 2007].

 

В книге С. А. Григорьева «Древние индоевропейцы» сообщается: «По археологическим исследованиям в период 17-16 веков до н.э. микенские, а точнее “карпато-микенские” орнаменты встречаются на псалиях донской абашевской культуры и потаповского культурного типа, на бронзовых раннесрубных украшениях (включая Приуралье) и на керамике (Моисеев, Ефимов, 1995, рис. 3,2; Васильев и др., 1994, рис. 33; Кузьминых, 1983a, рис. 6). Часто эти изделия имеют более раннюю дату, чем дата микенских гробниц, хотя есть и синхронные… В более ранних синташтинских комплексах, как и в КМК, орнаменты микенского стиля неизвестны и пока не вполне ясно – с какими историческими процессами это связано. Вместе с тем, в районах, прилегающих к Карпатам, они имеют более раннюю дату, чем собственно микенские (Отрощенко, 1986, с. 231)» [15. Григорьев. Стр. 410]. 

 

На основании погребального обряда, можно предположить, что у племён создавших микенскую культуру, доминирующие субклады могли быть R1b>Z2103, J2a, R1а о языках этих племён ничего не известно, за исключением племён индоевропейцев ветви R1а>M417>Z645. По древнегреческим преданиям основателем первой Микенской династии был Персей. Вероятно в Микенских шахтных гробницах (17-15 века до н.э.) были похоронены представители династии Персеидов. Известно 3 царя династии Персеидов. 

 

Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось. В среднеэлладский период была сооружена оборонительная стена вокруг вершины холма и построены дома на соседних возвышенностях. У западного склона вершины холма было расположено кладбище, на котором находились шахтовые гробницы.

 

Шахтовые гробницы - прямоугольные, несколько вытянутые были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3—4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений характерных для племён субклада R1b>Z2103. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйпа и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей. В среднеэлладских могилах, вероятно, были похоронены индоевропейцы неизвестных племён. 

 

В начале 15 века до н. э. в Микенах  пришла к власти «династия купольных гробниц», продержавшаяся до конца 13 века до н. э. Вероятно новая династия возглавляла племена ахейцев. Из расшифровки линейного письма Б следует, что именно в это время около 1450 года до н.э. ахейцы завоевали остров Крит и дворец  Кносс. Победители вывезли на родину не только много предметов критского искусства, но, возможно, и критских ремесленников. В это же время значительно расширяются связи Микен с другими странами. В Эль-Амарне (Египет), например, найдено 19 микенских ваз — видимо, подарок фараону Эхнатону. Большое количество микенской керамики найдено в Трое и Милете (западное побережье Малой Азии), на острове Кипр и даже в Угарите (Финикия).

 

Купольные гробницы позднеэлладского периода, являются большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено ещё в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями «династии купольных гробниц».

 

Сокровищница Атрея в Микенах

 

«Сокровищница Атрея» со стороны коридора — дромоса

 

По археологическим признакам появление «династии купольных гробниц» соответствует древнегреческим преданиям о смене династии в Микенах.  После царя Еврисфея – потомка Персея новую династию основал потомок Пелопса царь Атрей, династия называлась Пелопиды или Атриды. Вероятно при Пелопидах  около 1450 года до н.э. был завоёван Крит. Древнегреческая мифология относит царя Пелопса к фригийцам (бхригу) и не связывает род эллинов с  фригийцами или фракийцами. 

 

Для племён бхригу (фригийцев) был характерен обряд кремации и захоронения останков в урнах. Вероятно у бхригу и фригийцев был доминирующий субклад R1a>Z93>L657, который редко встречается у современных греков.

 

В 14 веке до н. э. в Микенах наблюдается значительное строительство. Расширился и укрепился Микенский акрополь, были построены  циклопические стены с так называемыми Львиными воротами. На вершине холма возведён новый дворец с мегароном, тронным залом, святилищем. Стены дворца расписывались высокохудожественными фресками. Каменной оградой в это время были обнесены и шахтовые гробницы. Много новых домов, раскапываемых в настоящее время, было построено на прилежащих холмах. В искусстве заметна борьба против критского влияния; критские цветочные и морские мотивы становятся всё более условными и, наконец, уступают место линейному орнаменту со многими лентами и спиралями.

 

По климатическим реконструкциям, около 14 века до н.э. началось значительное похолодание климата. Похолодание не было равномерным и сопровождалось временными значительными похолоданиями и значительными засухами. Изменение климата привело к массовому переселению племён из районов современной Европейской России, Сибири и Прибалтики в южных направлениях. Эти переселения стали главной причиной «катастрофы бронзового века». По археологическим исследованиям в 14 веке до н.э. племена срубной культуры на Средней Волги обладали большой  численностью, но в 12 веке до н.э. произошло значительное сокращение численности населения. Наиболее вероятной причиной сокращения численности археологи считают переселение в другие регионы. 

 

Вероятно в 14-12 веках до н.э. часть племён срубной культуры переселились в район Дуная на Балканский полуостров и вытеснили местные племена в южном направлении. Первым и наиболее известным в греческой истории следствием этого переселения  был захват Арголиды царём Диомедом, который возглавлял фракийское племя бистонов. После нашествия дорийцев в 11-10 веках до н.э. потомки Диомеда и племени бистонов переселились в Аттику  и вошли в состав ионийских племён, затем переселились  на западное побережье Малой Азии. Вероятно в 9-8 веках до н.э. потомки Диомеда и племени бистонов обладали значительным влиянием и их предания о Троянской войне составили значительную часть Илиады Гомера. Возможно широкое распространение у современных греков субклада E>V13 произошло от рода Диомеда и племени бистонов.     

 

Последовательность переселений в 13-10 веках до н.э. привела к вытеснению племён дорийцев из районов Македонии и Эпира. По исследованиям лингвистов в горах Эпира и греческой Македонии сосредоточены наиболее древние греческие топонимы. Происхождение названия племён дорийцев неизвестно. Возможно, слово «дор» на неизвестном языке обозначало горы, соответственно дорийцы в древности обозначало горцы, а Дорида обозначало горный регион. 

 

По расчётам древнегреческого историка Фукидида около 1104 года до н.э., в 80 году после падения Трои началось переселение дорийцев, этолийцев и северо-западных племён на полуостров Пелопоннес. Союз племён возглавлялся царём Дориды Теменом – сына Аристомаха из рода Гераклидов (потомков Персея) и братьями Кресфонтом и Аристодемом.  Первым государством, которое они покорили, была Сикиония. Здесь стал царём сын Темена, Фалк. Главным противником Гераклидов на Пелопоннесе оставался Тисамен - потомок Агамемнона. Дорийцы напали на его царство и выгнали его вместе с его войском за пределы Арголиды. После этого сыновья Аристомаха поделили между собой земли. Темен по жребию получил Аргос. Затем постепенно дорийцы захватили Лаконику и Мессению. 

 

Часть побежденных ахейцев удалилась через Аркадию в Ионию (позднейшую Ахайю), часть была порабощена и превращена в илотов. Мессения согласно преданию, досталась второму сыну Аристомена Кресфонту. После завоевания Пелопоннесского полуострова, включая Истм, были снаряжены экспедиции для захвата Крита, Родоса, Коса и других  островов, после чего дорийцы распространились вдоль южного берега M. Азии вплоть до Памфилии.

 

Заселение западного побережья Малой Азии традиция также связывает с дорийскими переселениями. Часть эолийского населения Фессалии (бывшей Эолиды), спасаясь от нашествия фессалийцев, устремилась на остров Лесбос и затем на противолежащее северо-западное побережье Малой Азии.

 

Распространение греческих диалектов в классический период [16. Roger]

 
 

Иония заселена была разноплеменными беглецами из Пелопоннеса — ионийцами, ахейцами, эолийцами, причем обычным сборным местом и исходным пунктом колонизации служили для них Афины. В качестве основателей малоазиатских городов называются не определенные городские центры, но различные племена, причем если в колонизации Эолии участвует только одно племя — эолийцы, то в отношении колонизации Ионии специально отмечается ее смешанный племенной характер. 

 

Геродот сообщил, что в колонизации Ионии, наряду с ионийцами из Аттики, принимали участие другие племена — орхоменские минийцы, кадмейцы, дриопы, фокейцы, аркадские пеласги, эпидаврийские дорийцы и др. [6.Геродот I, 146]

 

В период 9-5 веков до н.э. произошло значительное увеличение численности древних греков. В 5 веке до н.э. общая численность древних греков составляла около 10 млн. человек. В этот период древние греки были самым многочисленным этносом Европы. Расселение различных древнегреческих племён можно реконструировать по распространению диалектов древнегреческого языка.

 

Древние греки различали четыре диалекта: аттический, ионический, дорийский, эолийский. Ионийский, или ионический, диалект распространился из материковой Греции около 11 века до н. э., во время дорийского вторжения.

 

В конце греческих «Тёмных веков», в 5 веке до н. э., сформировалась область Иония в центральной части западного побережья Малой Азии, с островами Хиос и Самос. Также на ионийском диалекте говорили на островах центральной части Эгейского моря и на большом острове Эвбея к северу от Афин. Вскоре вследствие ионийской колонизации диалект распространился по северной части Эгейского моря, в прибрежные колонии Чёрного моря и западной части Средиземноморья.

 

Исторически ионийский диалект разделяют обычно на два периода — древнеионийский и новоионийский. Границей между ними между ними приблизительно считается 600 г. до н. э.  Труды  Гомера и  Гесиода написаны на литературном диалекте, называемом гомеровский греческий или эпический греческий, основанном в основном на древнеионийском диалекте с некоторыми заимствованиями из соседнего эолийского диалекта. Поэт Архилох писал на позднем древнеионийском.

 

Больше всего из новоионийских авторов известны Анакреонт, Феогнид из Мегар, Геродот, Гиппократ, в римское время Аретей из Каппадокии, Арриан  и Лукиан. Ионийский диалект приобрел авторитет среди греческих ораторов благодаря его связи с трудами Гомера и Геродота и близкому родству с аттическим диалектом, на котором говорили в Афинах. Дальнейшим совершенствованием была письменная реформа в Афинах в 403 до н. э., в ходе которой старый аттический вариант алфавита был заменен ионическим, используемым в Милете. В конечном итоге этот алфавит стал стандартным греческим алфавитом, в эпоху койне его использование унифицировалось. Этим же алфавитом были написаны Евангелия и Деяния апостолов.

 

После  создания Македонской империи в 333 году до н.э. на территории Греции началось смешивание  населения различных регионов Греции и Македонии. В период Римской империи в греческих городах стали селиться переселенцы со всех уголков Римской империи. В период славянского завоевания Балканского полуострова в 6-7 веках нашей эры значительная часть римских граждан из различных районов Северных Балкан переселились в греческие города, таким образом, произошло полное смешение фракийских, иллирийских, кельтских и древнегреческих субкладов. 

 

В результате всех этих переселений современное расселение представителей различных субкладов примерно отражает ситуацию не ранее 10 века нашей эры. Распределение современных субкладов и гаплогрупп отражает сложение древнегреческого этноса из множества племён переселившихся на Балканский полуостров в период с IV тыс.  до н.э. 

 

При комплексном учёте всех факторов можно предположить, что потомки племён из союза ариев поселились на территории  Балканского полуострова в несколько этапов в период 17-10 веков до н.э. и затем были полностью ассимилированы местным населением. В настоящее время у нас нет достоверных сведений о доминирующем  субкладе племени эллинов. Определить доминирующий субклад эллинов можно будет только на основании многочисленных ископаемых галотипов. 

 

В заключение первой части исследования следует отметить. Из материалов археологических исследований, лингвистических исследований  и сведений ДНК-генеалогии следует, что формирование этноса индоевропейцев произошло в период 32-29 веков до н.э. на территории  между верховьями Вислы и Средним Днепром на основе племени с доминирующим субкладом R1a>M417>Z645. Патриархом рода R1a>M417>Z645 был жрец Бхригу, по имени которого называлось племя бхригу.  В период 29-23 веков до н.э. произошел первый этап расселения индоевропейцев. 

 

Литература

1. Gamkrelidze T. V., Ivanov V. V., The Early History of Indo-European Languages, Scientific American, March 1990; Renfrew Colin. Time Depth, Convergence Theory, and Innovation in Proto-Indo-European // Languages in Prehistoric Europe. — 2003.

 

2. Клейн Л.С., "Древние миграции и происхождение индоевропейских народов". Санкт-Петербург, 2007.

 

3. Eupedia. http://www.eupedia.com. (дата обращения 27.02.2017). 

 

4. Ликофрон. Александра 55. Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1. С. 219—233 (строки 1-446). № 2. С. 234—267 (строки 447—1474).

 

5. История Древней Греции. Под редакцией В.И. Кузищина. Москва, "Высшая школа", 1996.

 

6. Геродот. История в девяти томах. Научно-издательский центр "ЛАДОМИР" "АСТ" М., 1999 г.

 

7. Обнорский Н. П. Эллины. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

 

8. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа.

 

9. Членова Н. Л. О времени появления ираноязычного населения в Северном Причерноморье // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. — М., 1984. — С. 259—268.

 

10. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. Первое послереволюц. изд. на основе пер. В. Модестова и чл. О-ва клас. филологии и педагогики Ф. Гельбке [и др. : В 3 т.]. — М.: Олма-Пресс, 2001.

 

11. Цимбурский В.Л. «Гомеровский эпос и легендарная традиция Анатолии».http://russ.ru/academ/Filologicheskie-teksty-Vadima-Cymburskogo.(дата обращения 12.07.2017).

 

12. Андреев Н.Д. Ранне-индоевропейский праязык. Ленинград. Наука. 1986 г.

 

13. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.

 

14. Елань // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

 

15. Григорьев С. А. Древние индоевропейцы. Изд-е 2-е доп. Челябинск: Цицеро,2015. — 660 с. http://www.academia.edu.

 

16. Roger D. Woodard (2008), «Greek dialects», в: The Ancient Languages of Europe, ed. R. D. Woodard, Cambridge: Cambridge University Press, p. 51.