Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеТретья часть. Происхождение племён русин1. Сведения о стране русков – Русиланде

1. Сведения о стране русков – Русиланде

 

1.1. Предания о русках из Вилькина-саги.

Самые древние предания упоминающие племя русков, сохранились в Вилькина-саге. Напомним, что собрание северных саг Тидрек-сага или Вилькина-сага (Thidhrekssaga, Wilkinasaga) появилось во второй половине 13 века в Норвегии, в собрание вошли норвежские и нижнегерманские предания. В сагу вошли предания об искусном кузнеце Виланде, о Зигурде и бургундцах, о Вальтере и Гильдегунде, о Гербурте и Гильде, об Ироне и Апполониусе.

 

В Вилькина-саге племена русков упоминаются при описании войны между крупными союзами племён Вилкиналанда и Русиланда, а также в описании завоеваний гуннов фриза Атиллы и хавка (германца) Тидрека Бернского. В Вилькина-саге сообщается: «Эта сага сложена была в то время, когда скончался великий конунг Константин, крестивший почти весь свет»[1. Веселовский]. Конунг Константин это римский император Константин Великий, который умер в 337 году. 

 

В Вилькине-саге сообщается: «Сага эта составлена по рассказам немецких людей, а нечто по их песням, которыми (подобает) забавлять именитых людей, сложенных древле тотчас после событий, о которых говорится в этой саге. И хотя бы ты взял по человеку из каждого города по всей Саксонии, все они расскажут эту сагу на один лад: тому причиной — их древние песни»[1. Веселовский].  

 

Таким образом, войны между союзами племён Вилкиналанда и Русиланда произошли до 4 века, а поскольку в этих войнах не упоминаются племена готов, то эти войны произошли до середины 2 века нашей эры, до переселения готов в  верховья Днестра во второй половине 2 века. В исследовании происхождения племён вильцев были приведены основания соответствия событиям, приведшим к гибели зарубинецкой археологической культуры в середине 1 века и войнам между Вилькиналандом и Русиландом, описанным в Вилькина-саге.

 

Повторим, что записана Вилькина-сага была из устных саг норвежских племён 13 века. К норвежцам эти предания попали от саксов. Из содержания Вилькина-саги и римских источников следует, что союз племён саксов был образован в южной Ютландии фризом Аттилой в первой половине 2 века нашей эры. Предки саксов не участвовали в войнах конунга Вилькина, но участвовали в последующих завоеваниях конунгов Аттилы и Тидрека Бернского. Описанные в саге завоевания конунгов Аттилы и Тидрека Бернского привели к формированию первого этапа черняховской археологической культуры и переселению племени гуннов из Южной Прибалтики  в район Среднего Днепра. Таким образом, создатели предания не принимали непосредственного участия в войнах между  союзами племён Вилкиналанда и Русиланда. Сага является единственным записанным преданием, в котором описывается древняя страна русков – Русиланд.

 

До настоящего времени Вилькина-сага глубоко не исследована и историками  не определены времена и регионы, в которых происходили события, описанные в Вилькина-саге. Сага начинается с повествования о рыцаре Самсоне — деде Тидрека, который служил под началом правителя Роджера Салернского. Самсон женился на дочери Роджера Хильдисвид (норв. Hildisvið), от которой у него было два сына Эрманрих (норв. Erminrekr) и Тетмар (норв. Þéttmarr). В результате междоусобной распри Самсону удалось стать правителем Салерно, который стал центром обширной империи. От сына Самсона Тетмара родился Тидрек. 

 

По историческим сведениям Салерно это лангобардское княжество в Южной Италии в 849 —1078 годах, со столицей в Салерно. Возникло в результате раздела княжества Беневенто. К нашему исследованию этот период никакого отношения не имеет, поскольку сага описывает события, произошедшие до смерти в  337 году римского императора Константина, который сделал христианство господствующей религией в Римской империи. Вероятно существовало более раннее Салерно в районе современной  Северной Германии, где в начале 2 века появился союз племён саксов.

 

В сагу вошло много разных историй и рассказчики составивших общий свод Вилькина саги  могли в некоторых местах напутать. Предания об «обширной империи»  к южной Италии не имеют географических и исторических оснований. В современной Германии в 50 километрах южнее Гамбурга есть городок Солтау (Зольтау), который может соответствовать Салерно из Вилькина-саги.

 

В тексте «Происхождение народа лангобардов» из кодекса законов короля лангобардов Ротари правившем в период 636 – 652 годов, сохранилось предание о завоеваниях, которые можно сопоставить с «обширной империей» из Вилькина-саги и отнести ко 2 веку: «И выступили потом лангобарды и прибыли в Голайду и затем заняли Альдонус (Aldonus), Антайб (Antaib) и Байнайб (Buinaib) и Бургундайб (Burgundaib)» [2. Горелов]. По ситуации 2 века страна Альдонус переводится как страна по реке Эльба. Антаиб переводится как страна антов (междуречье Одера и Вислы), Байнайб – страна племени бойков (Северное Прикарпатье), Бургундайб – страна бургундов (Южная Прибалтика). 

 

В  Вилькина - саге описаны две войны между странами Вилкиналанд и Русиланд. По археологическим сопоставлениям и последующим историческим событиям эта часть преданий описывает события 1 века на пространстве от Южной Прибалтики до Северного Причерноморья. Страной Вилкиналанд правил конунг Вилькин (норв. Vilkinus), а Русиландом правил Гертнит (норв. Hertnið). Конунг Вилькин напал на страну Пулиналанд, Гетнит выступил союзником Пулиналанда. В результате войны Вилькин покорил Пулиналанд и обложил данью Русиланд.  После смерти Вилькина, Гертнит завоевал Вилкиналанд. Перед смертью Гертнит разделил свои владения между сыновьями: старший, Озантрикс (норв. Ósantrix), стал королем вилькинов, младший, Вальдимар (норв. Valdimarr) — королем Русиланда и Пулиналанда, Илья (норв. Ilias) — ярлом греческим. После смерти Гертнита, сообщает сага, его потомки вели кровопролитные войны с балтийскими гуннами фриза Аттилы и его союзником  Тидреком. 

 

Из текста Вилькина - саги следует, что до прихода дружин конунга Вилькина существовала страна полян и  страна русков: «Гл. 22. После того как конунг Вилькин некоторое время правил этим царством, он снарядил свое войско и пошел с несчетным множеством рыцарей и других военных людей на Польшу (Pulinaland, M¹: пошел на Pulaernaland, что находится рядом с царством конунга Гертнита), и были у него там многие и великие битвы. Тогда вышел против него Гертнит конунг, правивший в то время Русью (M¹: Ruzcialande i Austrriki)»[1. Веселовский]. 

 

Напомним, что по археологическим исследованиям в первой половине 1 века в районе   Среднего Днепра жили племена зарубинецкой археологической культуры и племена, оставившие курганные захоронения сарматского типа, которые в конце 1 века до н.э. переселились в район реки Рось из района Нижнего Днепра. Ранее мы обосновали, что племена зарубинецкой культуры на Среднем Днепре соответствуют славянам в конце 3 века до н.э. переселившимся из района Среднего Дуная, в соответствии с описанием из Повести временных лет. Таким образом, страна   Pulinaland соответствует племени полян. 

 

По историческим сведениям в конце 1 века до н.э.  восточнее полян находился союз племён роксолан. Нет никаких исторических сведений о переселении в 1 веке роксолан  в Южную Прибалтику. Следовательно, у нас нет оснований считать, что роксолане соответствуют стране  Ruzcialande. На западе от племени полян в конце 1 века до н.э. был союз племён возглавляемых бастарнами. Бастарны были подробно описаны римскими историками, у которых нет никаких упоминаний о племенах русков и стране Ruzcialande

 

Район Среднего и Нижнего Днепра был мало известен римским историкам 1 века,  можно предположить, что страна  Ruzcialande находилась в этом районе. На основании имени конунга Гертнита, можно предположить, что его имя является титулом царя племени гер (герров), или территории Герры. Район Герры на Нижнем Днепре известен из описания в Истории Геродота. Далее мы исследуем район Среднего и Нижнего Днепра в период от 3 века до н.э. до 1 века нашей эры, попытаемся обосновать расположение страны Ruzcialande и происхождение народа русков.

 

Возможны разные методы обоснования расположения страны русков. По моему мнению, на основании существующих археологических, исторических исследований и материалов ДНК-генеалогии мы можем:

 

1. Обосновать, что описанные в Вилькина-саге войны между союзами племён Вилкиналанда и Русиланда соответствуют событиям первой половины 1 века в районе Среднего Днепра.

 

2. Определить происхождение племён русков.

 

3. Доказать, что в описанные в Вилькина-саге войны Атиллы и Тидрика Бернского происходили в первой половине 2 века в районе Южной Прибалтики и междуречья Днестра и Днепра.

 

4. Обосновать, что союз племён борусков возник на основе союза племён русин.

 

Ответы на поставленные вопросы требуют объёмных исследований, результаты которых изложены в нескольких главах. 

 

1.2. История района Герра на Нижнем Днепре в период 5-3 веков до н.э.

В Истории Геродота упоминается река Герра (Молочная), местность Герра на Борисфене (Днепре) и некая дальняя Герра. Герра на Днепре соответствует району вокруг современного города Никополь [3. Геродот]. По описанному обряду захоронений и археологическим исследованиям дальняя Герра соответствует району курганов около современного города Майкоп на западе Северного Кавказа. 

 

Племена Северного Кавказа в 1 веке

 

У древнеримского историка Плиния Старшего (22-79 г. н.э.) в «Естественной истории» при описании региона Западного Кавказа упоминается племя эпагерриты: «От Диоскуриады следующий город Гераклей. От Себастополя он отстоит на 70000 шагов. Здесь живут ахейцы, марды, керкеты, за ними — серры, кефалотомы. Внутри этого пространства богатейший город Питиунт (Пицунда – «сосновый») разграблен гениохами. Сзади него в Кавказских горах живет сарматский народ эпагерриты (Epagerritae), а за ними — савроматы»[4. Плиний].

 

Эпагерриты – переводятся как «обитатели земель близ реки (района) Герр». Река Гер известна под современным названием Герируд в провинции Герат в северо-западном Афганистане. Название Герируд включает два слова Гери и руд. Слово руд встречается в названиях многих рек Афганистана и, вероятно, является обозначением реки на неизвестном языке. Название Гери, вероятно, очень древнее. Столицей провинции является город Герат, который в древности был важным центром караванной торговли. Вероятно через Герат в 8 веке до н.э. из Центральной Азии переселялись царские скифы. В районе  Герата с глубокой древности была очень разветвлённая система каналов орошения. Вероятно у скифов древнее название Герата стало нарицательным названием регионов с большим числом рек, протоков или каналов. Можно  предположить, что название Герр на Нижнем Днепре и Кубани произошло от скифов по названию Герр - современном Герате.

 

Государства Закавказья в 10 веке

 

Следует обратить внимание на небольшое государство Гер существовавшее в 10 веке на севере озера Урмия. После переселения из Средней Азии в район правобережья низовьев Аракса скифы объединили несколько племён в этом регионе. Затем часть представителей этих племён в середине 7 века до н.э. участвовали в завоеваниях скифами Закавказья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Вероятно часть племени гер осталось на севере озера Урмия, часть племени гер поселилось на западе Северного Кавказа, часть племени гер поселилось в низовьях Днепра.

 

Карта-схема расселения скифов в Северном Причерноморье 7—6 веках. до н. э. (штриховка наклонными линиями — районы сосредоточения скифов)

 [5. Марченко].

 

Из последовательности исторических событий следует, что в период 7-6 веков до н.э. южнее современной реки Кубань жили племена скифов и их союзников, от которых произошло название Герры. Затем скифов вытеснили сарматы и по описанию Плиния Старшего в 1 веке южнее Кубани жили племена сармат. Таким образом, на Нижнем Днепре название Герры, вероятно, было связано с племенами союза скифов. В районе Герры на Нижнем Днепре в период 5-3 веков до н.э. жили племена скифов и переселённые скифами разноплемённые земледельцы и ремесленники.

 

Сообщество скифов представляло собой несколько племён, которые в разное время переселились на территорию современной Украины. В исследовании «Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху» [5. Марченко] выделяется пять периодов скифской эпохи. Первый и наиболее ранний период скифской эпохи охватывает вторую половину 8 — середину 7 века до н. э. (см. Kossak. 1980; 1987; Полін. 1987; Медведская. 1992). В первый период в Северное Причерноморье с востока перемещается несколько орд кочевников  — носителей так называемой раннескифской культуры (см., например, Боковенко. 1989). Вероятно первая волна кочевников быстро завоевала местные племена и поселилась в лесостепном районе [5. Марченко].

 

Анализ археологических материалов поселений и некрополей Северного Причерноморья свидетельствует, что земледельцы чернолесской культуры были включены в политическую и социально-экономическую структуру пришельцев (Галанина. 1985). Судя по грандиозности и богатству уже самых ранних погребальных сооружений 7 века до н. э. лесостепных районов Украины и особенно Предкавказья, кочевники этого времени образовали верхний пласт, своего рода аристократию, в социальной структуре новых скотоводческо-земледельческих общественных образований [5. Марченко]. Первый период соответствует завоеваниям скифов от района реки Аракс до Северного Причерноморья.

 

Принципиально новый (второй) период в истории населения Северного Причерноморья начинается от середины 7 века до н. э. до второй половины  6 века до н. э. В этот период происходит расцвет скифских культур в лесостепной зоне. В степном районе жили сравнительно небольшие группы кочевых скифов [6. Алексеев].

 

Временные границы третьего периода  вторая половина 6 века до н.э. — начало второй четверти 5 века до н.э. — последняя треть этого же столетия. В степные районы Северного Причерноморья пришли новые орды скифов, которые принесли с собой несколько иную, нежели у их предшественников, культурную традицию [6. Алексеев]. Третий период соответствует возвращению царских скифов (сколотов) из похода в Переднюю Азию и повторному завоеванию Северного Причерноморья, как это описано у Геродота.    

 

В третий период  заметно усиливается военное давление продвинувшихся в степи новых кочевых орд и на лесостепные районы Причерноморья, где, судя по всему, в это время возникает один из основных очагов сопротивления, длительное время успешно противодействовавший их экспансии. Лишь к середине 5 века до н. э. здесь появляются явные признаки нарастающего кризиса, выразившегося прежде всего в существенном сокращении следов жизнедеятельности местного населения и очевидном ухудшении его благосостояния. В археологическом представлении эти тенденции наиболее четко прослеживаются ныне на памятниках приграничных территорий лесостепной зоны Днепровского Правобережья и в Подолии (Артамонов. 1974. С. 111-113; Ильинская, Тереножкин. 1983. С. 266,294,299,365). Можно предполагать, что именно к этому времени скифам - кочевникам удалось завоевать военно-политическое превосходство [6. Алексеев].

 

Четвертый период охватывает время от последней трети 5 века до н. э. до начала 3 века до н. э. В четвёртый период количество археологических памятников 4 века до н. э. в сравнении с предшествующими периодами представляется здесь просто огромным (см.: Черненко, Бессонова, Болтрик и др. 1986. С. 345). Важно отметить, что в Скифии в это время окончательно выделяется несколько центров. Это — дельта Дона, Северо-Восточное Приазовье, Крым и, разумеется, наиболее крупный из них — Поднепровье [5. Марченко].

 

В пятый период от начала до середины 3 века до н.э. произошло крушение «Великой» Скифии. После исчезновения с исторической арены «Великой» Скифии, на новой основе возникли так называемые Малые Скифии. Последние были вынуждены сразу же вступить в продолжительную и далеко не всегда успешную борьбу со своими соседями — кочевыми ордами сарматов, фракийцами, галатами и эллинскими колониями Крыма, Побужья и Добруджи [5. Марченко].

 

Таким образом, господство царских скифов (сколотов) в районе днепровских Герр просматривается в период 5-3 веков до н.э. В книге Б. А. Рыбакова «Геродотова Скифия. Историко-географический анализ»  сообщается: «Северный предел области царских скифов находится в Герросе у днепровских порогов («до которых Борисфен судоходен»)[7. Рыбаков].

 

Геродот сообщил, что собственно этнических скифов было очень мало. Основную численность Скифии составляли подчинённые царским скифам племена скотоводов – кочевников и земледельцев. Вероятно в Скифии была ситуация аналогичная монгольской Золотой Орде в которой господствующее племя монголов составляло около 2% населения.   

 

По археологическим исследованиям в период путешествия Геродота в районе днепровского Герроса царских захоронений не обнаружено. Вероятно в этот период часть царских скифов (сколотов) жили в районе Нижнего Днепра, а большая часть царских скифов (сколотов) жили на западе Северного Кавказа. До  4 века до н.э. своих царей скифы – сколоты хоронили на Северном Кавказе.

 

Затем царские скифы покинули Северный Кавказ и своих царей стали хоронить в районе  днепровского Герроса. В  4 веке до н.э. царские курганы скифов размещаются в Днепровской луке — западнее порогов (Александропольский, Кичкасский, Острая Могила, Чертомлык и др.). Значительная часть курганов (Солоха, Чмырева Могила и др.) расположена южнее Конских Вод и у Молочной, что тоже может рассматриваться как земля Геррос.

 

Реки Гипакирис и Геррос [7. Рыбаков]

 

В книге Б. А. Рыбакова сообщается: «Северную половину земель скифов-кочевников очерчивает граница степной ландшафтной зоны, идущая по Нижней Ворскле, дубравам Харьковщины (часть «гилей») и среднему течению Северского Донца, окаймлявшего скифов-кочевников и с востока; южной границей была Меотида. На западе граница шла примерно по Молочной и где-нибудь выше Конских Вод (принадлежавших, судя по курганам, скифам царским) шла по левому берегу Борисфена до Пантикапы»[7. Рыбаков].

 

В середине I тыс. до н.э. реки были более полноводные и в низовьях Днепра русла рек отличались от современного положения. Ранее река Днепр ниже острова Хортица текла многими руслами по болотистой равнине, которую весной и во время летних паводков  заливала вода. Этот район назывался «плавни», покрытый лиственным  лесом,  камышом,  рогозом, заливными лугами,  озёрами, болотами. Крупнейшие плавни простирались между Днепром и его левым притоком Конкой — так называемый Великий Луг (ширина — до 20 км, длина — до 60 км), отделённый узкой полосой плавней  вблизи города Никополя от второго широкого комплекса —Базавлуцких плавней. Но долина реки изменилась после сооружения второй крупной плотины на Днепре и большого Каховского водохранилища. Сейчас почти вся территория Великого Луга, за исключением нескольких сотен гектаров в юго-восточной части острова Хортица и на левом берегу, залита водами Каховского водохранилища, которое также называют Каховским морем.

 

В древности после порогов Днепр разветвлялся на сотни протоков, то вытекающих из него, то возвращающихся и принимающих в себя притоки Днепра. Протоки - гирлы тянулись на 100 км, образуя полосу плавней шириной в 15-20 км. В эту разветвленную водную систему впадает слева река Конка, текущая из глубины приазовских степей. На наших картах в атласах эта река показана обычно огибающей плавни («Конские Воды») и впадающей в Днепр под Никополем [7. Рыбаков].

 

Герром называлась, по всей вероятности, как вся разветвленная система гирл («жерел»), образовавшаяся после прохождения Днепра через пороги, так и широкие окрестности этой полосы гирл. Поэтому можно допустить следующую расшифровку геродотовских «герров». Во-первых, Герром называлась местность по сторонам широкой полосы плавней и гирл. Здесь действительно находились царские курганы скифов и здесь был северный рубеж расселения кочевых скифов. Во-вторых, герром именовали те протоки, которые «отделяются от Борисфена». Некоторые из этих протоков действительно «изливаются в Гипакирис», под этим последним подразумевается та часть реки Конка, которая окаймляет с юго-востока систему гирл [7. Рыбаков]. В-третьих, Герром называли реку, истоки которой начинались в «местности Герр», и эта-то река «на пути к морю разграничивает земли скифов-кочевников и царственных». Именно эту реку, впадающую в Азовское море, и отметил Птолемей под 49°50′ северной широты и 61° восточной долготы. Ф.Браун, Ю.Кулаковский и последующие авторы правильно отождествили эту реку с Молочной, впадающей в Азовское море несколько восточнее Крыма широким жерлом-лиманом (шириною в 7, а длиною в 33 км)[7. Рыбаков].

 

План Каменского городища [8. Граков. Стр.39].

1.Скифский слой с остатками металлургии. 2. Грунтовый могильник. 3. Землянка.

4. Раскопанные курганы. 5. Нераскопанные курганы. 6. Вал 18 века.

7. Вал скифского городища. 8. Предскифские селища.

 

По археологическим исследованиям скифские земледельцы появились  на Нижнем Днепре и в Крыму уже в 4 веке до н.э., еще до нашествия сармат [8. Граков]. В скифский период (7-3 век до н.э.) в городах  Северского Донца было развито производство качественных изделий из стали.  Вероятно в 4 веке царские скифы переселили часть земледельцев и металлургов в район низовьев Днепра и Крым. 

 

Для производства изделий из железа необходимо большое количество качественного древесного угля, который изготавливали из дуба. В Крыму мало леса, много дубового леса росло на островах Нижнего Днепра. Дубовый древесный уголь можно было поставлять из Среднего и Верхнего Приднепровья, поэтому царские скифы организовали производство изделий из железа и бронзы в Каменском городище на Нижнем Днепре.   Каменское городище возникло в 4 веке до н.э. и состояло из Кучур и акрополя. В Кучурах находился древний металлургический центр площадью 900 гектар, который существовал до начала 2 века до н.э. В акрополе находился административный центр общей площадью  32,25 гектар, который существовал до 1-2 века нашей эры.

 

Каменское городище образовалось в районе древней переправы через Днепр. В этом районе переправа существовала от средневековья до наших дней. Жители Каменского городища занимались производством оружия, предметов труда, погребальных украшений для скифских курганов, а также земледелием и скотоводством [8. Граков. Стр. 58].

 

В исследовании Гракова Б.Н. «Каменское городище на Днепре» сообщается: «Следует отметить, что сообщаемая Геродотом пограничная перемешанность земледельцев и кочевников продолжалась во времена наивысшего экономического и политического расцвета Скифии. Место, где находилось Каменское городище, есть самое средоточие Герроса, страны царских могил. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, как близко к ней расположены величайшие из курганов»[8. Граков.  Стр. 171]. Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов.

 

На рубеже 5-4 веков до н.э. скифы активизировались на юго-западных рубежах Скифии. Экспансия во Фракию усилилась при царе Атее, вероятно, объединившим Скифию под своим началом [9. Страбон]. Это вызвало войну с македонским царем Филиппом II.  В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с  македонским  царём  Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско: «Зопирион, оставленный Александром Великим в качестве наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошёл войной на скифов, но был уничтожен со всей армией…»[10. Юстин].

 

Каменское городище и скифские «царские» могилы в нижнем течении Днепра.

1. Никополь (современный город).

2. Запорожье (современный город).

3. Толстая Могила.

4. Чертомлык.

5. Каменское городище.

6. Солоха.

7. Гайманова могила.

8. Мелитопольский курган.

9. Александропольский курган.

10. Великая Цимбалка.

11. Козел.

12. Огуз.

 

О политической ситуации в Северном Причерноморье в 3 веке до н.э. нам  известно очень мало. По археологическим исследованиям разгром «Великой» Скифии произошел в период 280-230 годов до н.э. После завоевания сарматами часть населения «Великой» Скифии была истреблена, часть продана в рабство, часть мигрировала в другие районы. По археологическим исследованиям в лесостепной зоне на территориях скифов-пахарей, скифов-земледельцев, борисфенитов и гелоно-будинов во второй половине 3 века до н.э. оседлого населения не было. У нас нет оснований считать, что в период сарматского завоевания в 280-230 годах до нашей эры погибли все  племена лесостепной зоны Великой Скифии. Например, племена славян переселились в район Дуная и затем во 2 веке до н.э. вернулись на Днепр и Припять, как это описано в Повести временных лет. По исследованиям археологов часть земледельцев Скифии переселились в Крым и Низовья Дуная [5. Марченко]. 

 

1.3. Племена позднескифской культуры Нижнего Днепра в период 2-1 веков до н.э.

По археологическим исследованиям в период от середины 3 века до н.э. до середины 2 века до н.э. на территории скифских и позднескифских городищ и поселений на Нижнем Днепре отсутствуют данные о наличии  культурного слоя и артефактов этого периода [11. Былкова]. Вероятно в период середины 3-2 века до н.э. на Нижнем Днепре не было оседлого населения, или оно было малочисленным и жило на многочисленных островах Нижнего Днепра.

 

В первой половине 2 века до н.э. племена бастарнов разгромили сарматскую орду на Днестре, после этого на правобережье Среднего Днепра появились племёна славян зарубинецкой археологической культуры, на Нижнем Днепре появились позднескифские городища и поселения.  

 

Позднескифская археологическая культура на Нижнем Днепре включала скифские, сарматские, греческие, зарубинецко - корчеватовские, фракийские и римские элементы. На позднескифскую культуру заметное влияние оказали племена Нижнего Поднестровья. Другие культурообразуюшие признаки выделить труднее - имеются общелатенские черты (железные ножи с горбатой и прямой спинкой, бронзовые браслеты, фибулы), бронзовые сарматские зеркала 1 в. до н.э.- 1 в. н.э., найдены тамгообразные знаки на бытовых предметах, сарматские наконечники стрел. Из варварских черт можно отметить развитие черной металлургии, а также ведущую роль проса среди сельскохозяйственных культур. В домостроительстве имеются разнообразные типы, однокамерные и двухкамерные наземные каменные дома, глиноплетневые и глинобитные постройки, единичные полуземлянки небольшой глубины [11. Былкова].    

 

Основные элементы, изначально составлявшие позднескифскую культуру Нижнего Поднепровья, отсутствуют на этой территории в 3 - 2 веках до н. э. В это время они представлены в Малой Скифии на Нижнем Дунае, но без сарматского компонента. В Крыму позднескифская культура складывается раньше и на другой, хотя и тоже разнокультурной основе [11. Былкова].    

 

Во второй половине 2 века до н.э. произошло заметное улучшение экономики города Ольвия. Вероятно в этот период славяне зарубинецкой культуры и земледельцы позднескифской культуры на Нижнем Днепре стали экспортировать зерно и закупать греческие товары. Племена Нижнего Днепра выступали посредниками в торговле между Ольвией и среднеднепровскими славянами. В районе Ольвии появились земледельческие поселения. Вероятно во второй половине 2 века до н.э. произошло переселение разных племён из районов Нижнего Дуная и Днестра в район Нижнего Днепра.

 

В исследовании Гракова Б.Н. «Каменское городище на Днепре» сообщается: «В конце 3 или начале 2 века до н.э. ремесленный городок в Кучурах был заброшен. Размеры Каменского городища сокращаются до площади  Акрополя. И в это же самое время вместо одного большого города возникает десятка полтора-два таких же, как акрополь, небольших городков»[8. Граков. Стр. 59].

 

После нашествия сармат в начале 3 века до н.э. центральная скифская орда переселилась в Крым в район современного Симферополя. Около 130 года до н. э. на реке Салгир (в черте современного Симферополя) на месте ранее существовавшего населённого пункта была построена крепость (городище Керменчик). Многие исследователи считают это городище остатками упоминаемого в письменных источниках Неаполя Скифского, возведенного под руководством царя Скилура [9. Страбон. Кн. VII, IV, 7]. 

 

По ситуации в районе Нижнего Днепра в книге Гракова Б.Н. сообщается: «Во 2 веке до н.э. ситуация резко меняется. Вместо одного большого города, частью на местах более ранних поселений, частью, может быть, на новых местах, возникают малые городки, самые большие из которых – Гавриловское и бывший акрополь Каменецкого городища. Между этими городищами продолжали существовать открытые селища в прежнем виде. Далее на запад несколько городищ и селищ этого времени встречаются на Ингульце и на Южном Буге, где общим всем им признаком являются одинаковые укрепления с каменными стенами и одинаковая керамика» [8. Граков. Стр. 173].

 

«Многочисленные городища, лежащие вниз по течению Днепра между Каменским городищем и Днепровским лиманом, в основном, как показали исследования Гошкевича, относятся ко времени не раньше 2 века до н.э. и окончили своё существование в 1-2 веках нашей эры»[8. Граков. Стр.55].

 

«В могильнике Козацкого городища (Нижний Днепр) исследовано 16 могил из которых 10 были подбойными и катакомбами, четыре ямные. Погребальные сооружения не похожи на подбои и катакомбы сарматов Прикубанья или Поволжья. Они довольно точно повторяют катакомбы и подбои степных рядовых курганов 4-2 веков до н.э. открытые у Белозерского городища и на Никопольском курганном поле. Обзор найденных вещей не позволяет датировать захоронения ранее 1 века н.э. Катакомбные захоронения были свойственны земледельческому и кочевому населению степных районов Украины скифского времени»[8. Граков. Стр. 155].

 
 

Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 130—120-х годах до н. э. при царе Скилуре, когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Однако вскоре после поражения в войне с Понтом позднескифское царство в Крыму перестало существовать как единое государство.

 

В 112 году до н.э. из союзного Херсонеса царь Понта  Митридат VI Евпатор получил мольбу о помощи в борьбе со скифами, так как имевшийся понтийский отряд не мог их одолеть. Царь отправил туда своего полководца Диофанта с 6 тысячами воинов. Высадившись на побережье, понтийцы смогли разбить 50-тысячное войско роксоланов, бывших союзниками скифского царя Палака. После этого были подчинены племена тавров, а на их владениях была заложена крепость Евпаторий [10. Юстин].

 

После этого Диофант отплыл в соседнее Боспорское царство для переговоров с царём Перисадом V. Вернувшись в Херсонес, полководец весной 111 года до н.э. смог захватить несколько скифских городов, включая их столицу Неаполь Скифский. 

 

Позднее владыка Понта Митридат VI Евпатор заключил союз со скифами, фракийцами и савроматами, но, как полагают ученые, скифы уже находились в зависимости от понтийского царя. Союз распался в 63 г. до н.э., когда Митридат VI Евпатор погиб во время восстания против него, которое возглавлял его сын Фарнак.

 

После войн с Диофантом и событий в Понтийской державе источники очень мало касаются скифской истории, из чего нередко делается вывод о сильном упадке, который на рубеже эр переживал этот народ. Однако археологические данные показывают, что жизнь скифов продолжалась. Они занимались земледелием, животноводством, охотой, ловлей рыбы и различными ремеслами. И, несмотря на то что продолжались вооруженные конфликты с Боспорским царством, скифы, по всей видимости, были достаточно сильны и еще долго досаждали Херсонесу, пока он не отошел к Риму в 1 веке нашей эры. 

 

Скифское царство в Крыму с центром в Неаполе просуществовало до второй половины 3 века нашей эры и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого переселения народов.

 

По археологическим и историческим исследованиям в Митридатовых войнах участвовали многие племена Северного Причерноморья. В книге К.Ф. Смирнова «Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии» сообщается: «С роксоланами, так же как и с другими сарматскими племенами Северного Причерноморья, крайне трудно связать какие-либо конкретные археологические памятники. Так, как будто бы к роксоланам можно отнести богатые «клады», включающие в себя серебряные фалары, типа Таганрогского, Старобельского, Яичокракского и Булаховского, большинство которых размещается в междуречье Дона и Днепра. Однако они известны и в Прикубанье на территории расселения сираков (станицы Ново - Сергиевская, Ново - Джерелиевская, г. Кореновск), и в междуречье нижнего Дона и Волги (с. Жутово), где определенно жила основная масса аорсов. Все они принадлежали богатым конным воинам из числа сарматов вообще. Ни один характерный для сарматов признак погребального обряда нельзя уверенно связать только с одной сарматской группой Северного Причерноморья. Когда-то предпринятая мной попытка связать только с роксоланами диагональные погребения (29) не увенчалась успехом, и я от этой мысли давно отказался (30). Диагональность — общий, один из наиболее характерных признаков всех сарматов. Эта черта постепенно исчезает по мере продвижения сарматских племен на запад, как и многие другие характерные признаки сарматского обряда (меловая посыпка и пр.). В Северное Причерноморье обряд диагонального погребения (д. Вороная) был занесен почти тогда же, когда он начал распространяться в Южном Приуралье, но позже в Южном Приуралье диагональных погребений стало значительно меньше, чем в Поволжье (31). Так обстоит дело и с другими чертами погребального обряда сарматов, керамикой и прочим погребальным инвентарем более поздних сарматских памятников Украины и Молдавии, которые окрашены в значительной мере признаками культуры прежних племен Причерноморья, особенно скифов Поднепровья и гето-даков Поднестровья»[12. Смирнов. Стр. 121].

 

«Утвердившаяся в Причерноморье с 3 —2 веков до н. э. ранняя сарматская археологическая культура носила некоторые черты прохоровской, возникшей на восточной приуральской родине новых пришельцев. Привнесенная сарматами из-за Дона новая культура, хотя и сильно изменила облик поздней скифской культуры низовьев Днепра и Крыма, но и сама вскоре приобрела в Северном Причерноморье своеобразную окраску, полученную от прежнего населения Скифии и особенно — городов Северного Причерноморья. С утверждением политического господства сарматов начался процесс «сарматизации», или сарматской аккулъ- туризации (новые вооружение, костюм и его украшения, некоторые черты обряда и пр.), во всем Причерноморье, включая Северный Кавказ и даже Крым. Северное Причерноморье—Скифия—переименовывается римскими авторами (карта Марка Агриппы, 63—12 гг. до н. э.) 37 в Сарматию»[12. Смирнов. Стр. 123].

 

Из исследований К.Ф. Смирнова следует, что на основании археологических исследований определить состав племён сармат и земледельцев на Нижнем Днепре не представляется возможным.

 

1.4. Происхождение союза племён Русь.

Из Вилькина-саги следует, что союз племён Русь, возглавляемых конунгом Гертнитом, находился недалеко от племени полян зарубинецкой культуры. Повторим сведения из Вилькина-саги: «Гл. 22. После того как конунг Вилькин некоторое время правил этим царством, он снарядил свое войско и пошел с несчетным множеством рыцарей и других военных людей на Польшу (Pulinaland, M¹: пошел на Pulaernaland, что находится рядом с царством конунга Гертнита), и были у него там многие и великие битвы. Тогда вышел против него Гертнит конунг, правивший в то время Русью (M¹: Ruzcialande i Austrriki)»[1. Веселовский]. 

 

Если царство Pulinaland  соответствует племенам славян - полян зарубинецкой археологической культуры на Среднем Днепре, то у них по археологическим исследованиям в 1 веке нашей эры южными соседями были племена ургов, жившие в районе  Нижнего Днепра. Восточнее от полян зарубинецкой культуры, на территории между Днепром и Доном в 1 веке нашей эры жили племена роксолан. Племенной центр роксолан находился далеко от полян зарубинецкой культуры и роксолане в 1 веке не могли властвовать над языгами в районе реки Тиса. Поэтому в качестве русков конунга Гертнита роксолане не подходят.  

 

Самыми ближними к полянам зарубинецкой археологической культуры на  территории в районе Южного Буга были племена царских сармат (басилеев). Союз племён Русь мог находиться на территории ургов и на территории царских сармат.  Напомним, что имя Гертнита - конунга Руси, похоже на скандинавское название титула царя района Герры в Нижнем Поднепровье. Имя Гертнит не соответствует известным сарматским и скифским именам, следовательно, собственное имя царя Руси в Вилькина-саге не сохранилось.

 

В исследовании Е.В.  Максимова «Зарубинецкая культура на территории УССР» сообщается, что племена с Нижнего Днепра были посредниками в торговле между племенами зарубинецкой культуры и греками Северного Причерноморья: «Именно отсюда, с пристаней Любимовки и Золотой Балки, Гавриловки и Знаменки отправлялись вверх по Днепру, к зарубинецким поселениям Тясмина, Поросья, собственно Поднепровья вплоть до Киева амфоры с вином, а также столовая посуда, изделия из стекла и бронзы. Материалы, полученные во время раскопок нижнеднепровских городищ, указывают, что из этого района ольвийской периферии начинался в позднескифское время античный торговый путь на север. Сюда же попадали товары с зарубинецкой территории»[13. Максимов. Стр. 72].

 

Зарубинецкая культура и её соседи

 

Следует отметить, что основной, более короткий и удобный торговый путь, вероятно, проходил по реке Южный Буг, через территорию царских сармат. В середине 1 века, после распада зарубинецкой культуры, часть племён переселились в район реки Южный Буг, где создали локальный вариант постзарубинецкой культуры Рахны (6).

 

В книге Е.В.  Максимова сообщается: «Эти тесные и длительные экономические связи между Нижним и Средним Поднепровьем способствовали этнической инфильтрации. Только таким образом можно объяснить частые находки зарубинецкой чернолощеной посуды, отмечаемые для нижнеднепровских поселений и могильников, а также Ольвии, но совершенно неизвестной в других античных центрах Северного Причерноморья. Какая-то часть зарубинецкого населения Среднего Поднепровья переселилась на Нижний Днепр и постоянно здесь проживала. Это они изготовляли лепную чернолощеную посуду, придавая ей те традиционные формы, какие она имела на берегах среднего течения Днепра. Такая версия представляется более реалистической, чем предположение, что чернолощеные горшки и миски привозились в Нижнее Поднепровье. Еще меньше оснований полагать, что эту посуду изготовляли коренные жители нижнеднепровских городищ — скифы или эллины, керамика которых отличается совершенно другими технологическими и типологическими особенностями»[13. Максимов. Стр. 72].

 

«Нахождение среди жителей нижнеднепровских поселений зарубинецкого контингента подтверждают материалы местных поселений, о чем упоминалось выше, и могильников, таких как Золотобалковский и Козацкий (Николаевский), (табл. XV, 10—21)»[13. Максимов. Стр. 72].

 

«На могильнике Золотая Балка большая часть могил имела катакомбную конструкцию, характерную для местного позднескифского населения. В катакомбах-склепах находились семейные захоронения, сопровождавшиеся предметами личного пользования, украшениями, иногда — оружием. Среди вещей погребального инвентаря преобладала столовая посуда античного (ольвийского) производства, а также местная, лепная. В состав лепной керамики входили и мисочки зарубинецкого типа (в могилах № 29, 52, 79, 83) и зарубинецкие кружки с ручкой (могилы № 64, 83) (табл. XV, 1—9) [Вязьмитина, 1972, рис. 6, 1)»[13. Максимов. Стр. 72].

 

«Зарубинецкая керамика из погребений Золотобалковского могильника входила в состав инвентаря исключительно женских или же детских погребений. Это обстоятельство вряд ли является случайным. Его следует рассматривать как важную особенность, освещающую социальную структуру местного общества, в котором носителями зарубинецкого культурного элемента выступают женщины, а также их дети от смешанных браков. Зарубинецкие женщины, находившиеся вдали от своей родины, не были многочисленны, на что указывает небольшое количество их погребений на Золотобалковском могильнике, а также редкие находки обломков чернолощеной зарубинецкой керамики среди материалов нижнеднепровских городищ. В чуждой этнической среде они не могли сохранять все обычаи своего племени, в том числе — погребальный обряд. Их хоронили по местным канонам, не выделяя от других членов семьи, в семейных склепах-катакомбах, по обряду трупоположения, с устоявшейся ориентацией и набором погребального инвентаря, но в могилу помещали зарубинецкую миску или кружку, которая символизировала далекую северную родину умершей»[13. Максимов Стр. 74].

 

На основании исследований погребенных из Николаевского могильника мы можем реконструировать антропологический тип славян (полян) периода 2-1 веков до н.э. В книге Е.В.  Максимова отмечается: «наука не имеет (и, по-видимому, никогда не будет иметь) представления об антропологических особенностях носителей зарубинецкой культуры в связи с распространением у них обряда кремации умерших»[13. Максимов. Стр. 74].

 

 «Об этническом типе этих людей, погребенных с зарубинецким инвентарем на территории Нижнего Поднепровья, свидетельствуют их антропологические характеристики. Этих данных по материалам Золотобалковского могильника пока немного [Бязьмитина, 1972], но они целиком совпадают с важными в этом плане выводами, полученными Т. С. Кондукторовой при изучении большой серии материала (112) погребенных из Николаевского могильника. Здесь, как оказалось, были похоронены женщины среднеевропейского расового типа, имевшие мезокранный череп и средневыступающее лицо, что не совпадает с соответствующими промерами эллинского, позднескифского и сармат- ского этнических типов»[13. Максимов. Стр. 74].

 

По археологическим исследованиям в  конце 1 века до н.э., или  начале 1 века нашей эры в районе реки Рось появились переселенцы из Нижнего Поднепровья. В книге Е.В.  Максимова сообщается: «Критическим периодом в отношениях зарубинецкого Среднего Поднепровья с позднескифским населением стали годы сарматской экспансии в Поднепровье, в ходе которой часть нижнеднепровских городищ была разрушена, а другие оказались под угрозой уничтожения. В это тревожное время Среднее Поднепровье стало пристанищем для части нижнеднепровского населения, которое обосновалось здесь в ближайшем к степи южном районе зарубинецкой территории, на поселениях типа Бабиной Горы»[13. Максимов. Стр. 74].

 

Из содержания Вилькина – саги следует другая интерпретация археологических материалов. Вероятно предки конунга Гертнита в 1 веке до н.э. завоевали район Нижнего Днепра, где жили племена ургов и «поздних скифов». Затем включили воинов ургов и  «поздних скифов» в своё войско и в конце 1 века до н.э. завоевали полян зарубинецкой культуры на Среднем Днепре. 

 

В книге Е.В.  Максимова сообщается: «Данные о существовании таких зарубинецко - позднескифских связей впервые для науки были получены при раскопках могильника Дедов Шпиль. Из общего числа (44) погребений позднего периода зарубинецкой культуры здесь выделяются 20 погребений, ближайшие аналогии которым по особенностям погребального обряда и характеру сопровождающего вещевого инвентаря находят в некоторых материалах позднескифских могильников Нижнего Поднепровья, таких как Золотобалковский и Николаевский (табл. XV, 1—6, 12—16, 21). Время трупоположений Дедова  Шпиля — 1 век н. э.»[13. Максимов. Стр. 75].

 

На рубеже новой эры в районе Среднего Днепра археологи обнаружили следы военных действий. В книге Е.В.  Максимова сообщается: «О том, что это была крупная военная акция, в ходе которой укрепления поднепровских городищ были сожжены, свидетельствуют данные раскопок Пилипенковой Горы, Монастырька, Бабиной Горы и Ходосовки — городищ, расположенных в различных частях Среднего Поднепровья, но удивительно однообразных по картине военного разгрома. Ярче всего она фиксируется на Ходосовке. Наконечники сарматских стрел найдены здесь с наружной стороны земляных валов, а ниже, во рву отчетливо заметны следы большого пожара — мощные завалы пережженной глиняной обмазки, которой покрывался частокол, построенный на вершине вала, где открыты также нижние части обгоревших нетолстых столбов, составлявших основу оборонительных стен»[13. Максимов. Стр. 78].

 

События на Среднем Днепре в начале нашей эры не нашли отражения в письменных источниках, поэтому мы не знаем кто нападал на племена полян зарубинецкой культуры. Из содержания Вилькина – саги можно предположить, что в начале нашей эры союз племён Русь, возглавляемый предком конунга Гертнита, завоевал часть племён славян зарубинецкой культуры. Таким образом, конунга Гертнита следует относить к этносу правобережных савромат, или сармат.

 

Некоторые фрагменты истории формирования союза племён Русь можно реконструировать из истории города Ольвия. В середине 1 века до н.э. Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покинули город, и жизнь на месте древней Ольвии  прекратилась на несколько десятилетий [14. Виноградов].

 

Политическое образование Буребисты распалось практически сразу после его смерти, предположительно в 44 году до н.э., а в 29 году до н.э. начались планомерные мероприятия римлян по усмирению гетов, в связи с чем они не представляли более опасности для своих восточных соседей. В конце 1 века до н.э.  началось продвижение на запад сарматских племен группы роксолан, с набегами которых римляне были вынуждены бороться еще около 15 года до н.э. В конце 1 века до н.э.  разрушению подвергается часть нижнеднепровских городищ, на других - возводятся каменные оборонительные стены. В то же время, задев нижнеднепровские городища, сарматы (роксоланы) прошли севернее Ольвии, так как их больше привлекали богатые провинции Подунавья, чем разрушенная Ольвия. Таким образом, в конце 1 века до н.э. в Нижнем Побужье складываются благоприятные условия для восстановления сельского хозяйства, что и привело к возрождению Ольвии. Не исключен также отток сюда вследствие экспансии сармат части жителей нижнеднепровских городищ, основным занятием которых также было сельское хозяйство.

 

Из «Географии» Страбона следует, что жители древней Ольвии в конце 1 века до н.э. восстановили свой город: «17. Далее следует река Борисфен, судоходная на 600 стадий; поблизости течет другая река — Гипанис и лежит остров перед устьем Борисфена с гаванью. Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город; этот город называется также Ольбией, является большим портом и основан милетцами. Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из «Пустыни гетов», во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, по большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки»[9. Страбон. Книга VII. Стр. 306].

 

В конце 1 века до н.э. на территории между Днестром и Днепром жили три группы сармат: языги, царские сарматы и урги.  Из текста Вилькина – саги можно предположить, что в 1 веке нашей эры род Гертнита возглавлял все три группы западных сармат. Из имени (титула) Гертнита следует, что он возглавлял союз племён ургов, который включал племена кочевников и земледельцев. Из Вилькина – саги можно предположить, что в 1 веке Русью назвалась территория от  Днестра до  Днепра. Из  названия племени царские сарматы, можно предположить, что это племя возглавлял царь и была царская династия, вероятно, предки конунга Гертнита.   

 

Название страны ургов совпадает с названием древнего города Ургенч в Средней Азии. Старый Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, он был одним из крупных городов Великого шёлкового пути. Дата его основания неизвестна. Город упоминается в священной книге зороастрийцев — Авесте под названием «Урва», «Урга». В Авесте одна из стран, где жили арии названа как «Урва многопастбищная» (авест. Uruuąm pouru.vastrąm, «Текущая»).  Вероятно название страны ургов происходит от индоарийского названия речных пойменных земель. Границы страны ургов неизвестны. По археологическим исследованиям в стране днепровских ургов жили племена сармат, скифов, славян зарубинецкой культуры, неизвестных племён земледельцев в 2-1 веках до н.э. переселившихся из низовьев Днестра и Дуная [13. Максимов]. 

 

В современной Чувашии есть река Урга, которая впадает в реку Сура и далее в Волгу. По мнению нижегородского лингвиста Н.Д. Русинова,  гидроним Урга близок к осетинскому корню «ург» и древнеиранскому «угр», который и в том и в другом случае переводится как сильный, мощный, а так же сопоставим с латышским словом «урга», что означает «ручей». В Западной Сибири  был город Урга. В Монголии  резиденция монгольских Богдо-гэгэнов назывлась Урга́ (от монг. Өргөө — «Дворец», «Ставка»), после 1924 город стал называться Улан – Батор. В Дагестане есть посёлок Урга. 

 

Также название страны ургов совпадает с Урга - арамейским названием города Урфа, который  с 1983 года переименован на Шанлыу́рфа (Славная Урфа). Город Шанлыурфа (Урфа) находится на юго-востоке Анатолии и является столицей одноимённой турецкой провинции (ила). Географически город относится к Северной Месопотамии. Шанлыурфа (Урфа) лежит в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы, на северо-западе плодородной равнины, окружённой на западе, севере и востоке горами. Распространение названия урга, урфа, вероятно, связано с одним из племён археологической общности срубных захоронений. 

 

Дион Хрисостом, древнеримский (греческого происхождения) оратор, писатель, философ и историк во время своего политического изгнания из Рима в конце 1 веке н.э. посетил Ольвию и оставил следующее сообщение: «Город борисфенитов по своей величине уже не соответствует своей былой славе, чему виной постоянные войны и разрушения. Ведь этот город, построенный очень давно, в самой гуще варварских племён и притом, пожалуй, наиболее воинственных, постоянно подвергается нападениям и не раз бывал захвачен врагами. Последнее и наиболее страшное разрушение он претерпел около ста пятидесяти лет тому назад. В ту пору геты захватили и этот город, и многие другие по левому берегу Понта до самой Аполлонии. Поэтому положение греков, живших в этом краю, стало очень тяжким: некоторые города вовсе не были заселены заново, другие - едва-едва, причём по большей части в них поселились варвары. Немало городов в разных областях подвергалось захвату и разрушению, так как греческие поселения рассеяны повсюду.

 

Однако борисфениты после разрушения своего города снова, собравшись вместе, заселили его, по-видимому, согласно желанию скифов, которые хотели вести торговлю с греками, приезжавшими в эту гавань; когда город стал необитаем, греки перестали заезжать в него, так как у них не находилось земляков, у которых они могли бы остановиться; а сами скифы не сочли нужным, да и не сумели построить торговую пристань по греческому образцу.

 

О том, что город пришлось восстанавливать после разрушения, свидетельствует плохая постройка зданий, а также и то, что весь город теснится на небольшом пространстве. Он пристроен к части старой городской стены, на которой уцелело ещё несколько башен, но ни величия, ни мощи они городу не придают. Весь участок между башнями заполнен домами, так плотно притиснутыми друг к другу, что между ними даже проходов не остаётся. Их окружает невысокая стена, ненадёжная и непрочная.

 

Ещё несколько башен стоят очень далеко от нынешнего поселения, так что даже трудно представить себе, что они принадлежали к этому же городу. Таковы явные следы разрушений, а также и то, что в храмах нет ни одной статуи богов, сохранившейся в целости, - все они повреждены, как и изображения на надгробиях»[15. Хрисостом]

 

Следует обратить внимание на фразу Диона Хрисостома: «Однако борисфениты после разрушения своего города снова, собравшись вместе, заселили его, по-видимому, согласно желанию скифов, которые хотели вести торговлю с греками»[15. Хрисостом]. Если посмотреть на карту Северного Причерноморья, то у крымских скифов не было никакой нужды восстанавливать Ольвию. Для экспорта зерна из Крыма у местных скифов было много других греческих портов. В возрождении Ольвии для экспорта зерна были заинтересованы скифы (жители)  Нижнего Поднепровья и Побужья. 

 

Можно предположить, что после гетского разгрома часть  жителей Ольвии переселились в район Нижнего Днепра и вошли в местный союз племён, который в первой половине 1 века возглавлял конунг  русков Гертнит. Напомним сведения из Вилькина-саги: «Тогда вышел против него Гертнит конунг, правивший в то время Русью (M¹: Ruzcialande i Austrriki) и большой частью Греции и Венгрии, почти все восточное царство было под властью его (M¹: и он завладел всеми царствами на восток до моря и многим на восток от него) и его брата Гирдира»[1. Веселовский]. Если скорректировать преувеличения сказителей, то можно представить, что в период нападения конунга Вилькина в первой половине 1 века конунг Гертнит правил городом Ольвия. 

 

Греческий город Ольвия, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря

 

Из территорий подвластных конунгу Гертниту под Венгрией  следует понимать низовья Днепра (страну ургов), или район реки Тиса. В начале 1 века н. э. языги известны между Дунаем и Тисой. Плиний Старший записал: «Выше, между Данувием и Герцинским лесом вплоть до Паннонских зимних стоянок Карнунта и границы германцев, поля и равнины занимают языги-сарматы, а даки, изгнанные ими — горы и леса до реки Патисс» [4. Плиний. IV. 805].

 

По сведениям из Вилькина-саги, можно предположить, что конунг Гертнит в первой половине 1 века нашей эры правил союзом племён, в который входили языги. У языгов отмечается устойчивое племенное название, нет никаких свидетельств того, что языги назвались русками. Другая ситуация у царских сармат. Вероятно под царскими сарматами понимается союз разных племён возглавляемых общей царской династией. Логично предположить, что союз сарматских племён назывался по родовому имени царской династии, как это описано в Вилькина-саге: «Сага эта сложена таким образом, что во-первых именуются владыки, правившие странами, по их имени назван был народ, над которым властвовали они и впоследствии их родные, как и до сего дня»[1. Веселовский].  

 

Если сопоставить сведения о русках из Вилькина–саги, археологические исследования конца 1 века до н.э. и 1 века нашей эры и сведения о царских сарматах, то можно предположить, что именно царские сарматы в Вилькина – саге названы русками конунга Гертнита. Соответственно территория подвластная царским сарматам соответствует  Руси из Вилькина–саги. 

 

Языги на среднем Дунае на карте Римской империи около 125 года

 

Из «Географии» Страбона следует, что территория царских сармат находилась между языгами и ургами: жители древней Ольвии в конце 1 века до н.э. восстановили свой город: «17… Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из «Пустыни гетов», во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, по большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки»[9. Страбон. Книга VII. Стр. 306]. Вероятно территория царских сарматов находилась в районе реки Южный Буг, следовательно, по Вилькина–саге в этом районе находилась первая и самая древняя Русь.

 

Вероятно царские сарматы (руски рода Гертнита) завоевали языгов и затем часть языгов переселилась в район реки Тиса. Также по Вилькина–саге в 1 веке рускам Гертнита (царским сарматам) подчинялись племена сираков в районе между Нижним Днепром и Азовским морем, а также неизвестные племена на западе Северного Кавказа и, возможно, в левобережье Среднего Днепра.

 

Можно предположить, что предки Гернита в 3 веке до н.э. переселились в район между Карпатами и Нижним Днепром в составе союза племён сайев (савромат). Затем после поражения сайев от бастарнов предки Гертнита в 1 веке до н.э. создали союз племён царских сармат, который по имени рода Гертнита (Руса) стал назваться Русью.  

 

Из последующих исторических событий, описанных в Вилькина-саге следует, что в середине 1 века нашей эры  племя русков победило союз племён вилькинов (велетов) захватило их земли от Юго-Восточной Прибалтики до Среднего Днепра и создало союз племён борусков. Эта история оставила очень наглядные следы в гаплотипах славянских народов и в последующих главах мы их подробно исследуем.

 

По археологическим исследованиям в 1 веке в районе реки Рось обнаружено множество сарматских захоронений. Вероятно в районе реки Рось был центр союза племён, возглавляемых сарматами. По славянской традиции союзы племён назвались по названием рек. Вероятно от названия реки Рось представители сарматского союза племён стали называться росами. По имени царского рода этот же союз племён назывался русками или Русью. Таким образом, россы – это территориальное название, а русы это название по царскому роду.  

 

Тысячи исследователей больше 200 лет тщательно изучали все доступные письменные источники, но никаких древних следов племени русин не обнаружили. Самое древнее упоминание союза племён Русь обнаружено в Вилькина-саге и относится к 1 веку нашей эры. По археологическим исследованиям, можно предположить, что союз племён Русь образовался из множества родов разного происхождения в период 2-1 веков до н.э. в районе Южного Буга. Вероятно  предки конунга Гертнита происходили из рода Руса, а название союза племён Русь произошло по имени рода конунга Гертнита. 

 

Для выяснения происхождения союза племён Русь в районе Южного Буга  периода 1 века н.э. необходимо выявить и исследовать  происхождение сарматских племён этого региона и рода конунга Гертнита из Вилькина-саги.

 

Литература

1. Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906.

 

2. Трактат о происхождении лангобардов. Горелов Г. Хроники длинноволосых королей. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 248—252. Происхождение народа лангобардов. Перевод - Тhietmar. 2002.Текст переведен по изданию: Paulus Diakonus. Geschichte der Langobarden. Essen. Phaidon. 1987. Сайт Восточная литература.  Сайт: http://www.vostlit.info/ Texts/rus9/Origo_Lang. (дата обращения 14.9.2017).

 

3. Геродот. История в девяти томах. Научно-издательский центр "ЛАДОМИР" "АСТ" М., 1999 г.

 

4. Плиний Старший. Естественная история.  Компиляция переведённых фрагментов. Сайт: http://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm. (дата обращения 14.11.2016).

 

5. Отв. ред. Марченко К. К. Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. СПб. : Алетейя, 2005.

 

6. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII-IV веков до н.э. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2003.

 

7. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М., Издательство «Наука», 1979.

 

8. Граков Б.Н. Каменское городище на Днепре. Издательство академии наук СССР. Москва 1954г.

 

9. Страбон. География в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод Г. А. Стратановского. Книга  VII, 3, 18.

 

10. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. «История Филиппа» (IX, 1-3).

 

11. Былкова В.П. О хронологии и культуре позднескифских городищ Нижнего Днепра. (Херсон). Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.): Докл. науч. конф./ под ред. доктора ист. наук, проф. Е.В.Ярового и др., Тирасполь, 2002 г.

 

12. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. Издательство «Наука» Москва 1984.

 

13. Максимов Е.В. Зарубинецкая культура на территории УССР. Издательство «Наукова думка», 1982.

 

14. Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса VII— I вв. до н. э.: Историко-эпиграфическое исследование. — М.: Наука, 1989.

 

15. Дион Хрисостом. Борисфенитская речь, произнесённая Дионом на его родине. Библиотека античных и византийских текстов,  http://myriobiblion.byzantion.ru. (дата обращения 5.11.2016).