Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеТретья часть. Происхождение племён русин2. Происхождение царских сармат

2. Происхождение царских сармат

 

2.1. Сведения о союзе племён Сайи.

После разгрома «Великой» Скифии в середине 3 века до н.э. в лесостепной зоне Северного Причерноморья произошла смена населения. На мраморной плите в городе Ольвия был обнаружен текст названный историками «Декрет в честь Протогена» (ΙΡΕ I2 № 32) в котором перечисляются заслуги Протогена сына Гиеросонта перед городом Ольвия. Для нашего исследования интерес представляют следующие заслуги Протогена: «…Когда царь Сайтафарн прибыл в Канкит и требовал даров, дававшихся ему по случаю проезда, а общественная казна была пуста, он, по просьбе народа, дал 400 золотых… Когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог им дать и попросил Протогена помочь его (стесненным) обстоятельствам, он, выступив, предложил 400 золотых… Когда было отдано на откуп (снаряжение) посольство в резиденцию царя Сайтафарна по постановлению, по которому откупщики должны были получить от города 300 золотых, — а взял на откуп Конон, — но, вследствие того, что архонты не могли заплатить эти деньги, которые были у откупщиков податей, отказались (Конон и его товарищи) от откупа и вследствие этого было три переторжки и в третий раз откуп остался за Формионом, — то Протоген, увидев, что город подвергнется большим неприятностям, сам, явившись в собрание, дал эти 300 золотых… Когда царь Сайтафарн прибыл на ту сторону (реки) за дарами и архонты, созвав народное собрание, объявили о прибытии царя и о том. что в казне нет никаких сумм, Протоген, выступив, дал 900 золотых… Еще же, когда самая большая часть города со стороны реки, именно вся гаванная часть и прилегающая к прежнему рыбному рынку, до того места, где герой Сосия, не была окружена стеной, а перебежчики извещали, что галаты и скиры составили союз и собрали большие силы, которые и явятся зимою, а сверх того еще, что фисаматы, скифы и савдараты ищут укрепленного места, точно так же боясь жестокости галатов и когда вследствие этого многие впали в отчаяние и приготовились покинуть город… (Протоген) обещал сам выстроить обе стены и наперед предложил все расходы на них, хотя ему предстояло истратить не менее 1500 золотых и тотчас принесши в собрание 500 золотых в виде залога, (он) и отдал все работы на откуп через глашатая, и, вследствие того, что подрядчики сделали расчет на наличные деньги, (он) сберег для города немалую сумму. Еще же, когда многие подрядчики отказались от работ, Протоген сам произвел работы для города и не причинил никакого ущерба народу» (ΙΡΕ I2 № 32)[1. Скржинская. Стр. 211].

 

По обоснованию Н.И. Николаева «Декрет в честь Протогена» описывает события середины 3 века до н.э. [2. Николаев]. В конце первой - начале второй трети 3 века до н.э. происходит трансформация всей системы греко-варварских отношений и практически одновременно гибнет подавляющее большинство укрепленных и неукрепленных греческих и варварских поселений от дельты Дона до Нижнего Побужья. Что касается Нижнего Поднестровья, то здесь столь ужасающей картины разгрома сельских поселений не наблюдается, хотя они и прекращают своё существование в первой половине 3 века до н.э.[3. Дзиговский].

 

Как свидетельствуют археологические раскопки, наравне со следами разрушений в отдельных слоях середины 3 века до н.э., на большей части поселений видимых проявлений очевидной агрессии не наблюдается, что, в свою очередь, может свидетельствовать о заброшенности их своими обитателями. Более того, некоторая часть памятников сельской округи Ольвии, хотя и крайне незначительная, продолжает существовать и во второй половине 3 веке до н.э.[3. Дзиговский].

 

По историческим сведениям и археологическим исследованиям в первой половине 3 века до н.э. произошел разгром «Великой» Скифии и на территорию между Карпатами и Днепром переселилась новая группа степных кочевников, которые в «Декрете в честь Протогена» названы сайи. В середине 3 века до н.э.  союз племён сайи возглавлял царь Сайтафарн. 

 

У жившего в 90-30 годах 1 века до н.э. древнегреческого историка Диодора Сицилийского приводятся следующие сведения о скифах и савроматах: «Поработив себе многие значительные племена, жившие между этими пределами, они распространили господство скифов с одной стороны до восточного океана, с другой до Каспийского моря и Меотийского озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по имени которых одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие. (6) Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами. (7) Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню»[4. Диодор].

 

Расселение савромат в 5-4 веках до н.э.

 

Из сообщения Диодора Сицилийского и содержания «Декрета в честь Протогена» следует, что племена сайев входили в союз племён савромат. Часть племён из союза савромат были переселены скифами из Мидии. 

 

Название союза племён сайи похоже на название народов сайрима (cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) и саини (sāini-) упомянутых в Авесте. Название сай-рима можно истолковать как страну сайев.

 

В Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.

 

По моему предположению во II тыс. до н.э. граница между союзом племён ариев и туранцев проходила по Уральским горам и реке Урал. Союз племён ариев находился на территории срубной археологической культуры (18-12 век до н.э.).

 

В более поздние времена туранцами называли  саков,  массагетов, кушан, парфян, эфталитов и другие восточно-иранские народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана. Иранский эпос разделяет иранский мир на собственно Иран, как правило, идентифицируемый с Иранским нагорьем, и Туран, севернее Амударьи, примерно соответствующий нынешней Центральной Азии.  Условной границей между Ираном и Тураном была сначала Сырдарья, а в более поздние времена Амударья.

 

На основании сведений из Авесты, можно предположить, что предки племён саев в период 17-9 веков до н.э. жили на территории  андроновской общности археологических культур существовавшей в степях Средней Азии. В 10-8 веках до н.э. в Северном Причерноморье, Поволжье и Северном Кавказе распространились племена киммерийцев. Затем в 7 веке до н.э. Северный Кавказ завоевали скифы. 

 

По сообщению Геродота в 5 веке до н.э. в Поволжье  и на Северном Кавказе господствовали племена савромат. По исследованиям археологов в 4 веке до н.э. в Поволжье происходили значительные изменения, которые историки связывают с экспансией группы племён роксолан. Вероятно в 4 веке до н.э. племена саев находились в Поволжье и затем были вытеснены на запад союзом племён роксолан.  

 

Из содержания «Декрета в честь Протогена» следует, что союз племён сайев возглавляемый царём Сайтафарном в 3 веке до н.э. господствовал на территории между Карпатами и Днепром. По археологическим исследованиям, можно предположить, что центр союза племён сайев находился в районе Тираспольской группы курганов. Вероятно в союз племён саёв входило множество племён разных этносов из районов Поволжья, Дона и Северного Кавказа. В книге А.Н. Дзиговского  «Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель» подробно исследована Тираспольская группа курганов в районе нижнего Приднестровья. По определенным особенностями ритуала и отдельным предметам инвентаря А.Н. Дзиговский определил в захоронениях Тираспольской группы курганов потомков  сарматов Прикубанья из запада Северного Кавказа [3. Дзиговский].

 

В книге А.Н. Дзиговского   сообщается: «В культуре кочевников Донского Правобережья, междуречья Дона и Волги и Заволжья в 4 веке до н.э. распространяются инновации, которые четко фиксируются археологическими исследованиями. Среди них, в частности, отмечаются, как наиболее показательные дромосные могилы с меридиональной (южной) ориентировкой погребенных, положение умерших по диагонали (в широких прямоугольных ямах), подбои и катакомбы, ортогональность костяков, что не характерно для погребально - поминальной обрядности местного савроматского населения (176). Появление этих инноваций связывается с миграцией в Заволжье в это время какой-то части южно-уральских кочевников (177), которые проникают также в междуречье Дона и Северского Донца и на Кубань, где следы этого продвижения достаточно зримо фиксируются археологически (178). Судя по всему, именно с этой подвижкой южноуральских кочевников связано строительство в первой половине 4 века до н.э. на некоторых меотских городищах Прикубанья и в середине 4 века до н.э. на Елизаветовском городище в Нижнем Подонье оборонительных сооружений, которые были разрушены во второй половине 4 века до н.э. практически одновременно или же с незначительным интервалом во времени (179)»[3. Дзиговский].

 

«Во второй и третьей четвертях 4 века  до н.э. в источниках появляется  новый этноним "сирматы" (187), которые упоминаются у Евдокса Книдского (ок. 370 - 365 гг. до н.э.) "вблизи Танаида живут сирматы" и Скилака Кариандского (ок. 338 г. до н.э.) "... [за скифами сирматы, народ и река Танаид] которая составляет границу Азии и Европы..."» (188)[3. Дзиговский].

 

«В конце 4 века до н.э. древности восточных мигрантов уже фиксируются на огромной территории от Заволжья на востоке до Донского Правобережья на западе и от Среднего Дона на севере до Прикубанья на юге, образуя собой, к этому времени, вполне замкнутое кольцо. Именно в конце 4 века до н.э. в античной письменной традиции впервые появляется и новый топоним "Сарматия”»[3. Дзиговский].

 

По комплексу источников (письменных, археологических и эпиграфических) определяется присутствие сармат в степях западнее Днепра. В «Истории» Полибия в числе европейских правителей, участвовавших в заключении мирного договора 179 г. до  н. э.  понтийского  царя Фарнака I с рядом азиатских и европейских государств и автономных общин упомянут "из числа европейских (властителей - А.Д.) - Гатал, царь Сарматский"[5. Полибий]. 

 

В настоящее время имя царя Гатала сохранилось в виде фамилий, таких как Gatal, Hatal, Hatala, Гатала, Гатальский, Gatalo и т. д. Люди с такими фамилиями преимущественно проживают в районе современной Польши, Германии, Беларуси, Украины и России. Допустимо предположить, что представители этих фамилий могут быть прямыми потомками царя Гатала. Возможно значительная часть гаплотипов мужчин с фамилиями похожими на Гатал покажут субклад общего патриарха, жившего в 3 веке до н.э. После сопоставления с другими ветвями этого субклада и ископаемыми гаплотипами сармат 3-2 веков до н.э. можно будет определить субклад сарматского царя Гатала. Следует отметить, что фамилия Гатал получила распространение у славян, из этого можно предположить, что часть потомков сармат вошли в состав этноса славян, как это отмечалось в древних преданиях.

 

У античного писателя Полиэна, жившего во II веке до нашей эры, есть такой рассказ: ...У царя сарматов Мидоссака была жена по имени Амага — женщина умная и воинственная. Сам Мидоссак все свое время отдавал разгулам и пьянству, и Амага сама чинила суд и расправу, отражала набеги врагов. Слава о ней разнеслась по всей Скифии, так что жившие на Таврическом полуострове херсонеситы, обижаемые царем соседних скифов, попросили ее принять их в число союзников. Сначала Амага послала скифскому царю приказание прекратить свои набеги на Херсонес, когда же он не послушался, она выбрала 120 человек, сильных душою и телом, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними в одни сутки 1200 стадий (190—220 километров), внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоявших у ворот. Скифы пришли в смятение от неожиданности и вообразили, что нападающих не столько, сколько они видели, а гораздо больше. Амага же, ворвавшись с отрядом во дворец, убила царя и бывших с ним родственников и друзей, страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого, приказав ему править справедливо и, помня печальную кончину отца, не трогать эллинов и варваров [6.  Полиэн. VIII 56]. Как считают некоторые исследователи, эти события происходили в начале 2 века до нашей эры.  В настоящее время имя Амага является довольно распространённым среди осетин.

 

В книге А.Н. Дзиговского   сообщается: «В середине - второй половине 2 века до н.э. в Северном Причерноморье в огне пожаров гибнут жилые дома и система оборонительных сооружений Тиры (221). Упадок строительной жизни и даже окончательная гибель построек (на теменосе и агоре, в жилых кварталах), начиная с середины 2 века  до н.э., прослеживается в Ольвии (222), следы катастрофы этого времени археологически фиксируются на "всей дальней хоре" и в окрестностях городов Восточного Крыма (223). И в это же время прекращает свое функционирование обширный "катакомбный" некрополь на Тираспольском курганном поле»[3. Дзиговский].

 

На основании археологических исследований, можно предположить, что после переселения в район Днестра бастарнов  в середине 2 века до н.э. произошел распад союза племён сайев. Название сайев больше не упоминается. В 1 веке до н.э. в районе  между Дунаем и Днепром появляются союзы племён языгов, базилеев (царских сармат), страны ургов. 

 

Повторим, в Географии Страбона (собранной в 25-7 годах до н.э.) сообщается: «Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из «Пустыни гетов», во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, по большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки»[7. Страбон. Книга VII. Стр. 306].

 

По археологическим признакам можно предположить, что часть племён базилеев (царских сармат) и часть племён страны ургов возникли  на основе племён из союза сайев. В 1 веке до н.э. на территории Северного Причерноморья и Приазовья стало известно племя языгов. 

 

2.2. Происхождение языгов и базилеев (царских сармат).

В середине 2 века до н.э. произошло усиление крымских скифов. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 130—120-х годах до н. э. при царе Скилуре, когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Однако вскоре после поражения в войне с Понтом в начале 1 века до н.э. позднескифское царство в Крыму перестало существовать как единое государство.

 

В истории западных сармат в первой половине 1 века до н.э. определяющее значение имели войны между Римом и Понтийским царством Митридата IV. В книге А.Н. Дзиговского   сообщается: «Начиная с самого конца 2 века до н.э. и практически вплоть до 63 г. до н.э. жизнь, поступки и действия варваров исследуемой территории во многом определялись интересами Митридата VI Евпатора - могущественного владыки Всепонтийской державы. "Митридат владеет отцовским царством, простирающимся в длину на двадцать тысяч стадий и подчинил себе много окрестных племен, в том числе, воинственное племя Колхов, обитающих у Понта Эллинов и живущих выше их варваров. У него есть друзья, готовые исполнять все его приказания: Скифы, Тавры, Бастарны, Фракийцы, Сарматы и все племена, живущие от Танаида до Истра и вокруг Меотийского озера..."[8. Аппиан][3. Дзиговский].

 

Каким образом достигалась эта «дружба», в частности, сообщает Плутарх. ”...В то время как Марсийская война (90-88 гг. до н.э..) жгла Рим, Митридата задерживали войны с сарматами и бастарнами"[8. Аппиан][3. Дзиговский]. Вероятно после войн сармат с Митридадом и последующих войн на стороне Митридата против Рима сложился союз племён басилеев (царских сармат).

 

Митридат VI вел с Римом три войны (89-84, 83-81, 74-64 гг. до н.э.), получившие общее название Митридатовых войн. В ходе первой войны понтийцам удалось захватить римскую провинцию Азия, оккупировать Грецию и разграбить Афины. Однако финал войны понтийский царь поиграл, будучи наголову разбит Суллой в битве при Херонее. Вторая Митридатова война стала неудачной попыткой пересмотреть итоги первой, а третья была фактически инспирирована Римом. В ней Митридат Евпатор потерпел окончательное поражение, попытался найти убежище у своего сына Фарнака, но был предан им и, окруженный мятежниками, приказал рабу умертвить себя [9. Лысенко].

 

Вероятно сарматские воины участвовали во многих походах на территории Малой Азии и вернулись на родину обогащенные новыми знаниями, которые повлияли на развитие родных племён. Для нашего исследования интерес представляют сарматские племена, участвовавшие в Митридатовых войнах.

 

Понтийское царство (выделено пурпурным цветом)

Светло-розовым цветом указаны земли, захваченные Митридатом в ходе войны к 88 году до н. э.

 

В 78-77 годах до н.э.   Митридат IV начал подготовку к третьей войне с Римом. Посольства к скифам, сарматам, фракийцам и бастарнам заключили договоры о дружбе и союзе. В армию Митридата IV  входили халибы, левкосиры, ахейцы, гениохи, тавры, скифы, язиги, царские савроматы, кораллы, фракийцы, бастарны и галаты [8. Аппиан]. Следует отметить, что первое упоминание языгов и царских савромат (басилеев) относится к периоду Митридатовых войн 89-64 годов до н.э.

 

В 74 году до н.э. началась Третья Митридатова война. Весной 71 года до н.э. римляне вторглись в Понтийской царство, разгромили войско Митридата и в 71-70 годах захватывали многочисленные города Понта.  К 69 году до н. э. римляне взяли последние понтийские города, сопротивлявшиеся им — Гераклею, Синопу и Амасию. В 69 году до н.э. римляне вторглись в Армению и разгромили армянскую армию. Затем римляне потерпели ряд поражений. 

 

В 67 году до н.э. Митридат из Малой Армении вторгся в Каппадокию и занял большую её часть, а оттуда — в Понт, откуда изгнал римские гарнизоны. В результате римляне потеряли почти все достижения предыдущих годов войны. Впрочем, положение Митридата было гораздо хуже, чем в начале войны. Он окончательно потерял западнопонтийские города, Боспор и Колхида отпали от царя. Понтийские же города были разорены. Экономическое положение Понтийского царства оставалось тяжёлым. Поэтому Митридат отправил послов к новому командующему Гнею Помпею, с мирными предложениями. Однако тот потребовал безоговорочной капитуляции. Принять такие условия Митридат не мог и вынужден был готовиться к новой кампании.

 

Весной 66 года до н. э. Помпей вступил в командование и начал готовиться к наступлению. Получив отказ Митридата от безоговорочной капитуляции, Помпей выступил против него с 40—50-тысячной армией. Силы Митридата составляли 30000 пехотинцев и 3000 всадников. Первое столкновение между всадниками Помпея и Митридата закончилось в пользу римлян. 

 

Понтийский царь был вынужден отступить. У горы Дастейра Митридат остановился и укрепил свой лагерь. Помпей осадил его лагерь, в понтийском лагере начался голод, но через 45 дней понтийцам с помощью хитрости удалось уйти. Римляне нагнали Митридата на третий день и отрезали ему путь к отступлению. На следующий день Помпей пошёл в наступление. Вследствие неорганизованности и отсутствия дисциплины понтийцы потерпели сокрушительное поражение.

 

Из Диоскурии Митридат двинулся вдоль побережья на север. Живущие там племена, в основном, не чинили ему препятствий и пропустили через свою территорию. Заключив союз с вождями племён к востоку от Крыма, он двинулся на Боспор.

 

К лету 65 года до н. э. Митридат вернул себе Боспорское царство. Он отправил послов к Помпею с мирными предложениями, но тот снова потребовал безоговорочной капитуляции. Митридат начал масштабные приготовления к новому походу против римлян. Однако сельское хозяйство, ремёсла и торговля Боспора находились в упадке из-за морской блокады римлян. Митридат, подражая Ганнибалу, надеялся вторгнуться в Италию через земли союзных ему сармат, даков и галлов, по пути набирая среди них огромную армию для вторжения. К осени 64 года до н. э. войско Митридата достигло 36 тысяч человек. Но боспоряне и ветераны Митридата не хотели продолжения войны и дальнего похода в Италию.

 

Митридат стал расставлять в городах варварские гарнизоны, но это окончательно подорвало к нему доверие боспорян. Первой восстала Фанагория, затем отказались подчиниться Митридату Херсонес, Феодосия, Нимфей. 

 

Местное войско вместе с римскими перебежчиками в Пантикапее восстало в пользу его сына. Пытаясь избежать пленения, правитель принял яд, но тот не подействовал из-за выработанного с детства иммунитета. Тогда Митридат попросил своего телохранителя и друга галла Битоита убить себя мечом [10. Ливий].

 

После смерти  Митридата IV многие сарматские наёмники вернулись на родину вместе солдатами перебежчиками из римской армии и  солдатами из стран, захваченных римлянами. Дружины ветеранов Митридатовых войн могли оказать очень существенное влияние на формирование новых племён на территории Северного Причерноморья.

 

Напомним, что по описанию Аппиана в 74 году до н.э. к войску Митридата присоединились: «из савроматов так называемые царские, язиги, кораллы, а из фракийцев те племена, которые живут по Истру, по горам Родоне и Гему, а также еще бастарны, самое сильное из них племя» [11. Аппиан Vol. II. XII. 69]. Следует отметить, что среди союзников Митридата не упоминаются роксоланы. 

 

Напомним, что через 50 лет после окончания Митридатовых войн в Географии Страбона (собранной в 25-7 годах до н.э.) перечисляется другая последовательность племён: «Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из «Пустыни гетов», во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов»[7. Страбон. Книга VII. Стр. 306].

 

Можно предположить, что до 74 года до н.э. часть племени языгов переселились из северного Приазовья в низовья Днестра. Следует отметить, что базилеи (царские) – это греческое название, самоназвание царских сармат в греческих и римских источниках не сообщается. Если сопоставить сведения Аппиана, Страбона и предания из Вилькина – саги, то получается что в Северном Причерноморье  в 3 веке до н.э. доминирующее положение занимали савроматы и царские сайи, затем в начале 1 века до н.э.  царские савроматы, языги, кораллы; в 1 веке нашей эры царские сарматы (руски Гертнита), языги, урги, сираки.   

 

Вернёмся к времени создания «Великой» Скифии. На основании исторических сведений следует, что после заключения мира в 585 году до н.э. между Лидией и Мидией племена царских скифов (сколотов) и их союзников были вынуждены покинуть Переднюю Азию и переселиться на Северный Кавказ. В первой половине 6 века до н.э. царские скифы (сколоты) и их союзники поселились в районе Нижнего и Среднего Дона и междуречья Дона и Нижней Волги. В середине 6 века до н.э. на этой территории поселились племена степных скотоводов из южной Сибири, которые подчинились царским скифам, но повлияли на формирование новой археологической культуры и антропологический тип царских скифов.

 

Около 530 года до н.э. царские скифы (сколоты) и их союзники завоевали Северное Причерноморье и Приазовье. Вероятно во второй половине 6 века сформировались 4 новых группы племён: царские скифы в низовьях Днепра, скифы – авхаты на правобережье Днепра, скифы-кочевники в междуречье Днепра и Северского Донца, савроматы на Нижнем и Среднем Доне и междуречье Дона и Нижней Волги.

 

Группа савроматов состояла из нескольких этносов: часть племён вместе со скифами переселилось из Передней Азии, часть племён были потомками племён срубной культуры, часть кочевников – скотоводов переселились из Южной Сибири.

 

В 3 веке до н.э. в районе Нижнего и Среднего Дона и междуречья Дона и Нижней Волги произошла смена археологической культуры, которая свидетельствует о смене прежнего населения группы савромат на новое население группы роксолан. Часть племён савромат сместились на юг и образовали группу сираки. Часть племён савромат переселились  на юго-восток в район восточного побережья Каспийского моря. В 1 веке до н.э. в этом районе известно племя сербов, которые, вероятно, были потомками   савромат. Основная масса савромат переселилась на запад в Северное Причерноморье и Приазовье. В 3 веке до н.э. Северном Причерноморье известны сайи и множество племён без названий.  В 1 веке до н.э. среди потомков сайев и савромат в Северном Причерноморье упоминаются группы племён базилеи (царских сармат), языгов, кораллы, сираки и урги.

 

В книге В.Е. Максименко «Савроматы и сарматы на Нижнем Дону» сообщается: «По Диодору Сицилийскому, савроматы поселились у Танаиса (на правом или левом берегу - автор не уточняет). Принимая во внимание последовательность описания географических зон от Азиатской части до Европейской (с юга на север через Кавказ), можно предположить, что он имел в виду савроматов, живущих южнее Дона, т. е. на его левобережье. Скорее всего савроматы Диодора - это кочевники, занявшие обширный район степей междуречья Дона и Нижней Волги. Именно здесь четко фиксируется по археологическим памятникам "внезапное" появление новых элементов материальной культуры VI веке до н. э. (Мамонтов В. И. Указ. соч., с. 194.)» [12. Максименко]. 

 

«В конце V - IV в. до н. э. на правобережье Дона античная традиция (псевдо-Скилак, Эвдокс) фиксирует появление сирматов. По всей вероятности сирматы - это первая волна сарматов, но сарматов - носителей савроматской археологической культуры Заволжья и Южного Приуралья, а не сарматов - носителей более поздней по времени прохоровской археологической культуры»[12. Максименко]. 

 

«В археологии Дона имя сирматов (сарматов - носителей савроматской археологической культуры) можно связать с группой памятников, обнаруженных в междуречье Дона и Северского Донца. Это курганы у пос. Шолоховского, хут. Кащеевки, курганы 15, 25 Сладковского могильника, Карнауховский курган и т. д.»[12. Максименко]. 

 

«В IV - III вв. до н. э. на Нижнем Дону выделяются три основные группы племен, союз между которыми, вероятно, никогда не был постоянным. Дельту Дона и прилегающие к ней районы занимали язаматы. Не исключено, что в IV в. до н. э. - во времена могущества скифской державы Атея - они некоторое время находились под политическим господством скифов. Этим следует объяснить, видимо, появление скифских катакомб в IV в. до н. э. в дельте Дона (Ростовские курганы, курганы под Новочеркасском, а также курганы у пос. Высочина на левобережье Дона). Правобережными районами, в основном к востоку от Северского Донца и далее до Заволжья, владели сирматы (сарматы - носители савроматской археологической культуры)»[12. Максименко]. 

 

«В степях междуречья Дона и Нижней Волги вплоть до III в. до н. э. продолжали жить потомки геродотовых савроматов, вероятно, сираки, которые позднее под натиском племен аорского союза (носителей прохоровской археологической культуры) вынуждены были переместиться в районы Предкавказья и Прикубанья»[12. Максименко].

 

«С появлением в конце III - II в. до н. э. на Дону сарматских племен - носителей прохоровской археологической культуры начинается следующий сарматский (прохоровский) период. Он характеризуется резкими изменениями в политической и социально-экономической жизни кочевого населения Подонья, вызванными миграциями новых этнических групп ираноязычного населения из районов Поволжья и Приуралья»[12. Максименко].

 

Завоевания роксолан (прохоровской культуры) в 4 веке до н.э. на Дону и в Поволжье привели к формированию союза племён сайев, разгрому «Великой» Скифии и переселению части сарматских племён в район Северного Причерноморья и Приазовья. 

 

Вероятно в результате объединения потомков меотов, переселенцев из Передней Азии и сирмат в 3-2 веке до н.э. образовался союз племён языгов. Название языгов (язигов)  стало известным  около 74 года до н.э. Смысл слова «язиги» (греч. и лат. «Iazyges») остается невыясненным. Однако, слово “язиги» в классических текстах неизменно употребляется в составе словосочетания «Iazyges Sarmatae», что указывает на то, что они представляют собой какую-то часть сарматского этноса.

 

В книге В.Е. Максименко сообщается: «Античная традиция дает единственное конкретное наименование племени, появившегося в V в. до н. э. в районе дельты Дона - "язаматы". На это время падает и резкое количественное увеличение погребений, свидетельствующее о притоке нового населения. То обстоятельство, что эта обособленная группа населения появилась на Дону позднее "коренных" савроматов (савроматов по Геродоту) и назвалась их именем (по Эфору язаматы - это савроматы), говорит о признании язаматами родства с ними или даже их политического превосходства пусть, может быть, временного» [12. Максименко]. 

 

В статье  Н.Н. Лысенко  «Языги на Дунайском лимесе Рима в I-II веках до н.э.» о племенах языгов приводятся следующие сведения: «Исходя из географического описания Страбона [Strab. VII. 3,17], а также сообщений поэта Овидия Назона [Ovid.Trist. V. 7.55, V. 12.58, III. 10.33; Ep. III. 2.40] уже в первом десятилетии нашей эры языги вплотную подошли к низовьям Дуная. Овидий, сосланный императором Августом в Томи (совр. Констанца), был свидетелем переправы языгов по льду замерзшего Дуная: «Ты, Весталий, … сам видишь как Понт сковывается льдом; сам видишь вина, отвердевшие от сурового мороза; сам видишь, как свирепый пастух-языг ведет нагруженную повозку по водам Истра…» Трудно сомневаться в том, что все сообщения Овидия о сарматах свидетельствуют именно о языгах (Sulimirsky, 1970. Р.134; Подосинов, 1984. С.132-133). Вообще кажется, что как раз с рубежа нашей эры устанавливается эта, лишь изредка нарушаемая античная традиция, – 4 соотносить этноним «сарматы» в первую очередь и главным образом с языгами»[9. Лысенко].  

 

«Сарматское присутствие на Нижнем Дунае в конце 1 века до н.э. – первой четверти 1 века н.э. археологически подтверждает незначительная по количеству группа сарматских древностей, датируемая в пределах рубежа эр – первой половины 1 в. н.э. и расположенная с севера на юг от Верхнего до Нижнего Поднестровья (Островец-Вертеба, п.2; Ленковцы, п.2, к.3 Скаены - Безены; Старые Дубоссары, п.9, к.1). Этническая интерпретация упомянутых сарматских погребений не вызывает разномыслия, все исследователи связывают их с языгами (Смiшко, 1962. С.69; Гросу, 1990. С.38-42; Дзиговский, 2003. С.82)»[9. Лысенко].  

 

«В целом, по мнению венгерских исследователей, сарматы-языги, пришедшие в Альфѐльд (венгерскую равнину к востоку от Дуная) в начале 1 века н.э., были относительно немногочисленны. Они застали в пуште кельтское и дакийское население, которое частично покорили, частично вытеснили в Карпаты [Plin. Nat. 4,80]. Памятники сарматов первого периода их переселения (20-160 гг.) это грунтовые могилы с небогатым инвентарем погребений, изредка – короткими железными мечами. Второй период сарматского освоения Альфѐльда (161-260 гг.) отличается уже бóльшим разнообразием памятников. Археологическим индикатором этого периода, помимо прочего, является так называемый комплекс «пастушьей сумки»: железный нож, оселок, кремень, кресало. Социальная стратификация сарматского общества в этом периоде более осязаема: возникает группа подкурганных погребений, отличающаяся богатым инвентарем, оружием и погребением коней»[9. Лысенко].

 

«Видимо следует согласиться с А.Н. Дзиговским, полагающим, что отсутствие надежно датированных сарматских комплексов первой половины 1 в. н.э. в Буджаке, Запрутской Молдове и Добрудже, в Мунтении, позволяет видеть в сарматах, опустошавших Мезию в конце правления Тиберия [Suet. Tib. 41], еще языгов Верхнего и Среднего Поднестровья, предков которых отмечал ссыльный поэт Овидий Назон в своих посланиях с Понта (Дзиговский, 2003. С.86). Существенная концентрация языгских древностей рубежа эр – первой половины 1 в. н.э. в Верхнем и Среднем Поднестровье, и отсутствие таковых в более южных и юго-западных районах, достаточно определенно указывает на маршрут переселения этих сарматов в междуречье Дуная и Тисы – через перевалы Северо-Восточных Карпат и Верхнее Потиссье»[9. Лысенко].

 

Из предания, записанного в Вилькина-саге, следует, что племена языгов входили в союз племён царских сармат, возглавляемый династией предков Гертнита. По археологическим признакам союз племён царских сармат сложился в начале 1 века до н.э. в Северном Причерноморье. Вероятно царские сарматы вместе с языгами переселились из Восточного Приазовья в Северное Причерноморье в период от середины 2 века до н.э. до начала 1 века до н.э. 

 

Следует отметить, что для русков (русин) были характерны захоронения с конём. Русских дружинников в 10 веке хоронили с конём под курганами. Захоронения с конём у славян не встречается, такие захоронения характерны для части сарматских племён. Вероятно для сармат – басилеев были характерны захоронения с конем.

 

2.3. Исследование города Сириаленд.

В Вилькина-саге  при описании похода фриза Аттилы и его союзника Тидрека Бернского на столицу племени полян - город Палтеску (Pallteskiu) упоминается  город Сириаленд. Через 3 месяца осады города Палтеску союзники решили разделиться и Тидрек Бернский со своим войском напал на город Сириаленд: «Гл. 312. И вот снимает конунг Тидрек все свои шатры и ведет все свое войско в Русь. Он идет по ней с опустошением и куда не придет убивает много людей, разрушает много замков и бургов и причиняет великое зло. Вот пришел он к городу, который зовется Смоленском (Smaland, Sirialand), и обложил этот город своим войском, и были у него большие битвы с горожанами. И как пробыл он там шесть дней, туда пришел конунг Вальдемар с русским войском, и было у него не менее 40.000 войска… и завязалась упорная и вместе долгая сеча… Тут побежали русские, было их повалено перед тем, словно кустарнику, там, где они сошлись. Аумлунги и гунны бьются весь тот день, ночь и следующий день и убивают всякого, кого могли остановить, и только малая часть убежала»[13. Веселовский].

 

В разных вариантах Вилькина-саги упоминаются разные города  Smaland, Sirialand. В районе Среднего Днепра по древнеримским источникам нет никаких упоминаний о городе Смоленске (Smaland), но есть упоминания городов с названиями похожими на  Sirialand:  Serimum, Sarum, Sarbacum. Современный Смоленск был столицей племени кривичей и мог возникнуть не ранее 5 века. Название Смаланд существенно отличается от Смоленска. Название Смаланд  (Smaland) буквально переводится как страна племени сма (смалян - смолян). О древнем племени смолян ничего не известно. 

 

Название Sirialand буквально переводится как страна сириев. Название  Sirialand близко к названию реки Сирет – северному притоку Нижнего Дуная, реке Серет – левому притоку Днестра и названию племени зеруян, о которых в «Баварском географе"  сообщается: «Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род»[14. Дьяконов]. По ситуации середины 9 века королевство Зеруян соответствует каганату Русь, который в 860 году опустошил окрестности Константинополя. Происхождение названия зеруян не выяснено, возможно несколько различных вариантов. По одному из вариантов название королевства зеруян соответствует племенам с названием похожем на зырян и доминирующим субкладом N1c1>L550.  Вероятно племена зеруян были связаны с историей киммерийцев. 

 

У русков определён доминирующий субклад R1a>Y2902. Вероятно названия зеруян (зырян) и сириаленд относятся к разным этносам с разными доминирующими субкладами и разной историей. В 9 веке потомки зырян (N1c1>L550), русков (R1a>CTS3402>Y2902) и славян (R1a>CTS3402> YP234) участвовали в формировании двух больших этносов, из которых в 10 веке произошли государства Русь и Польша.   

 

Города Serimum, Sarum, Sarbacum показаны на карте Николя́ Сансо́на. Французский историк и картограф Николя́ Сансо́н (1600—1667) давал уроки географии королям Франции Людовику XIII и Людовику XIV. Король Франции Людовик XIII назначил его придворным картографом и членом государственного совета. Карты и атласы создавались им в период  с 1654 по 1676 года. После его смерти 7 июля 1667 года в Париже дело было продолжено его сыновьями (также ставшими королевскими картографами) Гийомом Сансоном (1633—1703) и Адриеном (1639—1718) в партнёрстве с другими картографами.

 

 Н. Сансон занимал должность главного королевского картографа, ему могли быть доступны все материалы, хранившиеся в государственных архивах Франции. Возможно, в его распоряжении были какие-либо античные или средневековые документы, из которых он мог почерпнуть сведения, которые сейчас недоступны. Исследуемая карта впервые издана в  1655 году под названием "Germano - Sarmatia in qua Populi maiores Venedi et Aestiaei Peucini et Bastarnae in minores Populos divisi ad hodiernam locorum, et Regionum positionem" (Германо-Сарматия с главными народами Венедами, Эстиями, Певкинами и Бастарнами, поделенными на малые народы c их настоящим положением и регионами). 

 

Фрагмент карты Н. Сансо́на «Германо-Сарматия с главными народами Венедами, Эстиями, Певкинами и Бастарнами,

поделенными на малые народы c их настоящим положением и регионами».

 

В хорошем качестве карта Николя́ Сансо́на выложена на чешском сайте http://mapy.mzk.cz/mzk03/001/053/581/2619316932.

 

На карте нет ни одного города, современного картографу Сансону, а названия рек взяты, по всей видимости, из "Географии" Птолемея. Даугава там называется Rubo, Неман - Chrenus или Chronus, Висла - Vistula, Днепр - Borysthenes, Припять - Borysthenes Meridianalior. Вероятно карта была создана по сведениям накопившимся ко 2 веку. На карте указаны города: Budorigum на месте современного Вроцлава, Scurcum на месте Гданьска,  Azagarium (на Припяти, у слияния с Днепром), Amadoca (на месте Киева или рядом с ним), Metropolis (рядом с Черкассами), Olbia Borysthenes (в устье Днепра). 

 

На исторической реконструкции Н. Сансона на реке Тясмин - правом притоке Днепра показан город Serimum. Севернее на правом берегу реки Днепр показан город  Metropolis. На реке Рось в низовьях показан город Nioffum, в верховьях город Sarum. Эти города показаны на территории племени бастарнов (Bastarne). По реке Гипанис показано племя Tyrangite, в верховьях показан город Sarbacum. В верховьях реки Тетерев и (притока Припяти) показано племя будины (Bodeni). Неизвестно насколько адекватно карта отражает историческую ситуацию. Следует отметить, что северными бастарнами римляне называли племена славян зарубинецкой культуры.  

 

По археологическим исследованиям в 1 веке до н.э. в районе реки Рось поселились племена сармат, которые создали союз племён. Вероятно славяне входили в союз племён на реке Рось и называли местное население росами. Название росов распространилось на часть сармат. Вероятно россомоны (мужи россов), упомянутые готским историком Иорданом, это представители союза племён находившихся в районе реки Рось. 

 

В 10 веке византийцы распространили название россов на жителей всех русских княжеств. По моему мнению, название русских, русков, русин происходит от Руса - имени патриарха субклада  R1a>Y2902, а название россов происходит от территории в районе реки Рось. Подобное разделение понятий сохраняется и в наше время. Россией называется страна (территория), а русскими называется один из народов, живущих на территории России. 

 

Группа городов на Днепре также видна на карте  карты Европы [EVROPAE VIII. TABULA*] Клавдия Птолемея. По карте Клавдия Птолемея видно, что в середине 2 века римляне ничего не знали о верховьях Днепра и других рек Северного Причерноморья. Вероятно города Metropolis, Serimum, Sarum, находились в районе Днепра, а город Sarbacum находился в среднем течении Южного Буга. Можно предположить, что от названия города Sarbacum произошло название племени сербов . На основании карты Н. Сансона и карты К. Птолемея можно признать, что города с похожими названиями реально существовали, но где они находились, мы не знаем. Вероятно все три города: Serimum, Sarum, Sarbacum находились в стране серов, а страна серов соответствует Руси из Вилькина  саги. Следует отметить, что у русских фамилия Серов является одной из самых распространённых.  

 

Фрагмент карты Европы  Клавдия Птолемея

 

В «Баварском географе» упоминается племя Zuireani  (зуреяне) в составе которого 325 общин и королевство Zuireani (Зеруяне), из которого произошли все племена славян. Королевство Zeriuani  записано по соседству с племенем пруссов [14. Дьяконов]. По материалам ДНК-генеалогии в составе средневековых славян выявляется участие нескольких этносов с разными доминирующими субкладами: славяне  (R1a>YP234), «зыряне» (N1c>L550), велеты (R1a>L260), вильцы (R1a>CTS11962), русины (R1a>Y2902), венеты (R1a>Z92) и др. Потомки разных этносов в разное время по разному называли союзы племён славян. 

 

Возможно название королевства зеруян происходит от племени   зыряне (N1c>L550). Вероятно в 9 веке каганат Русь потомки зырян субклада N1c>L550 продолжали назвать «королевством»  зеруян и это нашло отражение в Баварском географе. Возможно «королевство» зеруян существовало в период от 3 до 1 веков до н.э. и сменилось в конце 1 века до н.э. союзом племён Вилькина, от которого произошло название волынян. 

 

Наблюдается территориальное совпадение между  русками из Вилькина – саги и племенами сириа и сербов по историческим источникам.  Указанное совпадение стало основанием для исследования происхождения племени сириа, а также племён суреа и серуа. Название страны Sirialand и племени сириа  могло произойти от названия реки Сирет или от страны Сирия на Ближнем Востоке, также возможны другие варианты. 

 

Река Сире́т (рум. Siret, укр. Серет, венг. Szeret, в античности — Hierasus) — левый приток Дуная. Начало берёт в Буковинских Карпатах, далее течёт по Молдавской возвышенности. В Истории Геродота река Сирет не упоминалась, возможно, название реки появилось  после прихода сарматских племён в 3 веке до н.э. и, возможно, связано с названием одного из сарматских племён. 

 

Племя серры упоминается у древнеримского историка Плиния Старшего, жившего в 1 веке. В «Естественной истории» при описании Северо-Восточного Причерноморья сообщается: «VI.16. По мнению некоторых, этот город (Диоскуриада) был основан возницами Кастора и Поллукса, Амфитом и Телхием, от которых, по известиям, почти вполне достоверным, ведет свое происхождение племя гениохов. От Диоскуриады следующий город Гераклей. От Себастополя он отстоит на 70000 шагов. Здесь живут ахейцы, марды, керкеты, за ними — серры, кефалотомы. Внутри этого пространства богатейший город Питиунт разграблен гениохами»[15, Плиний].

 

В пояснениях издателя отмечается что: «Рукописи дают чтение Serri, однако большинство издателей принимают конъектуру К. Мюллера в его издании Птолемея — Seraci. Серры — племя, другими источниками в этом районе не засвидетельствованное (см.: Kretschmer 1923, 1745). Сераки, живущие «за керкетами», вполне могут быть тождественны сирахам, жившим между Северным Кавказом и Азовским морем»[15. Плиний].

 

В «Естественной истории» при описании степей от Северного Кавказа до Урала  сообщается: «VI.19. Начиная от Киммерия, живут меотики, галы (Hali), серны (Sernis), серреи, скизы и гниссы. Затем по реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделяющиеся на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, названные так потому, что произошли от браков с амазонками, затем: невазы, коиты, кизики (Cizici), мессенианы, котобакхи, кеты (Cetae), зиги (Zigae), тиндары (Tindari), туссегеты, тирки до пустынь, недоступных вследствие лесистых ущелий; за пустынями живут аримфеи, владения которых простираются до Рипейских гор»[15. Плиний].

 

В пояснениях издателя отмечается что: «Серреи — племя, возможно, уже упоминавшееся Плинием выше (VI, 16) как соседи керкетов на побережье Черного моря в районе современного Новороссийска (если принять чтение Serri)»[15. Плиний].

 

По археологическим исследованиям в низовьях Днепра в 1 веке жили племена сармат и племена земледельцев, происходившие от земледельцев «Великой» Скифии, низовьев Днестра и  Дуная. По Вилькина-саге до начала завоеваний конунга Вилькина, под властью Гертнита находилась достаточно большая территория, на которой были города с каменными стенами. По археологическим исследованиям в Северном Причерноморье в 1 веке города с каменными стенами были на побережье Черного и Азовского морей и в низовьях Днепра. Следовательно, конунг Гертнит властвовал  на территории Нижнего Днепра и, возможно, под его властью был греческий город Ольвия. 

 

Из содержания Вилькина–саги, можно предположить, что в 1 веке в низовьях Днепра находилось племя сери, которое входило в союз племён конунга Гертнита. Этнос племени сери и племенной язык неизвестны. Древнеримские историки в 1 веке племена славян зарубинецкой культуры назвали северными бастарнами, но при этом территорию восточнее Вислы до Северного Причерноморья называли Сарматией. Такая ситуация соответствует описанию Вилькина-саги, по которой племена полян подчинялись союзу племён русков Гертнита. Из этого следует, что союз племён русков древнеримские историки относили к сарматам. Следует отметить, что древнеримские историки к сарматам относили все племена Восточной Европы, которые говорили на индоевропейских языках. Современные историки называют сарматами только кочевников – скотоводов говоривших на языках иранской группы.

 

В низовьях Днепра в 1 веке нет никаких сведений о присутствии племени русь. На основании Вилькина–саги, можно предположить, что в районе Нижнего Днепра  в 1 веке существовал союз племён. По имени  основателя царствующей династии Руса - предка  конунга Гертнита, союз племён стал называться Русью. В древнеримских источниках Руси соответствует племя басилеи, которое современные историки переводят как царские сарматы.  

 

О племенах ургов достоверно ничего не известно. Об ургах в районе Северного Причерноморья не сохранилось никаких дополнительных сведений.  При исследовании происхождения скифов – гелонов мы нашли археологические признаки переселения скифов – гелонов из Закавказья. По древним преданиям племена савромат тоже были переселены скифами из Закавказья, поэтому происхождение племени ургов и сириа (Sirialand) следует искать на Ближнем Востоке и в Закавказье периода 13 - 5 веков до н.э. 

 

Литература

1. Скржинская М. В. Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н. э. / Научное издание. — СПб.: Алетейя, 2000 — 288 с. — (Античная библиотека. Исследования).

 

2. Ніколаєв М. І. Хронологія декрету на честь Протогена на основі синхронізації епонімного календаря Ольвії. Археологія. №1.Київ, 2012.С. 26–41.

 

3. Дзиговский А.Н.   Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель. Одесса. Гермес, 2003. Источник:  http://historylib.org/ historybooks/. (дата обращения 15.12.2016).

 

4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 2. Текст приводится по изданиям: Главы 1—2, 43—46:  Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1990 (ссылается на: В. В. Латышев Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1947. № 4).

 

5. Полибий. История// Латышев В.В. Известия.. - С. 444.

 

6. Полиэн. Стратегемы. / Пер. О. Ю. Владимирской (кн. I), группы под ред. А. Б. Егорова (кн. II), Л. Д. Бондарь (кн. III), М. М. Холода и Т. В. Антонова (кн. IV), И. В. Косинцевой (кн. V и VII), А. Б. Егорова (кн. VI и VIII). Под общ. ред. А. К. Нефёдкина. СПб., Евразия, 2002. 608 стр.

 

7. Страбон. География в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод Г. А. Стратановского.

 

8. Аппиан. Римская история. Войны с Митридатом //Латышев В. В. Известия...-С. 526. Плутарх. "О судьбе римлян”// Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе,-Т.2.-Санкт-Петербург, 1993.-С.289). О взаимоотношениях Митридата VI Евпатора с северопричерноморскими варварами см. также' Виноградов Ю.А. Народы Северного Причерноморья и Митридатовы войны // Греки и варвары на Боспоре Киммерийском (VII-I вв. до н.э.).-Таманская старина.-2000.-Вып 3.-С.90-93.

 

9. Лысенко Н.Н. Языги на Дунайском лимесе Рима в I-II веках до н.э.

 

10. Тит Ливий. История от основания города. XII.111.

 

11. Аппиан. Римские войны. Изд-во "Алетейя". СПб, 1994.

 

12. Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. 

 

13. Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906.

 

14. Дьяконов И. В. Перевод «Баварского географа». 2005.

http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bav_geogr/text.phtml?id=61(дата обращения 15.11.2016).

 

15. Плиний Старший. Естественная история. Книга 6. Перевод Латышева.

http://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm (дата обращения 15.11.2016).