Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеТретья часть. Происхождение племён русин3. Происхождение Сириаленда в Северном Причерноморье в 1 веке

3. Происхождение Сириаленда в Северном Причерноморье в 1 веке

 

3.1. История Сирии в 21-9 веках до н.э.

Из исследования Вилькина-саги следует, что город Сириаленд находился на территории левобережной Украины, описываемые события происходили  в период 1-2 веков нашей эры. За тысячу лет устных преданий древних германцев название города могло значительно исказиться. По римским источникам в районе Северного Кавказа в 1 веке упоминаются племена серры или близкие по названию. Название племени серры и города Сириаленд похоже  на название королевства Зеруян, племён зуреян и серавичей упомянутых в Баварском географе. 

 

В письменном памятнике 9 века с условным наименованием «Баварский географ» содержится перечень славянских племён восточнее королевства Франков, среди которых упоминается королевство Зеруян: «Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род»[1. Дьяконов]. Следует отметить, что точное немецкое произношение названия королевства Зеруян неизвестно, также как неизвестно и славянское название этого королевства. Существует несколько вариантов транслитерации не известных по другим источникам племенных названий, включая королевство Зеруян.

 

«Баварский географ» – закрепившееся в науке условное название памятника, в рукописи озаглавленного «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii» («Описание городов и областей к северу от Дуная»). Текст сохранился в единственном списке 9 века (Muenchen, die Bayerische Staatsbibliothek, Clm 560. Fol. 149v-150r) в составе сборника разновременного состава 9 - 11 веков, чем и объясняется часто встречающаяся датировка рукописи «Баварского географа» 9 века. По палеографическим и кодикологическим признакам рукопись возникла, как и вся вторая часть сборника Clm 560, во второй половине 9 века в скриптории швабского монастыря Райхенау (Reichenau) на Боденском озере в верховьях Рейна. Таким образом, текстовый  памятник, как и дошедший до нас список, был создан, вероятнее всего, в Райхенау, т. е. не в Баварии, на юго-востоке Восточнофранкского королевства, а на его крайнем юго-западе. Прочие гипотезы – «регенсбургская» (Lowmianski 1955. S. 23-24; Horak, Travnicek 1956. S. 63; Свердлов 1. С. 15-16; и др.), «зальцбургская» (Herrmann 1965. S. 217) – значительно менее основательны [2. Назаренко].

 

Памятник представляет собой отчасти компилятивный перечень племенных названий, преимущественно славянских, которые отнюдь не всегда поддаются идентификации и снабжены в большинстве случаев указаниями на количество «городов» у соответствующего племени. 

 

В Баварском географе упоминаются племя (45) Серавичи (Serauici), между (44) Фрезиты (Fresiti) и (46) Луколяне (Lucolane). Последовательности племён формировались по основным торговым путям. Серавичи находились в районе реки Серет –  левого притока Днестра в районе между верховьями Западного Буга и Южного Буга.   У истоков Серета находился город Плеснеск, или Плиснеск, (древнерусск. Плъсньск, Плъснеск, Преснеск, укр. Плiснеськ). Вероятно в 9 веке Плеснецк был столицей племени серавичи. Существует достаточно оснований для определения происхождения княгини Ольги – жены князя Игоря из княжества с центром в городе Плеснеск. В середине 10 века город Плеснеск оказал решающее влияние на формирование Древней Руси. В 4 части книги эта тема будет подробно исследована.

 

В наше время сохранилось городище  Плеснеска с курганным могильником площадью около 160 га, окружённое системой земляных валов и рвов общей длиной около 7 км. Это самый крупный памятник древнеславянских фортификационных сооружений. Высота отдельных валов ещё и ныне достигает 12 метров, на некоторых их участках сохранились облицовочные каменные плиты. Большое и хорошо укреплённое поселение было построено в 7 веке союзом восточнославянских племён. В 9-10 веках здесь сложился крупный региональный, возможно, раннегосударственный центр, внешние линии обороны которого охватывали территорию площадью около 300 га — одно из крупнейших городищ лука-райковецкой культуры. Через Плеснеск проходил торговый путь, связывавший будущий Киев и Среднее Поднепровье с Великой Моравией и Германией. Также в Плеснеске существовал языческий культовый  центр. Второго столь развитого поселения этого периода на территории, занимаемой восточными славянами, нет.

 

Следует отметить совпадение названия современной Сирии – Сури́йя, названия племени сириа упомянутого в районе Днепра в 1 веке нашей эры  и названия племени серавичи (Serauici) из «Баварского географа». Можно предположить, общее происхождение названия племени сириа  известного на Днепре в 1 веке нашей эры и названия государства Сирия. Современная Сирия называется Сири́йская Ара́бская Респу́блика ( аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя). Вероятно название Сирия происходит от племён сурийя, которые во II тыс. до н.э. поселились в верховьях реки Тигр и в районе современной Сирии.

 

Территория северной Сирии в 7 веке до н.э. была под властью скифов, которые переселили из Закавказья в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ несколько племён. Есть основания предполагать, что племена сирия на Днепре и серры на Северном Кавказе были переселенцами из района современной Сирии, или древней Ассирии. В связи с отсутствием источников о городе Сириаленд необходимо исследовать все возможные варианты происхождения племён, создавших этот город.   

 

Местность на восточном побережье Средиземного моря южнее Киликии, между Египтом и Месопотамией, включающую армянские области Коммагену, Софену и ассирийскую область Адиабену,  древнеримский  историк Плиний Старший  в 1 веке описал как «бывшую Ассирию» [3. Плиний]. К тому времени, как Плиний закончил свой главный труд — «Естественную историю», этот регион был разделён Римской империей на несколько провинций:  Иудея (позже — Палестина, современный Израиль и часть  Иордании), Финикия (современный Ливан), Месопотамия   и Келесирия  (то есть «Полая Сирия»).

 

В 18-17 веках до н. э. Армянское нагорье стало ареной миграций, вызванных движением индоевропейских племен из районов севернее Кавказа. Часть из них двинулась на Армянское нагорье, одна из групп таких индоевропейцев была известна в Передней Азии как умман-манда  (воины-манда). В 7 веке до н.э.  месопотамские источники называли так ираноязычных кочевников – скифов. Переднеазиатские умман-манда в 17 веке до н. э. осели на Верхнем Евфрате. Название племени манда  по содержанию похоже на украинское слово «мандрую» – «странствую», «кочую». 

 

По археологическим исследованиям племена индоевропейцев в период до 18 века до н.э. жили в районе Южного Урала, Поволжья, Северного Причерноморья и, возможно, Северного Кавказа. Следовательно, племена умман-манда являются свидетельством масштабного переселения племён из северных регионов. Из реконструированной археологами последовательности распространения конструкции колёс со спицами на колесницах следует, что истоком переселений был регион Южного Урала. 

 

Митаннийское царство

 

Индоевропейские группы «манда» захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав государство Митанни (Майттанне, около 1560–1260 г. до н. э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования – Хурри и Ханигальбат. Столица Митанни располагалась в Вассокканне – городе в верховьях Хабура, до сих пор не найденном археологами. Митаннийские цари назывались индуисткими  именами и поклоняться индуистким богам – покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям). Верховным богом – покровителем государства в целом был, однако, хурритский бог грома Тессоб. Наряду с ним исключительным почитанием пользовалась Сауска- Иштар. В конце 16 века до н. э., при царе Суттарне I, Митанни превратилось во всехурритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса и Ниневии до Северной Сирии. 

 

Племена хурритов известны с 23 века до н. э. в Северной Месопотамии и по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии хурриты жили вперемежку с семитами.  Происхождение хурритов неизвестно. Хурритский язык является родственным к языку урарту. Дальние родственные связи хурритского языка остаются невыясненными, по мнению С. А. Старостина он находится в отдалённом родстве с современными северокавказскими (нахско-дагестанскими) языками [4. Дьяконов]. 

 

По исследованиям лингвистов  «митаннийский»  язык принадлежал к  дардо- кафирской ветви, промежуточной между иранской и индийской. Эта ветвь, сохранившаяся до современности лишь в Северо-Восточном Афганистане, Пакистане и в Кашмире, считается специалистами первой по времени выделения из индоиранской общности и по времени переселения в ирано- индийский регион [5. Янковская][6. Гиоргадзе].

 

Индра и Варуна являются верховными богами индийской «Ригведы».  Многие географические названия в Центральной России соответствуют названиям священных мест из индийских религиозных текстов. Можно предположить, что на территорию Митани переселилась из территории Поволжья часть  племён синдов. Переселение было очень значительным, новые племена поселились в Закавказье и Переднюю Азию. Вероятно часть переселенцев вошли в союз племён гиксосов, которые захватили Северный Египет. В составе переселенцев были не только индоевропейские племена (гаплогруппы R1a), но и племена  (гаплогруппы R1b) из территории абашевской археологической культуры, а также племена из Восточного Кавказа и Закавказья (субклада J2a).

 

Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих племён. Гиксосы использовали боевые колесницы на колесах со спицами. Самые древние колёса со спицами обнаружены археологами в районе Южного Урала и относятся к 21 веку до н.э. Гисосы около 1650 г. до н. э., образовали свою династию фараонов. Своё название гиксосы получили от египетского Hqa xaswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς.  Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть «Вторым переходным периодом». 

 

В настоящее время не обнаружено источников проясняющих происхождение гиксосов. Известно, что  объединение гиксосов образовалось на территории Сирии и Палестины. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. В составе гиксосов были племена  амореев (сутиев), к которым также присоединились хурриты, хетты и другие племена. 

 

До формирования союзов племён гиксосов в 20 веке до н.э. племена амореев создали союз племён Ямхад (20-15 века до н.э.). Центрами Ямхада считались города Халеб (Алеппо) и Алалах, расположенные между озером Амик и большой излучиной Евфрата. 

 

Первые упоминания о Ямхаде относятся к 20 веку до н. э., однако имена его ранних царей неизвестны. В начале 18 века до н. э. здесь правил Суму-эпух (Сумуэпух). Его преемники расширили пределы государства. Однако около середины 17 века до н. э. Ямхад распался под ударами хеттов. Хеттский царь Хаттусили I завоевал Алалах и Уршу, лишив Халеб выхода к Средиземному морю. В конце 17 века до н. э. его преемник Мурсили I смог захватить сам город Халеб и сделал здешних царей своими вассалами.

 

Союз племён Ямхат в 19 веке до н.э.

 

Между концом 18 и началом 17 веков до н. э. произошло просачивание в дельту Нила воинственных скотоводческих племенных групп - так называемых гиксосов. Боевые отряды пришельцев постепенно захватили власть в северных номах Египта, и их вожди стали присваивать себе фараонские титулы. В Египте гиксосы потеряли свою этническую обособленность и слились с местным населением. 

 

Во второй половине 17 века до н. э. царство (или царства) гиксосов в Египте стали клониться к упадку. На севере хурритская держава Митанни поглотила мелкие аккадские, хурритские и аморейские царства, не исключая могущественного некогда царства Ямхад на Евфрате [7. Дьяконов].

 

Возвышение Митанни совпало со временем, когда были сделаны два важных изобретения, способных обогатить Сирию и Финикию. Около 18 – 17 веков до н. э. хурриты Верхней Месопотамии изобрели способ изготовления мелкой посуды из непрозрачного цветного стекла. Эта техника распространилась впоследствии также в Финикии. Не позже конца 16 века до н. э. в Финикии открыли способ окраски шерсти в лилово-красный и лилово-синий цвета пурпуром - краской, добываемой из морского моллюска [7. Дьяконов].

 

Расцвет ханаанейских городов Палестины и Финикии, аморейских и хурритских городов Сирии, которого можно было ожидать в этих условиях, не состоялся из-за начавшегося вскоре после 1600 г. до н.э. египетского завоевания. Власть гиксосов в Египте была уничтожена, а фараоны новой, 18 династии перешли от отдельных набегов к планомерному наступлению на Палестину - Финикию - Сирию. Фараон Яхмес I занял последний оплот гиксосов в Южной Палестине; в последней четверти 16 века фараон Тутмос I совершил поход до самого Евфрата; после мирного правления женщины-фараона Хатшепсут со времени ее преемника Тутмоса III начинается длительное кровавое и систематическое разорение ханаанейских городов [7. Дьяконов].

 

В начале 15 века в Хетском царстве начался упадок, связанный с нашествием западных племён. Вероятно в этот период в Пафлагонии поселились племена венедов (энетов). Возможно в начале 15 века некоторые племена, говоривших индоевропейских языках, переселились из Европы на Ближний Восток. Около 1500 г. до н.э. был завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации.   

 

В середине 15 века до н.э. начался период завоеваний стран Ближнего Востока египетским фараоном Тутмосом III. О его сирийских победах рассказывают анналы, начертанные на стенах в Карнакском храме Амона и представляющие извлечения из подробных летописей, помещенных в храмовую библиотеку.

 

Сами анналы утрачены ещё в древности. То, чем мы располагаем, — это извлечение, сделанное из этих летописей, записанное на внутренней части стен перед святилищем храма Амона, и обходных коридоров, окружающих святилище. Все эти стены давно разрушены, разобраны, растасканы; из длинных надписей остались только отрывки на кусках стен, но тем не менее их достаточно, чтобы восстановить летопись побед Тутмоса и составить общее понятие о тех обширных расстояниях, которые он прошёл со своим войском.  

 

Ближний Восток во времена Тутмосидов

 

В середине 15 века до н.э. Сирию и Палестину населяли племёна, название которых в переводе с египетских иероглифов звучит как ретены, рутены и прочие варианты. В египетских иероглифах определяются только согласные звуки, поэтому современный перевод с учётом гласных звуков может очень сильно отличаться от исходного древнего звучания.

 

Племена  управлялись царями, жившими в укреплённых городах. Самым влиятельным был царь города Кинза (этот город более известен под своим египетским названием — Кадеш). Вероятно царь города Кинза (Кадеша) возглавлял союз племён «от страны рек Нахарины (Месопотамии) до вод египетских». К этому союзу народов ретену присоединились и финикийцы, которые жили в приморской полосе, называемой египтянами Джахи; главным городом их был Арвад. 

 

В конце 22-го года правления Тутмоса III египетское войско из пограничной крепости Чару (греч. Силэ) выступило в свой первый поход. По ту сторону гор, в Ездраелонской долине, у города Мегиддо (современный Израиль), египтян поджидало союзное войско. «Триста тридцать» властителей, каждый со своим воинством решились совместно преградить здесь дорогу египетскому царю. Главой союза был властитель Кадеша на Оронте. 

 

В сражении, происшедшем на 26-й день похода (15 мая) коалиция Кадеша  была разбита, воины и их полководцы бежали под охрану стен Мегиддо, побросав своих коней, свои колесницы и своё оружие [8. Виноградов]. 

 

На стене третьего пилона сохранился почти полный список городов, входящих в союз Кадеша, разгромленный фараоном у Мегиддо. Список содержит 119 названий, включая такие известные города как Кадеш, Мегиддо, Хамат, Дамаск, Хацор, Акко,  Берит, Иоппия,  Афек, Таанах и многие другие. 

 

Под страной «Ретену» можно представить территорию занимаемую племенами союза возглавляемого городом Кадеш. Прибрежную часть Финикии – Ханаана египтяне называли Джахи. Ханаан (Палестину) египтяне называли Хару

 

Сохранившиеся надписи на стенах в  Карнакском храме Амона достаточно подробно описывают завоевания Тутмуса III. В этих надписях не упоминаются название Сирии и сирийцев. Для обозначения племён живших на территории современной западной Сирии применяются названия интерпретируемые переводчиками как «речену»,  «ретену» и прочие варианты. Страна Ретену упоминается в рассказе о бегстве в 20 веке  до н. э. египетского вельможи Синухе-та, который отмечает большое значение в ее жизни архаических обрядов и обычаев.  

 

В 14 веке до н.э. началось полуторавековое хетто-ассирийское противоборство за контроль над Верхней Месопотамией. В ходе этих событий великая Митаннийская держава перестала существовать. Ассирийский царь Ашшурубаллит удержал и аннексировал восточные районы страны, включая Ниневию (именно тогда номовое государство Ашшур превратилось в царство Ассирию).

 

В конце 14 века до н.э. Митанни стало незначительным северо-месопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга ассирийцы и хетты. Последний царь Митанни - Шаттуара Второй в союзе с хеттами и племенем ахламу (эламитами) воевал против Салманасара Первого (1263-1234 годы до н.э.), правителя Ассирии, но потерпел тяжёлое поражение. После этого около 1260 г. до н. э. страна Митанни прекратила своё существование.

 

В Греции, Малой Азии и на Ближнем Востоке в конце 13 века до н.э. начался период, который археологи и историки называют «катастрофой бронзового века».  В период 1206—1150 гг. до н. э. нашествие «народов моря», привело к крушению микенских царств, Хеттского царства в Анатолии и на территории современной Сирии [9. Liverani]. Произошло  угасание торговых путей и снижение грамотности (в связи с чем исчезли микенская линейная и лувийская письменности). На первом этапе данного периода почти каждый город между Троей и Газой был разрушен и зачастую после этого больше не был населён: так, были заброшены Хаттуса, Микены, Угарит. 

 

Общий системный коллапс произошёл, по-видимому, не только в Восточном Средиземноморье. Так, в Центральной Европе произошёл заметный регресс между периодом культуры полей погребальных урн 13-12 веков до н. э. и появлением гальштатской культуры в 10-9 веках до н. э., что было синхронно греческим тёмным векам после упадка микенской цивилизации. 

 

В Восточной Европе в 12 веке до н.э. произошло резкое сокращение численности населения и распад сру́бной культу́рно-истори́ческой о́бщности, которая занимала территорию в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе [10. Янин].  Изменение климатических условий на сухую и прохладную погоду привело к переселению значительной часть племён срубной общности на Балканы, Северный Кавказ, в Закавказье и Среднюю Азию.

 

Приблизительные границы сиро-хеттских царств около 800 г. до н. э.

 

В период 12 – 10 веков до н.э. происходили массовые переселения племён, смешения этносов и формирование новых племён. Текстов с описанием переселений не сохранилось, по археологическим исследованиям определить переселения не удается. Есть надежда реконструировать историю переселений методом ДНК-генеалогии по ископаемым гаплотипам. 

 

В результате  нашествия «народов моря» и распада Хеттской империи около 1180 г. до н. э. на территории юго-запада Анатолии и севера современной Сирии в 11 веке образовались сиро – хеттские царства, существовавшие примерно до 700 г. до н. э. Население этих царств говорило в основном на лувийском,  арамейском и  финикийском языках. 

 

Существование сиро-хеттских царств засвидетельствовано как многочисленными надписями, так и археологическими данными. Лувийские монументальные надписи, выполненные лувийскими иероглифами, продолжались без перерыва, начиная с памятников Хеттского царства 13 века до н. э. и до сиро-хетских надписей из Каркемиша, Мелида, Алеппо и других мест раннего железного века [11. Hawkins]. Часто надписи лувийскими иероглифами дублировались  на одном или двух следующих языках: арамейском, финикийском или аккадском. Наблюдается постепенное распространение арамейского и финикийского письма по территории сиро-хеттских царств. В ходе культурного взаимодействия с левантийским побережьем Сиро - Палестины и Северной Сирии в 10 - 8 веках до н. э. греки и фригийцы заимствовали алфавитную письменность от финикийцев [12. Brixhe].

 

Сиро-хеттские царства можно разделить на две группы: северную, где власть осталась в руках хеттских правителей, и южную, где около 10 века до н. э. к власти пришли арамеи [13. Tübinger Bibelatlas][14. Gurney]. По истории Сиро-хеттских царств известно очень мало. Возможно, после завоеваний арамеев, часть племён Сиро-хеттских царств переселились в район озера Ван и участвовали в создании государства Урарту. 

 

Происхождение названия Сирии точно неизвестно. Сирия — собирательное название обширных земель и стран на север и северо-восток от Ханаанской земли. В еврейских текстах эти области называются Арам, что значит «возвышенная страна» (в отличие, по-видимому, от прибрежных, низменных областей), в которую входили царства: Беф-Рехов, Гессур, Дамаск, Емаф (Имаф), Емаф-Сува, Истов, Мааха, Месопотамия, Сува. В более узком смысле Сирией называлось царство, в котором главным городом был Дамаск [15.Исаия].

 

Некоторые сведения можно почерпнуть из книги пророка Исаии — двенадцатой книги Танаха раздела Невиим (Ветхий Завет Библии), в  библейском каноне — номер 23. Авторство традиционно приписывается пророку Исаии (Йешайаху). В книге приводится ряд дат выступлений пророка, в связи с чем его деятельность датируют между 733—701 годами до н. э. [16. Вейнберг]. В либеральном богословии признано деление книги на три раздела, созданных как минимум тремя разными авторами, живших в 6 - 5 веках до н.э. [17. Аверинцев]. 

 

В Библии сирийским царём назван Азаил (лат. Azahel) — царь Арама.  Библия повествует о встрече Азаила с пророком Елисеем в Дамаске в 843 году до н. э., когда Азаил был ещё придворным. После встречи с пророком Азаил убил царя Венедада и узурпировал трон (4Цар. 8:15) [18. Ветхий завет]. 

 

В 834 году до н. э. 120-тысячное ассирийское войско Салманасара III подступило к Дамаску. Азаил смог сохранить престол после ухода ассирийцев. После смерти Азаила царство его перешло к его сыну Венедаду (4Цар. 13:24), которому израильский царь Иоас объявил войну [18. Ветхий завет].   

 

На основании анализа текстов Ветхого Завета следует, что название Сирии возникло после завоеваний Ассирийской империи. Сохранились ассирийские клинописи, из которых следует, что на территорию современной Сирии была переселена значительная часть населения из восточных окраин Ассирийской империи. Вероятно именно эти переселенцы назывались сурийя, от которых произошло современное название Сирии (Сурийя). 

 

Собственное название Сирия связано с греческим названием ассирийских племён. Происхождение греческого названия Сирии неизвестно. По древнегреческим мифам до Девкалионова потопа жил человек по имени Сир, от которого произошло название района Верхнего Евфрата.

 

3.2. Происхождение племён сурийя. Исследование субклада R1b>L23>Z2103.

В Передней Азии не обнаружено предков племён сурийя, сурия или сирия, живших до 18 века до н.э. После проработки различных гипотез и перебора различных вариантов доминирующих субкладов удалось установить связь между племенами сурия (сурийя) и субкладом R1b1>Z2103. На основании археологических сведений и особенности расселения представителей субклада R1b1>Z2103, можно предположить, что племена сурия происходят из территории абашевской археологической культуры. Аба́шевская культу́ра (по радиоуглеродным некалиброванным образцам 22—18 века до н. э.) занимала территории европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

 

Абашевская культура (22-18 век до н.э.)- зеленый контур.

Срубная культура (18-12 век до н.э.) – розовый контур (синды, арии).

Сосницкая культура (18-11 век до н.э.) – голубой контур (предки славян, литовцев и латышей)

[Национальный Атлас России. Том 4].

 

Абашевские племена занимали обширную территорию, охватывающую Верхнее и Среднее Поволжье, Прикамье и Южный Урал, современные республики Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Пермский край, Кировскую, Ульяновскую, Самарскую и Воронежскую области. В этих областях выявлены многочисленные курганные группы, в восточной части ареала, на Южном Урале, расположены позднеабашевские поселения. Абашевцы занимали всю эту территорию не сплошным массивом. Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья — в бассейне рек Илети, Цивиля, Свияги, низовьях Камы.

 

Основу хозяйства  племён абашевской культуры составляло скотоводство, в том числе и коневодство. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте и земледелии. В  курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями. Они умели изготовлять колесницы. У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца.

 

Реконструкция погребальной камеры (могильник Синташта):

в нижней камере — погребальная повозка с останками умершего,

в средней — захоронение в верхней — захоронения жертвенных животных,

поверх камеры — жертвенный костер и насыпь кургана  [10. Янин].

 

Погребальный обряд, являющийся одним из определяющих признаков археологической культуры, у абашевцев был весьма устойчив. Костяки лежали, как правило, на спине с подогнутыми ногами (скорченно). Во время погребения ноги, по-видимому, были подтянуты пятками к тазу и стояли коленями вверх. 

 

Захоронения на спине скорченно были характерны для племён, с V тыс. до н.э. живших в Поволжье. Эти племена сформировали ямную культуру (36-23 века до н.э.) в которой обнаружены 11 ископаемых гаплотипов субклада  R1b1a2a2-Z2103 (8), R1b1a2-M269 (1), R1b1a2a-L23* (1) и R1b1a-P297* (1) [19. Morten]. 

 

Наследником ямной стала полтавкинская археологическая культура (27-21 век до н.э.). На основании обряда захоронений скорченно на спине, можно предположить, что племена полтавкинской культуры участвовали в формировании абашевской культуры (22-18 век до н.э.).

 

В учебнике Археология (под редакцией В.Л. Янина) сообщается: «В процессах культурогенеза позднего бронзового века абашевской общности — наряду с сейминско-турбинской — принадлежала стержневая роль. В ареале этой общности сформировались скотоводческий хозяйственно-культурный тип и стереотипы технологии металлургии и металлообработки, укоренившиеся в степи и лесостепи Восточной Европы, Западной Сибири и Казахстана на последующих фазах развития Евразийской металлургической провинции. Исторические судьбы доно-волжской и уральской абашевских культур непосредственно связаны с формированием степных и лесостепных  культур Волго-Уральского   региона — синташтинской, раннесрубной и петровской»[10. Янин].

 

С абашевской общностью связана деятельность донского металлообрабатывающего и южноуральского металлургического очагов. Южноуральский центр из них являлся базовым и обеспечивал металлом население всей общности. Выплавка и обработка «чистой» и мышьяковой меди, а также серебра осуществлялись в специализированных центрах (Береговский, Тюбякский и др.) в излучине р. Белой и предгорьях Урала, богатых лесами [10. Янин].

 

Вероятно в период 23-18 веков до н.э. на территории Волго-Уральского   региона произошло смешение племён с доминирующими гаплогруппами R1a и R1b, и последующее вытеснение представителей гаплогруппы R1b. При исследовании ископаемой ДНК у представителей синташтинской культуры была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1a1b2a2-Z2124 и R1a1a1b2a2a-Z2123[19. Morten]). 

 

Вероятно в период 23-16 веков до н.э. под давлением племён индоевропейцев обладавших доминирующим субкладом  R1a>Z94>Z2124 часть племён с доминирующей гаплогруппой R1b переселились на Балканский полуостров, Ближний Восток и в Центральную Азию. По сведениям сайта Eupedia представители гаплогруппы  R1b  присутствует во многих среднеазиатских популяциях, самые высокие проценты наблюдаются среди уйгуров (20%) Синьцзяна на северо-западе Китая,  жителей  Ягноби  Таджикистана (32%)[20. Eupedia]. 

 

По материалам ДНК-генеалогии около 40% современных потомков ассирийцев обладают субкладом R1b>Z2103. Самоназвание современных ассирийцев – «атураи» – вошло в обиход сравнительно недавно. На протяжении многих веков их называли сирийцами, халдеями или сиро-халдеями, а определяющим признаком этого народа было христианское  вероисповедание. Их история восходит к христианским общинам, появившимся на территории Парфянского царства еще при первых апостолах. Основным языком Ближнего Востока и государственным языком Парфии тогда был арамейский, на котором говорили представители большинства этнических групп и конфессий [21. Рожанский.а].

 

Об изначальной полиэтничности сиро-халдейских христиан можно косвенно судить по тому, что современные ассирийцы говорят на нескольких сильно отличающихся друг от друга диалектах арамейского. Их группируют в ассирийский нео-арамейский и халдейский нео-арамейский, которые считают разными языками [21. Рожанский.а].

 

По сведениям сайта YFull YTree субклад R1b>М269 появился около 113 века  до н.э., общий предок современных потомков этого субклада жил около 43 века до н.э. [22. YFull YTree]. На основании ископаемых гаплотипов, можно предположить, что род общего предка современных представителей субклада R1b>М269 до 43 века до н.э. жил на территории хвалынской культуры в Поволжье, затем переселился в район Нижнего Дона на территорию   среднестоговской археологической культуры эпохи  энеолита (54—37 века до н. э.), распространённой в степном Приднепровье, бассейне Северского Донца и Нижнем Подонье. 

 

Филогенетическая схема гаплогруппы R1b [20. Eupedia]. 

 

Из района Нижнего Дона представители субклада  расселились в трех направлениях: на запад в район реки Дунай, на юго-запад в район Балканского полуострова и на восток в Поволжье. Представители субклада R1b>M269 образовали три крупные ветви современных потомков. По сведениям сайта Eupedia представители ветви R1b>М269>PF7562 живут на Балканском полуострове, в Турции и Армении. Представители ветви  R1b>M269>L23>Z2103 живут в Восточной Европе и Западной Азии. Представители субклада R1b>M269>L23>L51 переселились в район Среднего Дуная и далее на запад, в настоящее время потомки этой ветви составляют большинство населения Западной и Центральной Европы. Около 25 века до н.э.  в Центральной и Западной Европе произошло очень широкое расселение представителей субклада R1b>M269>L23>L51>P312. Обнаружены потомки многих десятков ветвей субклада R1b>L51>P312, образовавшихся около 25 века до н.э. 

 

Филогенетическая схема субклада  R1b>Z2103 [20. Eupedia]. 

 

По сведениям сайта YFull YTree субклад R1b>M269>L23>Z2103 появился около 41 века  до н.э., общий предок современных потомков этого субклада жил около 37 века до н.э. [22. YFull YTree]. На основании ископаемых гаплотипов, можно предположить, что представители субклада R1b>M269> L23>Z2103 занимали доминирующее положение в племенах на территории ямной археологической культуры. По археологическим исследованиям древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность существовала в период 36—23 веков до н. э., занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. 

 

На карте расселения представителей субклада R1b>Z2103 видно несколько районов с повышенной плотностью. В настоящее время известно недостаточно гаплотипов с подробными субкладами, поэтому пока невозможно определить доминирующие субклады у племён известных по историческим сведениям II-I тыс. до н.э., но можно выявить некоторые взаимосвязи субкладов и древних этносов. 

 

Расселение представителей субклада R1b>Z2103 [20. Eupedia]. 

 

В Поволжье ямная археологическая культура сменилась полтавкинской (27-21 век до н.э.). У представителей полтавкинской культуры, живших около 29-24 веков, были обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы R1b1a2, R1b1a2a, R1b1a2a2 (2 образца),  R1a1a1b2a [23. Mathieson]. 

 
 

Карта распространения по регионам представителей субклада R1b 

[24. Рожанский.б].

 

До нашего времени дожили потомки более 10 крупных ветвей субклада R1b>Z2103 общие предки, которых жили в период 28-23 веков до н.э. Наибольшей численностью  обладают три ветви. Рассмотрим основные ветви субклада R1b>Z2103. На фрагменте схемы разветвления гаплогруппы R1b цветом выделены отдельные субклады, которые на карте показывают процентный состав. По материалам сайта Eupedia в Греции и на Балканском полуострове около 20-10% населения обладают гаплогруппой  R1b, из которых треть обладают субкладом  R1b>Z2103>CTS7822.

 

На Балканском полуострове заметно преобладание субкладов R1b>L51 и R1b>Z2103>CTS7822. Субклад  R1b>L51 образовался около 42 века до н.э., общий предок современных представителей этого субклада жил около 39 века до н.э. [22. YFull YTree], вероятно, на территории Центральной Европы. 

 

Схема разветвления субклада R1b1a2a-L23  [25.Рожанский.в]

 

На основании археологических исследований, можно предположить, что представители субклада R1b>Z2103>CTS7822 переселились на Балканский полуостров из района Поволжья в первой половине и середине II тыс. до н.э., до или вместе с племенами предков эллинов. Вероятно представители субклада  R1b>Z2103>CTS7822 были в составе древнегреческих ахейцев и данайцев. Дальнейшее расселение представителей субклада  R1b>Z2103> CTS7822 связано с историей древних греков, римлян, византийцев.

 

Фрагмент  схемы субклада  R1b>Z2103 [20. Eupedia]. 

 

Следует отметить присутствие субклада R1b1a2a2c - CTS7822 у славян, на Ближнем Востоке и Кавказе. По расчетам И.Л. Рожанского общий предок субклада R1b>CTS7822 жил около 20±4 века до н.э. Одна из ветвей субклада  R1b>CTS7822 отмечена как  славянская. На схеме славянская ветвь  субклада  R1b1>CTS7822 находится в сегменте на 5-6 часов, по расчётам И.Л. Рожанского общий предок этой ветви жил около 20 века до нашей эры. 

 

По материалам сайта YFull YTree субклад R1b>Z2103>Z2106 появился около 37 века до н.э. и сразу стал последовательно разветвляться. Около 37 века до н.э. появился субклад  R1b>Z2103>Z2106>CTS7822. Около 29 века до н.э. появился субклад R1b>Z2103>CTS7822>CTS9219, от которого произошли две большие ветви. Нижестоящий субклад R1b>Z2103> CTS7822 (CTS7556)>CTS9219(Y5592)>Y5587 появился около 28 века  до н.э., общий предок современных потомков этого субклада жил около 28 века до н.э. Нижестоящий R1b>Z2103>CTS7556>Y5592>Y5587>Y14306 появился около 28 века  до н.э., общий предок современных потомков этого субклада жил около 2 века  нашей эры [22. YFull YTree]. 

 

О промежуточном периоде от 28 века до н.э. до 2 века нашей эры ничего не известно. За 30 веков истории рода произойти могло  что угодно. Неизвестно из какого этноса представители этого рода вошли в этнос славян. По материалам ДНК-генеалогии вхождение рода  R1b>Z2103>CTS7556>Y5592>Y5587>Y14306 в этнос славян произошло  не ранее 2 века нашей эры. Современные представители этих ветвей обнаружены в разных местах Европы. Из географии расселения современных представителей и времени формирования субкладов следует, что  во II тыс. до н.э. представители субклада R1b>Z2103>CTS7822 входили в союз племён данайцев и ахейцев и участвовали в формировании древних греков. Затем вошли в состав римлян и византийцев. Также,  можно предположить, что другие представители ветви   R1b>Z2103>CTS7822> CTS9219 в 1 веке нашей эры были кочевниками степной зоны России и Украины и входили в разные союзы племён включая сармат, алан, болгар. Более точно реконструировать историю этих родов можно только с помощью ископаемых гаплотипов. Возможно субклад R1b>Z2106>Y14306 происходит от племён антов. Вероятно в период переселения славян в 8 веке из района Дуная в районы Вислы, Днепра, Западной Двины в составе славян оказалось достаточно много потомков греков, римлян и византийцев - представителей субклада R1b>Z2106>Y14306.

 

На историю племён сурья больше похожи представители субкладов R1b>Z2103>L584  и R1b>Z2103>L277.1. На схеме разветвления субкладов показано, что субклады R1b>L584 и R1b>L277 широко распространены у современных армян и арабов.  В настоящее время опубликовано мало гаплотипов этих субкладов, поэтому по материалам ДНК-генеалогии пока не получается выявить следы переселения племени сириев  из региона Ближнего Востока в Северное Причерноморье. 

 

По расчётам И.Л. Рожанского общий предок субклада  R1b>L584 жил около 13,4±5 века до н.э. Общий предок субклада R1b>L277 жил около 18±4 века до н.э. Общее переселение представителей R1b>Z2103 происходило из Поволжья в Закавказье несколькими потоками в период 18-12 веков до н.э. По материалам сайта Eupedia в Турции около 16% населения обладают гаплогруппой  R1b, около 4% обладают субкладом  R1b>L23>Z2103>L584. 

 

Фрагмент  схемы субклада  R1b>Z2103 [20. Eupedia]. 

 

На Средней Волге в Самарской области обнаружены ископаемые гаплотипы  R1b>L23>Z2103 из курганных захоронений  ямной археологической культуры 33 и 26 веков до н.э.[23. Mathieson]. Таким образом, по материалам ДНК-генеалогии наблюдается переселение из Поволжья представителей субклада R1b>Z2103, которые составляют значительную численность мужчин у современных армян, ассирийцев, турок и персов из Западного Ирана. На этом основании, можно предположить, что племена сурийя  произошли от племён скотоводов живших в Поволжье в III тыс. до н.э.  

 

По историческим сведениям и археологическим исследованиям, можно предположить, что  основное переселение из Поволжья представителей субклада R1b>Z2103 произошло около 18 века до н.э. В Закавказье переселенцы, включая племена сурийя вошли в союз племён касситов. Происхождение касситов неизвестно. Касситы (аккад. kaššū, кашшу) в II тыс. до н.э. обитали в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. В качестве ударной силы своего ополчения они использовали колесницы. Одна из групп касситских племён ещё в 18 веке до н.э. продвинулась  в Северную Месопотамию и вышла к притоку среднего Евфрата Хабуру.

 

Следом за касситами в Верховья Евфрата из Южного Приуралья и Поволжья переселились племена  манда (синдов), которые создали государство Митанни. Следует отметить, что индоевропейцы синды в Поволжье жили севернее племён с доминирующим субкладом R1b>Z2103. Возможно давление синдов с севера вытеснило поволжские племена субклада R1b>Z2103 в Закавказье.

 

В 1595 г. до н. э. касситам удалось свергнуть аморейскую династию, установить контроль над Вавилоном и править им в  16-12 веках до н. э. В 15 веке до н. э. касситский царь Улам-Буриаш захватил южную Месопотамию и объявил себя «царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем касситов и царем Кар-Дуниаша».

 

В книге И. М. Дьяконова «История Мидии» сообщается: «Следует особо обратить внимание на широкое распространение применившегося касситами царского титула janzi. Он засвидетельствован не только для самих касситов (в сохранившемся касситско-аккадском словарике и в собственных именах), а также для территории Намара и соседнего с ним Бит-Хамбана, но и для области Аллабриа к юго-западу от озера Урмии и для области Хубушкиа в долине реки Бохтан к югу от озера Ван. Обе последние области трудно поставить в связь с касситами, зато обе они могут быть связаны с кутиями; таким образом, выясняется, что этот термин для вождя или царя – «янзи» – был, очевидно, распространен не только среди касситов, но и среди кутиев» [26. Дьяконов. Стр. 144].

 

В книге И. М. Дьяконова «История Мидии» сообщается: «Согласно надписи Салманасара I (KAН, I, № 13; АВИУ, № 2, стр. 266), кутии обитали, между прочим, на территории от Уруатри (племенной союз на Армянском нагорье, к западу от озера Ван и у этого озера) до Кутмухи (верхней части долины реки Тигра); таким образом, долина реки Бохтан входила тогда в их территорию. Позже, уже в I тысячелетии до н. э., ассирийцы называют «кутиями» без разбора все племена к северу и востоку от своей территории, в том числе и урартов: но в надписях царей XIV–XIII вв. кутии еще достаточно четко отличаются от «уруатри» (урартов), «шубарийцев» (хурритов), лул-лубеев, касситов и т. д.)» [26. Дьяконов. Стр. 144]. Вероятно потомки племён касситов  составили правящую элиту у многих племён Армянского нагорья.

 

Передняя Азия в 15 веке до н.э.

 

В книге И. М. Дьяконова сообщается: «Что касается религии касситов в том виде, как она представляется нам по письменным памятникам, то здесь мы знаем немного – главным образом собственные имена божеств. Это бог Кашшу (так это имя звучало по-аккадски, касситская форма нам не известна), повидимому, племенной бог-предок касситов, затем Шималия, богиня горных вершин, иначе называемая Шибарру; бог Шукамуна, или Шуму, – божество подземного огня и покровитель царской династии» [26. Дьяконов.Стр. 148].

 

Бассейн реки Сура

 

«Божество солнца называлось Сах, или Шурияш: последнее имя – либо эпитет, либо, как полагают некоторые, индоевропейское имя солнечного божества, проникшее к касситам. Таково же соотношение между именами «Хутха» и «Убрияш» (Бурияш) – двумя названиями божества дождя и грома, а также между именами «Гидар» и «Маратташ» (Маруташ) – двумя названиями божества войны. Как божеств плодородия надо рассматривать бога Камулла и богиню Миризир, а также бога Дур. Божеством - покровителем царского рода был Иммирия»[26. Дьяконов. Стр. 149].

 

Наблюдается соответствие  имени бога Кашшу и названия племени касситов, а также имени бога Сурия (Шурияш) и названия племени сурийя. Следует отметить совпадение названия реки Сура – правого притока Волги и сурийя - древнего самоназвания ассирийцев и сирийцев. Происхождение названия реки Сура неизвестно, на чувашском языке река называется Сăр, на горномарийском - Шур, на эрзянском Сура лей. Местные   татары называют реку Соры - означающее серый цвет, присущий сурской воде. 

 

Можно предположить, что название реки Сура существовало до переселения племён чувашей, мари и татар.    Длина реки Сура - 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Берёт начало на Приволжской возвышенности в Ульяновской области у села Сурские Вершины. Следует отметить, что до 11 века до н.э. река Сура находилась в районе лесостепи и этот район был плотно заселён. После похолодания в период с 11 века до н.э. до 2 века в районе реки Сура был густой лес, который населяло редкое население. 

 

По материалам ДНК-генеалогии среди современного населения, живущего в районе реки Сура, значительную часть (около 11-3%) составляют представители субклада R1b>Z2103, которые с III тыс. до н.э. непрерывно проживали на этой территории. Поэтому название реки Сура могло сохраняться с очень древних времён, еще до прихода племён индоевропейцев R1a>Z93 в конце III тыс. до н.э. 

 

Слово Сура имеет множество значений:

  • Сура — одна из глав Корана.
  • Сура — эпитет богов в санскрите.
  • Сура — хмельной напиток в ведийской религии, а также богиня, его персонифицирующая.

Несколько рек, городов и поселков называются Сура. Для нашего исследования интерес представляет древний город Сура на Евфрате и река Сура (118 км) -  правый приток р. Днепр (Днепропетровская область). 

 

Сура (греч. Σούρα) - город, существовавший на берегу Евфрата в древности и раннем средневековье на территории Сирии. Город упомянут Клавдием Птолемеем под координатами 72°40' долг. и 35°40' шир. [27. Птолемей].  В  «Пейтингеровой карте» город Сура присутствует под названием Sure; согласно обозначениям на карте, расстояние от Пальмиры до Суры было равно 105 тыс. шагов.

 

В низовьях реки Сура (правого притока Волги) есть левый приток - река Урга. Название реки Урга совпадает с названием страны  ургов, упомянутой в 1 веке в Географии  Страбона в районе Нижнего Днепра: «Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из «Пустыни гетов», во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, по большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки»[28. Страбон. Книга VII. Стр. 306].

 

Также название реки (притока Суры) совпадает с Урга - арамейским названием города Урфа, который  с 1983 года переименован на Шанлыу́рфа (Славная Урфа). Город Шанлыурфа (Урфа) находится на юго-востоке Анатолии и является столицей одноимённой турецкой провинции (ила). Географически город относится к Северной Месопотамии. Шанлыурфа (Урфа) лежит в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы, на северо-западе плодородной равнины, окружённой на западе, севере и востоке горами. 

 

В настоящее время мы не можем определить, что было первичным, название реки Урга (притока Суры), или название города Урга (Урфа). Возможно название реки Урга возникло в период 2-5 веков нашей эры от переселенцев из района Днепра, которые создали именьковскую археологическую культуру (2-7 век).

 

По материалам ДНК-генеалогии у нас есть признаки переселения представителей субклада R1b>Z2103 из Поволжья в Переднюю Азию. Обнаружены совпадения названий рек, городов в Поволжье и на Ближнем Востоке. Выявлены археологические признаки переселений в 18 веке до н.э. из Южного Урала и Поволжья. Определены этнические и лингвистические основания для выявления переселений. Таким образом,  существует достаточно оснований для определения происхождения  племён сурийя  от племён скотоводов живших в Поволжье в III тыс. до н.э.  

 

3.3. Происхождение и переселения племён сириев.

По историческим источникам  название страны ургов, городов Sirialand, Serimum, Sarum, Sarbacum, племён серры, сербы, относятся к сарматскому периоду истории Причерноморья. Для выяснения происхождения племени сириа на Нижнем Днепре в 1 веке нашей эры, начать следует с происхождения царства скифов в 7 веке до н.э. С учётом сведений Геродота и археологических исследований племя скифов в конце 8 - начале 7 века до н.э., вероятно, по древнему торговому пути из низовьев рек Сырдарья и Амударья, через северный Иран переселились в низовья  реки Аракс. Река Аракс впервые упоминается древнегреческим географом Гекатеем Милетским в 6 веке до н. э.  Аракс (Aras)— крупнейший правый  приток  Куры. В более поздних источниках встречались варианты  Арос,  Арас  и Араз [29. Поспелов].

 

Река Аракс в Закавказье

 

По  сведениям из «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, жившего в 1 веке до н.э. скифы: «XLIII.  Сначала занимали незначительную область, но впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую славу и господство. Сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса и были презираемы за своё бесславие; но еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях — прибрежья Океана и Меотийского озера и прочие области до реки Танаиса… Спустя несколько времени потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской реки Нила… Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами. Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню»[30. Диодор]. 

 

На основании цвета кожи древние греки выделяли белых сирийцев (левко - сирийцев), живших в Каппадокии и смуглых сирийцев, живших на территории Сирии и Ассирии. В Географии  Страбона сообщается: «9. Границей пафлагонцев на востоке является река Галис, которая «течет», согласно Геродоту, «с юга между сирийцами и пафлагонцами и впадает в так называемый Евксинский Понт»; сирийцами же он считает каппадокийцев; действительно, еще и теперь их называют «левко-сирийцами», тогда как живущих по эту сторону Тавра — «сирийцами». Так как по сравнению с сирийцами, живущими по эту сторону Тавра, кожа тех загорелая, а кожа этих нет, то и возникло это прозвище»[28. Страбон. Книга 12. III, 9]. Левко-сирийцы со светлой кожей определённо были переселенцами из Поволжья. В районе Евфрата переселенцы из Поволжья смешались с местным населением, которое составляло большинство и стали смуглыми. Отметим, что в составе каппадокийцев также были потомки венетов, часть которых участвовала в Троянской войне.

 

Около 623 года до н.э. скифы после завоевания степи от Фракии до Каспийского моря совершили поход в Переднюю Азию, из которого около 585 года до н.э. вернулись вместе с племенами савромат и поселились в районе Дона. Можно предположить, что часть левко-сирийцев  около 585 года до н.э. вместе со скифами переселились в район Дона.

 

В середине 6 века до н.э. в районе Дона и Нижней Волги появились племена кочевников – скотоводов, которые вошли в этнос скифов и стали основой геродотовских скифов – кочевников. По археологическим и антропологическим признакам племена кочевников – скотоводов переселились из района Алтая. 

 

По археологическим исследованиям царские скифы (сколоты) и скифы - кочевники  около 530 года до н.э. из районов Дона и Нижней Волги переселились в Северное Причерноморье и Приазовье. Племена савромат  во второй половине 6 века остались на территории, ранее занимаемой царскими скифами и скифами - кочевниками на Дону и Нижней Волге.

 

Происхождение племени сирия из Вилькина-саги и других савроматских племён следует искать в районе формирования союза племён скифов в 7 веке до н.э. в Закавказье и в стране Ашкеназ (620-585 года до н.э.) в Восточной Анатолии и на Северном Евфрате.  Из Истории Геродота мы  знаем, что в 5 веке до н.э. были племена скифов – геллонов, в составе которых были греки и скифов – агафирсов, которых археологи  относят к фракийским племенам. Из этого следует, что скифы объединяли много племён разных этносов. 

 

Некоторые сведения об этносах сохранились в библейских текстах. В средневековой раввинской литературе Германию называли Ашкеназ. У пророка Иеремии «Аскеназское царство» упоминается рядом с Араратским и Минийским (Иер. 51:27). По Библии Аскена́з (ивр. ‏אשכנז‏‎ Ашкена́з;  греч.  ᾿Ασχανὰζ;  лат. Aschenez) — сын Гомера, сына Иафета, сына Ноя (Быт. 10:3)[18. Ветхий завет]. В толкованиях священной истории Иафет считается прародителем европейцев. Согласно Книге Бытия, Гомер был первым сыном Иафета и имел трёх сыновей:  Аскеназ, Рифат и Фогарма.

 

Иудейский историк 1 века Иосиф Флавий сообщил, что потомков Гомера греки называли галатами, но сам их именует гомарейцами (киммерийцами). Галатами греки назвали кельтов, переселившихся в Малую Азию. Народы произошедшие от сыновей Гомера Иосиф Флавий  называл следующим образом: Аскеназ — астаназийцы (у греков — регийцы), Рифат — рифатейцы («ныне пафлагонийцы»), Форгам — форгамейцы (у греков, предположительно, они назывались фригийцами)[31.Иосиф Флавий].

 

Ненний  (лат. Nennius) — валлийский историк 8-9 веков, автор «Истории бриттов»  связывал имя Гомера с галлами. Армянский историк  7 века Мовсес Каланкатуаци дал более подробное описание: народ произошедший от Гомера он именует каппадокийцами, а отдельные народы, произошедшие от его сыновей: сарматы (Аскеназ), савроматы (Рифат), кавказские народы (Фогарма, в оригинале — Торгом). 

 

Пророк Иеремия умер около 586 года до н.э. При его жизни на Ближнем Востоке доминировало Нововавилонское царство, существовавшее в период с 626 по 539 гг. до н. э. В 6 веке до н.э. на северо-востоке Нововавилонское царство граничило с Мидией, на севере с группой царств Армянского нагорья, которые Иеремия назвал Арарат, следовательно, на северо-западе находились  Миния и Аскеназ.

 

К 650 году до н. э. скифы вытеснили киммерийцев из Северного Причерноморья. Киммерийские племена разделились на несколько частей, часть племён переселились в Южную Прибалтику, часть -  в Малую Азию, в  Каппадокию. В 644 году киммерийцы захватили столицу Лидии — Сарды. После войн 615—565 гг. до н. э. лидийский царь Алиатт разгромил киммерийские войска, остатки которых частью смешались с местным населением, а частью ушли в Переднюю Азию, где по Геродоту были  ассимилированы [32. Дьяконов]. 

 

Нововавилонское царство в 6 веке до н.э.

 

Ли́дия - страна  на западе  Малой Азии в древности называлась Мэонией. Название Мэония совпадает с Минией у пророка Иеремии. Из контекста пророчества Иеремии, можно предположить, что  «Аскеназское царство» находилось в районе Каппадокии между Минией (Лидией) и Араратом (Армянским нагорьем). В 6 веке до н.э. на территории Каппадокии находились племена киммерийцев, «народов моря», касков и потомков жителей Хеттского царства. Вероятно в 6 веке до н.э. часть племён скифов, киммерийцев и каппадокийцев «Аскеназского царства» переселились   на Дон, далее в Северное Причерноморье. По археологическим исследованиям часть кочевников в 6 веке до н.э. из Северного Причерноморья переселились в район Центральной Европы. Возможно библейское название Аскеназ, происходит от древнего названия племён асов или асиев с доминирующей гаплогруппой R1b>M269. 

 

Повторим, что из описаний Геродота и Диодора Сицилийского, а также  археологических исследований следует, что в середине 7 века до н.э. скифы захватили Северный Кавказ до устья реки Дон, затем Северное Причерноморье. Во второй половине 7 века до н.э. во главе крупного союза племён скифы совершили ряд походов в Передней Азии, которые Геродот назвал как 28 лет господства скифов.

 

В 623 г. до н. э., когда мидийский царь Киаксар осадил Ниневию, скифы во главе с Мадием, «сыном Прототия» (Партатуа, Бартатуа) напали на войско Мидии, разгромили его.  Мидия несколько лет  платила скифам дань. Затем Мидия разгромила скифов и, через некоторое время скифы покинули Закавказье.  

 

В 612 до н. э. Мидия и Вавилон заключили союз  и вместе сумели захватить Ниневию. Этот город также был разрушен до основания, а большинство жителей — перебито. Ассирийская держава после такого разгрома прекратила своё существование. Северная её часть отошла Мидии. Затем царь Мидии Увахшатра завоевал Элам (в южном Иране) и  Урарту  (Армянское нагорье).

 

В 590 до н. э.  мидийская армия вторглись в Малую Азию, где на их пути встало Лидийское царство. Война продолжалась 5 лет, но ни мидийцы, ни лидийцы не могли осилить друг друга. В 585 до н. э. во время битвы на Галисе между противниками произошло солнечное затмение. Обе стороны были напуганы этим и сочли сей факт как акт божественных сил. Они заключили мир, который был скреплён браком между сыном Увахшатры, Иштувегу, и лидийской принцессы. Возможно по условиям  договора между Лидией и Мидией скифы и их союзники покинули Переднюю Азию. 

 

Вероятно в период завоеваний скифов во второй половине 7 века до н.э., а затем мидян и первой половине 6 века до н.э. часть скотоводов Армянского нагорья переселились на Северный Кавказ и севернее. В формировании сарматских племён на Северном Кавказе, на Дону и в Поволжье принимали участие местные племена и пришельцы из Передней Азии. Вероятно у новых племён господствующими стали языки  индоиранской группы, но некоторые названия племён произошли из регионов Передней Азии.  

 

Расположение города Урфа

 

На основании географических совпадений, можно предположить, что савроматские (сарматские) племена ургов, сербов, сириа, серры  происходили из района города Урга (Урфа) на Верхнем Евфрате. Возможно  в 8-7 веках до н.э. предки племён ургов, сербов, сирия, серры  были переселены ассирийцами в район провинций Замуа и Парсуа. Затем в конце 7 века до н.э. предки племён ургов, сербов, сирия, серры были переселены скифами на Северный Кавказ. Возможен вариант, по которому племена ургов, сербов, сирия, серры вместе с царскими скифами (сколотами) переселились в район Дона около 585 года до н.э.

 

Город Урга (Урфа) был построен в начале I тыс. до н.э. недалеко от древнего города Харран. Современное название города Шанлыурфа.  Шанлыурфа (Урфа) находится на пересечении древних торговых путей: западно-восточного пути из Персии и Нусайбина в Самосату и на Средиземноморское побережье, и северо-южного — из Диярбакыра  в Харран и Сирию. 

 

С городом Харран в северной Месопотамии и городом Ур в нижнем течении реки Евфрат связана история патриарха евреев Авраама. Харран  или  Ка́рры  (аккад. Harrânu — «развилка»; лат. Carrhae) — древний город в северной  Месопотамии, впервые упомянутый  в хеттских документах из Богазкёйя, а затем в ассирийских царских надписях и Ветхом Завете. В настоящее время — административный центр одноимённого  района в турецкой провинции Шанлыурфа. 

 

Схема расположения современного посёлка Харран

 

Город  Харран был известен храмом бога Луны Сина, выстроенном при вавилонском царе Набониде. С III-го тысячелетия до н. э. и вплоть до Средневековья Харран был важным торговым пунктом, до конца 7 века до н. э. — провинциальной столицей в Ассирии. Город расположен на р. Балих, левом притоке Евфрата, примерно в 450 км севернее Дамаска. Здесь пересекались караванные пути из Вавилона в Малую Азию, Арам (Сирию) и Египет. 

 

Часть племени Авраама  жили в этой местности [18. Ветхий завет. Быт 27:43; 28:10; 29:4]. В документах архива Мари (см. Письма Мари) имеются подтверждения существования вблизи Харана не только "города Нахорова" [18. Ветхий завет.  Бытие, 24:10], но и мест, названия которых соответствуют именам Серуха и Фарры  [18. Ветхий завет.  Бытие, 11:22,24]. В наше время это посёлки Сурук и Тил-Турахи (руины Фарры). Позднее Харан был завоеван ассирийцами, но еще долго оставался важным торговым центром [18. Ветхий завет.  Иез 27:23]. Римляне называли его "Карры". Ныне Харан - это небольшое селение юго-восточнее Шанлыурфы (Урфы).

 

В I тыс. до н.э. торговый центр из Харана перешел в город  Урга (Урфа). Поскольку до 7 века до н.э. столицей региона был город Харран, то из этого следует, что город Урга (Урфа) был образован до 7 века до н.э. В 4 веке до н.э. город Урга (Урфа) был завоёван Александром Македонским. Селевк I Никатор по политическим причинам дал городу греческое имя — Эдесса как и одноименный город в Македонии. Датой основания Эдессы обычно указывается 303 год до н. э.  При римлянах он носил имя Аврелия Антония и Опеллия Макриана, а также Александрия. В Средние века франки называли его Эдесса, а сирийские авторы Урхо́й/Орхо́й. Затем город стал У́рфой. На курдском языке город называется Риха. 

 

Напомним, что по древнеримским представлениям название Сирии происходит от Ассирийского государства, которое до 16 века до н. э. находилось в верховьях реки Тигр и называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. В середине 15 века до н.э. ассирийцы были зависимы от Митанни. Начало формирования империи Ассирия связано с царём Ашшур-убаллит I, жившем в 1353—1318 годах до н. э

 

С середины 8 века до н.э. начинается новый этап экспансии Ассирии. На востоке были созданы две новые провинции на основе завоеванных в 744 г. до н.э. Парсуа и Бит-Хамбана с некоторыми присоединенными к ним мелкими "странами". Из завоеванных в 744 году и позже восточных областей ассирийцы не раз выводили группы населения (например, в 738 г. в Сирию и Финикию) и переселяли на их место жителей других, в основном семитоязычных стран Передней Азии. В новых районах переселенцы обычно переходили на арамейский язык, становившийся разговорным языком Ассирийской державы. Так на северо-востоке Ирака и в соседних областях Ирана появилось население, говорившее на арамейском, а позже на его восточном диалекте - "сирийском", или "ассирийском" [33.  Пиотровский].  

 

По древнеримским источникам нам известны племена сирии и серры, как звучали самоназвания нам неизвестно. Под сириями следует понимать греческое обозначение разных этносов и племен, живших в степях Верхнего и Среднего Евфрата. На основании Ветхого Завета под серрами можно представить одно из племён семитов.   

 

По мифам Древней Греции до Девкалионова потопа на Ближнем Востоке был местный житель, от имени которого страна стала называться Сирия. Вероятно название племени сирии происходит от страны Сирия. Возможно древние греки Сирией назвали пустыню. Можно предположить, что название племени сирии произошло от греков. Происхождение названия сириев к 1 веку до н.э. забылось и  Страбон называл сирийцами племена арамеев. В 1 веке до н.э. сирийцами греки называли племена, говорившие на арамейском языке. По Страбону: «в древности имя сирийцев простиралось до Вавилонии, вплоть до Евксинского моря" (Черного моря) [28. Страбон. IV. I, 737-1027].  Из этого следует, что  название сирии не связано с определённым племенем. У египтян и других народов Передней Азии не известно никаких сведений о племенах сириев. 

 

В Библии нет никаких упоминаний рода Сир, но есть упоминание Серуха – предка Авраама: «Серух жил тридцать [130] лет и родил Нахора. По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Нахор жил двадцать девять [79] лет и родил Фарру. По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать [129] лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. [18. Ветхий завет.  Бытие. Гл. 11.] Можно предположить, что сарматское племя серры происходит от потомков Серухи – предка Авраама. У потомков Серухи можно предположить субклад J2a.  У современных русских представители    субклада J2a>M410 составляют около 1,5% мужчин (0,9 млн. человек)[34. Рожанский.г].

 

Около 6  века до н.э. множество племён различных этносов вошли в состав савромат, которые из Передней Азии и Закавказья переселились на Северный Кавказ, на Дон и в Поволжье.  Возможно представители субклада R1b>L23>Z2103 входили в состав племён сирматов, сираков, сириев. У современных русских представители    субклада R1b>L23>Z2103 составляют    около 2,4% мужчин (1,4 млн. человек), у поляков – 2,7%, украинцев – 1,9%, белорусов –1,3%, литовцев и латышей – 0,8%, казанских татар – 0,8%, [32. Рожанский.г]. 

 

Субклад R1b>L23>Z2103 стал разветвляться около 37 века до н.э., его представители во II тыс. до н.э. расселись от Китая до Европы. У славян представители субклада R1b>L23>Z2103 в основном происходят из среднеазиатских и ближневосточных ветвей. Племя серры было известно в древности как посредник в торговле шелком между Китаем и Европой. В составе этих племён могли быть представители субклада N1c>L550, которые широко распространены у белорусов – 15,6%, украинцев – 7,2%, русских– 6,3%,   поляков – 5% [32. Рожанский.г]. Вероятно в состав славян представители субклада    R1b>L23>Z2103 в основном вошли из сарматских племён, через союзы племён русков (русин) и антов. Для более точных выводов нужны подробные последовательности снипов у представителей субклада R1b>L23>Z2103, живущих во всех странах Евразии. 

 

На сайте Eupedia есть карты расселения современных представителей субкладов J2 и R1b>L23>Z2103. По этим картам в районе реки Урга – притоке Суры – притоке Волги показана повышенная плотность представителей субкладов J2, R1b>L23>Z2103 и N1c. Поскольку подробных последовательностей снипов жителей этих регионов не опубликовано, то определить направление переселений представителей этих субкладов пока невозможно. Вероятно название племён ургов в районе Нижнего Днепра в 1 веке до н.э. произошло от реки Урга - притока Суры. Об истории переселений племён ургов в период II-I тыс. до н.э. ничего не известно.

 

По материалам ДНК-генеалогии, по историческим источникам и археологическим исследованиям у нас есть основания для определения  происхождения, живших в 1 веке в низовьях Днепра, племён ургов, сириа, серов  от племён, живших в 8 веке до н.э. в верховьях реки Евфрат. Доказать факт переселения можно с помощью определения «ископаемых» гаплотипов из погребений в районе Северного Евфрата периода 8 века до н.э. 

 

Литература

1. Дьяконов И. В. Перевод «Баварского географа». 2005.

http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bav_geogr/(дата обращения 15.11.2016).

 

2. Назаренко А.В. Перевод «Баварского географа». 2010.   Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, Том 4. Западноевропейские источники. М. Русский фонд содействия образованию и науке. 2010.

http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bav_geogr/text2.phtml?id=9648 . (дата обращения 22.09.2017).

 

3. Плиний Старший. Естественная история. Книга 6. Перевод Латышева.

http://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm (дата обращения 15.11.2016).

 

4. Дьяконов И.М., Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. — Москва: Наука, 1988.

 

5. Янковская Н.Б. Ашшур, Митанни, Аррапхэ./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 - с.174-197.

 

6. Гиоргадзе Г.Г. Ранняя Малая Азия и Хеттское царство./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 - с.212-234.

 

7. "История Востока": [В 3 т.]. Дьяконов И.М.  гл. VIII "Сирия, Финикия и Палестина в III - II тысячелетиях до х.э.". http://gumilevica.kulichki.net/(дата обращения 11.12.2016).

 

8. Виноградов И. В. Глава XXI. Новое царство в Египте и Поздний Египет // История Востока: В 6 т. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — Т. 1: Восток в древности. — С. 375—376. 

 

9. Liverani M.  «The collapse of the Near Eastern regional system at the end of the Bronze Age: the case of Syria», in Centre and Periphery in the Ancient World, M. Rowlands, M.T. Larsen, K. Kristiansen, eds. (Cambridge University Press) 1987.

 

10. Археология: Учебник.  Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

 

11. Hawkins, John David; 1986b. «Writing in Anatolia: imported and indigenous systems», WA 17: 363—376.

 

12. Brixhe, C. and M. Lejeune (1984). Corpus des inscriptions paléo-phrygiennes. Paris.

 

13. Tübinger Bibelatlas / Tübingen Bible Atlas. Siegfried Mittmann, Götz Schmitt (eds.), Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2001, Map B IV 13-14

 

14. Gurney O.R. The Hittites. Harmondsworth: Pelican, 2nd ed., 1976 = 1954. p. 39-46.

 

15. Книга пророка Исаии, Глава 7,  стих 8

 

16. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.3. Пророки. М.-Иер., 2003. С.139

 

17. История всемирной литературы. Т.1. М., 1983. С.286 (автор раздела С. С. Аверинцев); Книга Исайи. / Предисл., пер. и комм. А. Э. Графова. М., Росс. Библ. Об-во. 2004. С.3; «в настоящее время мало кто сомневается в том, что главы 40-55 книги Йешайаху не могли быть созданы пророком Йешайаху, сыном Амоца, — создателем их был другой пророк, который жил и действовал почти на два века позднее…» (Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.3. Пророки. М.-Иер., 2003. С.168).

 

18. Ветхий завет. http://mospat.ru/ (дата обращения 11.05.2015).

 

19.  Morten E. Allentoft et al. «Population genomics of Bronze Age Eurasia», 2015.

 

20. Cайт Eupedia. http://www.eupedia.com/ (дата обращения 30 мая 2017г.).

 

21. Рожанский И.Л. Обсуждение статьи «Куда исчезли шумеры?», (часть 2). Опубликовано 02.04.2015.

http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.05.2015).

 

22. Сайт YFull YTree (дата обращения 20.07.2017).

 

23. Iain Mathieson et al. Eight thousand years of natural selection in Europe, 2015.

 

24. Рожанский И.Л. статья «Куда исчезли шумеры?», (Послесловие). Опубликовано 12.05.2015.

http://pereformat.ru/ (дата обращения 29.11.2016).   

 

25. Рожанский И.Л. статья «Куда исчезли шумеры?», (часть 2). Опубликовано 02.04.2015.

http://pereformat.ru/ (дата обращения 29.11.2016).   

 

26. Дьяконов И. М. История Мидии. От древнейших времен до конца IV в. до н. э. Баку 2012. “Нагыл Еви”.

 

27. Птолемей. География. V. 15. 25.  Географическое руководство // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия: Т. 1. Античные источники / Сост. А. В. Подосинов. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — С. 181—195.

 

28. Страбон. География в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод Г. А. Стратановского. Книга  VII, 3, 18.

 

29. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. 2002. — стр. 41.

 

30. Диодор Сицилийский «Историческая библиотека». Том 2.  Текст приводится по изданиям: Главы 1—2, 43—46: Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1990 (ссылается на: В. В. Латышев Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1947. № 4).

http://ancientrome.ru/ (дата обращения 11.12.2016).

 

31. Иосиф Флавий. Иудейские древности (книга IX, глава 8). Пер, с греч. Г. Г. Генкеля.- Спб, 1900.

 

32. Дьяконов И. М. История Мидии. От древнейших времен до конца IV в. до н. э. Баку 2012. “Нагыл Еви”.

 

33. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И. А. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. 

 

34. Рожанский И.Л. Загадки Русской равнины: монголы, финно-угры и викинги. Переформат, 3.02.2015.

http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.04.2018).