Происхождение Руси. История ДНК-родов населения России. Г.В. Трутнев
О книгеВторая часть. Происхождение славян5. Происхождение скифов

5. Происхождение скифов

 

5.1. Сведения Геродота о происхождении царских скифов.

Племена скифов оказали существенное влияние на формирование  славян. По моему предположению, в период 6-3 веков до н.э. племена предков дунайских славян находились на территории Великой Скифии. По антропологическим исследованиям отдельные племена скифов заметно различались между собой [1. Козинцев]. 

 

В настоящее время не определены гаплотипы останков из скифских захоронений на территории Украины, поэтому мы точно не знаем субклада скифов. У племён волжских сармат или скифов обнаружен ископаемый гаплотип ветви R1a>Z93. Поскольку имена скифов похожи на иранские то предполагается, что у скифов был доминирующий субклад R1a>Z93* и  R1a>Z93>Z94. У современных русских представители ветви R1a>Z93* составляют около 0,3% мужчин, а представители ветви R1a>Z93>Z94 составляют около 0,9% мужчин [2. Рожанский]. 

 

Геродот написал два специально этнографических раздела, посвятив один полностью скифам, ведущим кочевой образ жизни (§§59-75), а другой, более краткий, всем остальным племенам Скифии и ее непосредственного окружения (§§103-109). Кроме того, Геродоту удалось собрать целый ряд легенд о происхождении народов и их передвижениях. Таковы две версии происхождения скифов, легенда о происхождении савроматов, предания о царях скифов-земледельцев, рассказы о вторжении гелонов и переселении невров, теснимых змеями [3. Рыбаков]. 

 

Геродот описывал крупные союзы племён на основе сведений о господствующем племени. Обычно в такие союзы племён входили племена разного происхождения, часто говорившие на разных языках. Напомним замечание Геродота: «Действительно, коренных скифов, собственно говоря, очень мало»[4. Геродот].

 

Геродот записал три легенды о происхождении скифов: «5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис.

 

В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

 

6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами.

 

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если ктонибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото [4. Геродот].

 

Перечень священных золотых предметов: «плуг, ярмо, секира (топор) и чаша»,  говорит о том, что скифы происходили от племён земледельцев ставших скотоводами – кочевниками. По третьей легенде, записанной Геродотом, после поражения от массагетов скифы около 8 века до н.э. переселились из Средней Азии. По историческим сведениям в 8-3 веках до н.э. в Средней Азии стали формироваться союзы племён саков. Название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’[5. Дрёмин].

 

И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями  скифских  народов [6. Minns].

 

В древнеперсидских надписях упоминаются четыре группы саков [7. ИДВ]:

1. Саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии),

2. Саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I [8.ЛДВ]), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов),

3. Саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)»

4. Саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи [9. Bailey].

 

Сохранились некоторые самоназвания сакских племён: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и другие. Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»[10. Сосанов].

 

Во главе союзов саков советами вождей избирались цари. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом [11. Бакина].

 

Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле»[12. Сулимирский]. 

 

Потомки племён саков и массагетов вошли в этносы современных узбеков, таджиков. Для узбеков и таджиков характерен субклад R1a>Z93, сведений о подробных гаплотипах нет. Общий предок узбеков и таджиков  R1a>Z93>L2124 и R1a>Z93* жил около 22±5 веков до н.э.[13. Клёсов].

 

По материалам ДНК-генеалогии на территории Индии, Пакистана, Ирана и Средней Азии наибольшей численностью гаплогруппы R1a обладают представители субкладов R1a>Z645>Z93, R1a>Z645>Z93>L657, R1a>Z645>Z93>Z2125 [14. Рожанский.2015.б]. Около 14 века до н.э. предки индийцев и арабов ветви R1a>Z93>L657 жили в районе Среднего Дуная, а представители субклада R1a>Z93>L2124 жили в Поволжье и Приазовье на территории срубной археологической культуры.

 

В книге А.А. Клёсова «ДНК-генеалогия от А до Т» приводятся сведения по ископаемым гаплотипам гаплогруппы R1a: «ископаемые костные остатки срубной культуры показали наличие в основном субкладов R1a>Z93 и R1a>Z93>L2124>Z2123. Эти образцы были взяты из срубных захоронений в Новоселках, Бариновке, Спиридоновке и Уваровке (все – Самарская область), с археологическими датировками 3540 ± 325 лет назад для первых двух погребений (субклад R1a-Z93), и 3740 ± 125 лет назад для последних двух»[15. Клёсов.2016.б]. В степях от Карпат до Алтая жили племена разнообразных субкладов  ветви R1a>Z93. О племенах ветви R1a>Z280 на территории степей периода около 12 века до н.э. ничего не известно.

 

Расселение скифов и массагетов в 5 веке до н.э. [12. Сулимирский].

 

Следует отметить, что у скифов нет никаких упоминаний об ариях, за исключением имени царя Арианта. Легенда о царе Таргитае и племенное название сколоты не связаны с ариями. Окончание ксайс или ксай в именах сыновей Таргитая  имеет аналогии у древних иранцев (ариев), но имена Таргитай, Липо, Арпо, Коло не являются иранскими. Имя Коло имеет кельтские аналогии, имя Липо похоже на славянское. Имя Таргитай имеет соответствие с именем царицы синтов (меотов) Таргитао.

 

Знаток скифского языка В.И. Абаев по поводу земледельческих орудий писал: «Такие термины, как названия ярма и некоторых его частей, бороны, колеса, серпа, овса, урожая, ступы несомненно ведут к европейским языкам и чужды остальному иранскому миру» [16. Абаев].

 

У степных скифов доминировали погребения под курганами в катакомбах. Около 28 века до н.э. в Приазовье появились племена, создавшие катакомбную культуру. Происхождение катакомбной культуры неизвестно. Формирование катакомбной культуры совпадает с появлением в Восточной Европе представителей субклада J2b-M102>M241. В Юго-Западном Туркменистане, начиная с конца V тыс. до н. э., существовал единственный тип погребального сооружения — полуподземный склеп с боковым входом и деревянно-земляным перекрытием, который и явился прообразом будущих, классических катакомб эпохи бронзы (Хлопин, 1989, с. 126–127) [17. Сверчков].

 

По материалам сайта Eupedia  на западе Ирана обнаружен ископаемый субклад   J2b относящийся к VIII тыс. до н.э., представители субклада J2b-M102>M241 стали расселяться из Центральной Азии в Восточную Европу в III тыс. до н.э.[18.Eupedia]. Почти все европейские представители относятся к субкладу J2b-M102>M241>L283, общий предок которого жил около 40 века до н.э. Из них более 99% относятся к субкладу   J2b-M102>M241>L283>Z628,  общий предок которого жил около 25 века до н.э. Представителей субклада J2b>Z628 обнаружили в Индии, Армении и Леванте. Значительное число представителей субкладов  J2b1 и J2b2>L283 обнаружены в Греции и в регионах, которые раньше были частью древнего греческого мира (Иония, Великая Греция)[18.  Eupedia].

 

На территории современной южной Хорватии обнаружен ископаемый субклад J2b2>L283 относящийся к периоду 17-15 веков до н.э.  (Mathieson et al., 2017)[18.  Eupedia].  На основании катакомбного обряда захоронений у скифов мог быть доминирующий субклад J2b>Z628. У современных русских представители субклада J2b-M102 составляют около 0,7%, у украинцев – 1,4%, у поляков - 1,7%, у казанских татар – 2,3% [2. Рожанский.2015.а]. Таким образом, есть основания предполагать, что у скифов доминирующим был субклад   J2b>Z628, но в период 23-17 веков до н.э. предки скифов перешли на индоевропейский язык.В Истории Геродота записано: «Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет» [4. Геродот].

 

Из этого следует, что по преданиям скифов легендарный царь Таргитай жил около  16 века до н.э. По археологическим исследованиям катакомбная культурно-историческая общность начала формироваться в низовьях Днепра около 28 века до н.э. и около 20 века до н.э. сменилась культурой многоваликовой керамики. Культура многоваликовой керамики (бабинская культура) около 18 века до н.э. сменилась срубной и сабатиновской культурами. Из расселения представителей современных субклада, можно предположить, что представители субклада J2b>Z628 входили в союз племён многоваликовой керамики и участвовали в их переселениях на Балканский полуостров. Часть представителей субклада J2b>Z628 остались на территории срубной культуры и затем участвовали в переселениях в Среднюю Азию и Индию.   По антропологическим исследованиям степные скифы ближе всего к племенам срубной культуры, а скифы-кочевники ближе к племенам окуневской культуры на территории современной Тувы в верховьях реки Енисей [1. Козинцев].

 

Из этого следует, что племён царских скифов (сколотов) и скифов лесостепи были разные истории переселений и формирования этноса. Предание о происхождении скифов следует относить к господствующему племени скифов периода первой половины 5 века до н.э. У других  скифских племён, вероятно, была другая история.Сабатиновская археологическая культура располагалась в Северном Причерноморье в период 16-12 веков до н.э., племенной центр находился  районе Южного Буга. По археологическим признакам потомки племён сабатиновской культуры участвовали в формировании чернолесской культуры на территории которой в 5 веке до н.э. находилось племя скифов-пахарей. По мнению археологов, племена сабатиновской культуры участвовали в формировании фракийцев.    

 

Предание о 1000 летней миграции предков скифов не следует понимать как точное летоисчисление. Около 23 века до н.э. началась сильная засуха, в результате которой население покинуло степные районы. В период 21 века до н.э. в степных районах археологами не найдено ни одного захоронения. Затем в 20 веке до н.э. началось увлажнение степных районов и в Северное Причерноморье и Приазовье вернулись племена скотоводов различного этнического происхождения. Можно предположить, что предание о Таргитае и 3 сыновьях отражает формирование в период 19-17 веков до н.э. в Северном Причерноморье союзов племён авхатов, катиаров, траспиев, паралатов. В скифском предании о переселении из района Днепра не сообщается о причинах переселения, возможно это было связано с похолоданием  около 14 века до н.э.

 

О переселениях скифов в течение тысячи лет от исхода из района Днепра до поражения от массагетов ничего не известно. Жившие в Понте (южном берегу Черного моря) эллины рассказали Геродоту другую легенду: находившаяся в Гилее (очевидно, днепровской) полузмея-полудева, властительница земель, родила от Геракла троих сыновей: Агафирса, Гелона и Скифа. Геракл, покидая полузмею, завещал ей свой лук и пояс с тем, чтобы она отдала свое царство тому из сыновей, кто сможет натянуть лук и правильно опоясаться. Выполнить завет отца смог только младший сын, Скиф. «Двое сыновей — Агафирс и Гелон — не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны»(§ 10).

 

Скиф, сын Геракла, стал родоначальником всех скифских царей.Наиболее достоверным Геродот считал третье предание: «11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска.

 

И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу.

 

Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной»[4. Геродот].Все три легенды относятся к разным историческим периодам и, возможно, к разным этносам. Реконструировать древнюю историю скифов можно будет после накопления значительного числа ископаемых гаплотипов.    

 

5.2. Происхождение скифов по археологическим исследованиям.

По археологическим исследованиям в период 25-22 веков до н.э. в Северном Причерноморье доминировала  катакомбная культура. Затем, после прекращения засухи она сменилась бабинской  культурой (многоваликовой керамики) (19-18 век до н.э.), которая сменилась срубной культурой (18-12 век до н.э.). По погребальному обряду и антропологическому типу племена скифов - гелонов можно отнести к потомкам срубной культуры. Следует отметить совпадение значения слова ариа – солнечный и греческое гелиос – солнце.

 

Поскольку у современных греков обнаружено очень высокая численность представителей субклада V>13, который активно разветвлялся в период срубной культуры, то можно предположить, что это не простое совпадение.Смена археологической культуры обычно связана с изменением доминирующей группы племён. Прежние доминирующие племена часто теряют власть, но сохраняются.

 

По археологическим исследованиям часть племён бабинской культуры объединились с племенами срубной культуры и сформировали бережновско-маёвскую срубную культуру. На основании третьей легенды о происхождении скифов, записанной Геродотом, можно предположить, что предки скифов в 8 веке до н.э. находились в Средней Азии в  низовьях рек Сырдарья и Амударья. После поражения от массагетов  скифы, по степям вокруг Каспийского моря переселились в первой половине 7 века до н.э. в район  восточнее среднего течения реки Аракс.

 

Возможно скифы переселились через территорию современного Северного Ирана по древнему торговому пути, которым прошли племена аваров (обров) в 6 веке нашей эры и которые сумели превзойти скифов в масштабе завоеваний. У Геродота приводятся сведения о войне  скифов против киммерийцев. Киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 году до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру».

 

Данные, полученные из анализа архивов  СаргонаII,  Ассархаддона  и  Ашшурбанипала  сводятся к следующему.  В 714 году до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан. Вероятно киммерийцы занимали степи южнее реки Кура и западнее реки Аракс. По письменным источникам царь Урарту Руса I совершил поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.

 

Таким образом, в первой половине 7 века до н.э. разграничивать скифов и киммерийцев могла река Аракс в Закавказье. Следует отметить, что и в настоящее время часть границы между Ираном и Азербайджаном проходит по среднему течению реки Аракс.В Закавказье скифам удалось сформировать союз племён, в который входили предки скифов - гелонов и скифов – агафирсов. Затем скифы завоевали киммерийские земли в Закавказье. Далее скифы разгромили киммерийцев на Северном Кавказе и в Северном Приазовье и Причерноморье.  

 

Закавказье в 7 веке до н.э.

 

В середине  7 века до н.э. скифы создали союз племён от Днестра до Каспийского моря. Во главе многочисленного союза племён около  623 года до н.э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, 28 лет «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза, но в начале 6 века до н. э. были вытеснены оттуда.  В 6 веке до н.э. часть племён из скифского союза поселилась на Дону и в низовьях Волги и стали назваться савроматами.

 

Часть племён поселились в районе Южного Урала, Геродот назвал их другими скифами, независимыми от царских скифов. Следует отметить, что персы в 5 веке до н.э. говорили на древнеиранском языке. Скифский язык лингвисты относят к иранской группе. По мнению некоторых лингвистов, скифский язык выделился из иранской языковой общности около 10 века до н.э. При этом у Геродота ничего не сообщается о близости  языка  персов и скифского языка, следовательно, скифский язык существенно отличался от персидского.  Происхождение скифов у Геродота никак не связывается с ариями-персами.

 

Геродот в Истории отметил близость языков скифов и савроматов, при этом ничего не сообщил о близости языка персов и скифов. Из этого можно предположить, что язык скифов настолько сильно отличался от языка персов, что Геродот не стал исследовать общее происхождение персов (ариев) и скифов. Геродот отмечал, что язык савроматов похож на язык скифов и савроматы произошли от скифов. У некоторых племён савроматов археологами отмечается присутствие элементов матриархата, которых не обнаружено у синдов, ариев, скифов. Из этого следует, что савроматы происходили из неизвестного этноса, но перешли на индоевропейский язык скифской группы.  По археологическим исследованиям антропологический тип савромат был похож на представителей срубной культуры (18-12 век до н.э.).

 

Савроматы появились на Северном Кавказе вместе со скифами и, вероятно, савроматам удалось возглавить много племён – потомков срубной культуры.Ископаемые костные останки срубной культуры показали наличие в основном субкладов R1a>Z93 и R1a>Z93>L2124>Z2123. Эти образцы были взяты из срубных захоронений в Новоселках, Бариновке, Спиридоновке и Уваровке (все – Самарская область), с археологическими датировками 15±3 век до н.э. для первых двух погребений (субклад R1a>Z93), и 17±1,3 век до н.э. для последних двух [13. Клёсов. 2016а].

 

В настоящее время происхождение срубной культуры точно не выяснено. В период с 28 века до н.э. племена субкладов R1a>Z93 и R1a>Z2123 совершали протяженные миграции на восток - запад, север - юг. Археолог В. В. Отрощенко разработал в 1990-х годах концепцию развития срубной культурно-исторической общности от  синташтинской, доно-волжской абашевской, бабинской культур [19. Отрощенко]. По существующим исследованиям племена срубной культуры говорили на языках иранской группы. Из реконструкции В. В. Отрощенко следует, что в 18 веке до н.э. часть племён переселились из юго-западной Сибири в Поволжье и образовали срубную культуру. 

 

Ареалы срубной и андроновской культуры по Д. Авдусину [19. Отрощенко].

 

По археологическим исследованиям в составе бережновско-маёвской срубной культуры были разноэтнические племена. Погребения представлены ингумациями и кремациями. Захоронения по обряду ингумации совершались в прямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Усопшие располагались в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Кремации представлены погребениями в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках. Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречается шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо.

 

Содержание этих знаков пока не расшифровано. В последнее время активно ведется научная дискуссия относительно верхнего хронологического предела срубной культурно-исторической общности. Некоторые исследователи продлевают её время существования вплоть до 9—8 веков до н. э.Тип хозяйства носителей бережновско-маёвской срубной культуры базировался преимущественно на стойловом и отгонном скотоводстве, которое частично дополнялось земледелием. В Днепро-Донецком междуречье обнаружены единичные зёрна культурных злаков, что свидетельствует о наличии пойменного земледелия в хозяйстве племён бережновско-маёвской культуры. Приоритетным являлось разведение крупного рогатого скота, меньший процент в стаде составляли лошади.

 

Важную роль в хозяйстве населения бережновско-маёвской культуры занимало горно-металлургическое производство, которое связано с разработкой Бахмут-Торецкой котловины. Именно в это время образуется Донецкий горно-металлургический центр, представленный Лобойковским очагом металлообработки, расцвет которого приходится именно на время развития бережновско-маёвской культуры. Изменение климатических условий на сухую и прохладную погоду совместно с тотальным перенаселением привело к катастрофическим последствиям.

 

В 12 веке до н.э. в Поволжье резко сокращается численность населения, что по археологическим данным фиксируется в уменьшении количества поселений и их культурной трансформации. Сокращение населения в Поволжье совпадает с периодом массовых переселений, которые историки назвали «Катастрофой бронзового века».По археологическим исследованиям в низовьях Амударьи в 15-9 веках до н.э. жили племена тазабагьябской культуры. Тазабагьябская культура образовалась в результате миграции пришлых племен  андроновской и срубной культур.  Предполагается, что носители этой культуры являлись индоевропейские скотоводы, которые постепенно перешли к поливному земледелию, положив начало земледельческой культуре Хорезма.

 

Тазабагьябская культура сменилась её наследницей амирабадской (9-8 век до н.э.). Группа иранского населения, находившаяся в оазисе с 13 до 8 век до н.э., проживала обособленно в правобережной, обводненной его части. К востоку от амиробадской культуры в низовьях Сырдарьи складывается культура со скотоводческим хозяйством, носители которой были тесно связаны с земледельческими оазисами.Находки, обнаруженные при раскопках курганных захоронений (мавзолей Тагискен) в дельте Сырдарьи, относящиеся к 10-8 векам до н. э., свидетельствуют о начавшемся имущественном расслоении среди населения древнего Хорезма. Они представляют собой курганы — разрушенные временем руины больших мавзолеев, построенных из сырцового кирпича. Мавзолеи были разорены ещё в древности.

 

Уцелело лишь несколько керамических сосудов, золотых украшений и изделий из бронзы.Следы имущественного неравенства видны здесь во всём. Так, в захоронении вождя племени были найдены предметы из золота, медные гвозди с позолоченными головками, золотые серьги. Вместе с вождём были захоронены члены его семьи и слуги. А в могилах рядовых членов рода находились самые простые орудия труда и украшения из меди.Прекращение амирабадской культуры в 8 веке до н.э. совпадает с переселением скифов – сколотов из Средней Азии. Возможно переселение скифов и прекращение амирабадской культуры было связано с нашествием массагетов.Описанный Геродотом обряд захоронения скифских царей археологи обнаружили в районе южной Сибири и Алтая. Можно предположить, что после поражения от массагетов часть родственных скифам племён  переселились в район Южной Сибири и Алтая.

 

Другая часть скифов переселилась в район реки Аракс. Затем эти племена участвовали в войнах скифов в Передней Азии.  Существуют археологические признаки, на основании которых можно предположить, что предки царских скифов в 15-12 веках до н.э. из района около Среднего Днепра переселились в Среднюю Азию, а в 8-7 веках до н.э. вернулись в Северное Причерноморье. Геродот сообщил о племенах донских скифов и независимых скифов на Средней Волге и Каме. Таким образом, племена паралатов соответствуют царским скифам; племена авхатов, вероятно, жили на территории скифов-пахарей, племена катиаров, траспиев на территории скифов-земледельцев и скифов-кочевников. 

 

5.3. Сведения о племенах Великой Скифии в Истории Геродота.

Из фразы Геродота: «Действительно, коренных скифов, собственно говоря, очень мало»[4. Геродот] следует, что каждое царство сколотов (скифов) объединяло множество различных племён. На основе описания войны скифов и персов, можно предположить, что  паралатам (царским скифам) подчинялись племена скифов-кочевников, скифов-пахарей,  скифов-земледельцев, а также племена борисфенитов, гелонов и часть будинов. 

 

В Истории Геродота сообщается: «102. После совещания скифы убедились, что они одни не в состоянии отразить полчища Дария в открытом бою и отправили послов к соседним племенам. Цари последних уже собрались на совет, чтобы обдумать, как им поступить ввиду вторжения такого огромного войска. На совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов».

 

«119. После этого сообщения скифов, прибывшие сюда цари племен стали держать совет. Мнения участников разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров дали скифам такой ответ: “Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам.

 

Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков”»[4. Геродот].

 

Из описания Геродота следует, что в середине войны армия персов переправилась через реку Северский Донец, прошла сквозь земли  савромат междуречья Северского Донца и Дона и вторглась на территорию среднедонских будинов: «123. Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни.

 

Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис.124. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии – около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени. Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию.

 

При внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину завершенные постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад. Царь предполагал, что перед ним находится все скифское войско и что скифы бежали на запад»[4. Геродот].

 

По описанию Геродота часть племени будинов жила в лесах левобережья Среднего Дона. В настоящее время в этом районе сохранился значительный лес. Вероятно там находился племенной центр – город будинов, который сожгли персы. Название будинов похоже на название религии буддизм. Возможно будины происходили из племён синдов, в пользу этого говорит совпадения названий множества рек и озер на Русской равнине и в древнеиндийских преданиях. Вероятно в составе будинов были потомки многих этносов, включая венетов.  Под пустыней следует понимать степи между Доном и Волгой. Истоки Дона, Хопра, Медведицы находятся в лесной зоне, в которой жили племена фиссагетов.  Можно предположить, что под рекой Оар следует представлять самый крупный левый приток Дона - реку Хопер. По Хопру персы Дария могли получать снабжение через Азовское и Черное море. По описанию Геродота из района степей между Доном и Волгой скифы стали отступать на запад через земли меланхленов и андрофагов.

 

По археологическим признаками племена меланхленов жили в районе современного города Воронеж, а племена андрофагов жили в районе реки Сула – левого притока Днепра. Далее скифы пришли к землям агафирсов в районе восточного Прикарпатья. Затем была попытка генерального сражения, но скифы не устояли и побежали от персов. Для оправдания скифы придумали сказку про охоту на зайца. Судя по всему, войско Дария  было измотано двухмесячным походом и отказалось продолжать войну. Дарий был вынужден вернуться к переправе через Дунай. Вопреки мнению Геродота по стратегическим вопросам  для персов поход Дария оказался успешным. Была завоёвана Фракия и проведена успешная акция устрашения скифов. После похода Дария скифы не предпринимали попыток нападения на Персидскую империю. 

 

По археологическим исследованиям в 11-9 веках до н.э.  территорию по Северскому Донцу до города Изюм  заселяли племена бондарихинской культуры. В районе от современного города Лисичанск в 8 веке до н.э. был восточный центр племён чернолесской культуры.  В скифский период 8-2 веков до н.э. в верховьях Северского Донца жили племена донецкой лесостепной культуры.  По описанию Геродота территорию лесостепи от Среднего Днепра до Дона занимали племена борисфенитов, гелонов, будинов, меланхленов.  Севернее  жили племена андрофагов, невров и будинов [4. Геродот].

 

В Северном Причерноморье  в степях между Днепром и Северским Донцом жили племена царских скифов и скифов - кочевников. В Истории Геродота отмечается распространение скифского языка, но  нет сведений о языках племён невров, борисфенитов, андрофагов и будинов. Можно предположить, что древние греки эти племена выделяли по языковому принципу. Следует отметить, что по описанию Геродота племена невров не входили в состав Великой Скифии и были независимыми, а племена борисфенитов были частью Великой Скифии и подчинялись царским скифам. 

 

Археологические культуры скифского типа [3. Рыбаков].

 

В книге «Геродотова Скифия. Историко-географический анализ» Б.А.Рыбаков отметил: «К скифским (в общем смысле) на карте Тереножкина и Ильинской отнесены следующие условные археологические группы: степная (на карте I), киевская (II), восточноподольская (III), западноподольская (IV), ворсклинская (VI), посульская (VII), северско-донецкая (VIII), воронежская (XV). Пограничье скифского мира на западе составляют: волынская группа по Случи и Горыни (V), высоцкая на Львовщине (XIV) и молдавская (IX) [20. Тереножкiн]»[3. Рыбаков]. 

 

По археологическим исследованиям описание Геродота племён борисфенитов несколько отличается от расположения археологических памятников. По археологическим исследованиям к племенам борисфенитов следует отнести киевскую культуру (II), к племенам гелонов и скифских будинов ворсклинскую (VI) и  северско-донецкую (VIII) археологические культуры. 

 

Сопоставление археологических культур и племён по Геродоту

 

Восточнее Днепра наблюдаются некоторые несовпадения археологических культур и описания Геродота. У Геродота племя андрофагов живёт севернее борисфенитов, за пустыней. Название андрофаги с греческого переводится как людоеды.  По археологическим исследованиям следы людоедства в раннем железном веке обнаружены в среднем течении реки Сула на территории современного Роменского района Сумской области Украины. При раскопках В. А. Ильинской на Басовском городище на разных глубинах в культурном слое были найдены многочисленные разрозненные кости людей. На некоторых костях имеются следы насильственного умерщвления [21. Шрамко.1962].

 

В районе Басовского городища обнаружены археологические следы киммерийских племён [22. Шрамко. 1972]. По существующим исследованиям ничего  определенного об андрофагах неизвестно. В Географии Страбона есть следующее упоминания о людоедстве: «Эфор, в IV книге своей «Истории» под заглавием «Европа» описав Европу вплоть до Скифии, говорит под конец, что образ жизни савроматов и прочих скифов не одинаков, потому что одни нас только жестоки, что пожирают людей, другие же, напротив, воздерживаются даже от употребления в пищу всех прочих животных»[23. Страбон]. Эфор Кимский  — известный древнегреческий историк.

 

Родом из  Эолийской Кимы. Жил приблизительно в 405-330 годы до н.э.,  IV книги Эфора «Εὐρώπη» не сохранилось.По археологическим исследованиям археологические следы людоедства обнаружены в Центральной Европе на территории культуры линейно - ленточной керамики (55-40 век до н.э.), на территории трипольской культуры (46-29 век до н.э.). Ритуальное людоедство практиковалось у британских кельтов в 1 веке нашей эры.  Любопытны сведения из  Повести временных лет: «Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы»[24. ПВЛ. Лихачев].

 

Возможно андрофаги унаследовали традиции древних синдов (индов) трипольской культуры.По Геродоту племена в верховьях Сулы относились к будинам. В 7 – 3 веках до н.э. в районе средней Сулы у  села Басовка было крупное городище скифского типа. По археологическим исследованиям Басовское городище было центром посульской культуры. Недалеко от басовского городища обнаружено самое крупное скопление (более 1,5 тысяч курганов) скифских курганов лесостепного региона, включая самые крупные до 20 метров высотой. О племенах посульской культуры ничего не известно.

 

Других археологических следов людоедства на территории современных Украины, Белоруссии и Центральной России не обнаружено. Для исследования происхождения славян сведения Геродота особенно ценны. Напомним, что по материалам ДНК-генеалогии у нас нет оснований считать, что в середине I тыс. до н.э. племена славян были многочисленными и заселяли значительную территорию. Вероятно племена славян занимали часть территории киевской культуры (II).

 

Для обоснования этого важно представлять племена окружающих территорию древних славян. Такого подробного письменного источника для середины I тыс. до н.э. нет по истории предков германцев, французов, испанцев и прочих современных европейцев Центральной и Северной Европы.  По Геродоту племена меланхленов жили севернее царских скифов. В этом районе находилась оседлая северско-донская археологическая культура и воронежская культура кочевников.

 

По описанию Геродота меланхлены были похожи на скифов по образу жизни, следовательно, были кочевниками. Можно предположить, что меланхлены (савары) до прихода царских скифов жили по Северскому Донцу на территории бондарихинской археологической культуры. После прихода царских скифов переселились в район воронежской и среднедонской  археологических культур.По описанию Геродота земли на 100 км восточнее Среднего Днепра (3 дня пути) от низовьев реки Сула до низовьев Десны занимали племена земледельцев борисфенитов. Однако по археологическим исследованиям в скифский период в этом районе следов земледельцев не обнаружено. Можно предположить, что племена борисфенитов жили на правом берегу, в левобережье были временные летние поселения.  На юго-востоке племена скифов-земледельцев  соседствовали с племенами будинов и гелонов.

 

Геродот сам объединил эти два разных народа и предупредил читателя, что эллины путают их и называют ошибочной тех и других общим именем гелонов. Сопряженность судеб будинов и гелонов требует совместного рассмотрения их географического размещения. Геродот сообщил (§10) об этих народах много сведений: «Сыновьями Геракла и девы-змеи были Агафирс, Гелон и младший — Скиф. Когда царство досталось Скифу, «Агафирс и Гелон были изгнаны матерью из этой страны», под которой, очевидно, следует подразумевать «Исконную Скифию» от Истра до Каркинитиды»[4. Геродот].

 

Возможно легенда описывает древнюю миграцию племён агафирсов и гелонов из Северного Причерноморья в период 17-12 веков до н.э.Записанная Геродотом легенда понтийских греков о происхождении агафирсов, гелонов и скифов, дает основания считать гелонов племенем, близкородственным самим скифам. Вероятно  в период 12-7 веков до н.э. племена агафирсов и гелонов поддерживали торговые отношения с понтийскими греками.  Понтийские греки жили на южном берегу Черного Моря. В настоящее время не определено время появления греков на южном берегу Черного моря.

 

Предполагают, что греки стали заселять южное побережье Черного моря в первой половине I тыс. до н.э. Первой засвидетельствованной греческой колонией был Синоп, основанный на северных берегах древней Анатолии приблизительно в 800 году до н. э. Поселенцы Синопа были торговцами от Ионийского греческого города-государства Милета.   

 

Согласно Евсевию, город под названием Трапезус был основан на территории  Колхиды  выходцами из Синопа в 756 году до н. э. Портовый город являлся самой восточной греческой колонией на черноморском берегу Малой Азии и играл важную роль в торговле с анатолийскими государствами, в первую очередь с Урарту [25. Сапрыкин].

 

Города греческого Понта

 

Понт — древнегреческое название для северо-восточной области Малой Азии. В разное время границы Понта изменялись: первоначально он занимал узкую полосу от мыса Язония до реки Галис.  Население Понта было смешанное: сюда относились племена тибаренов,  моссинеков,  маров, дрилов,  колхов, макронов,  бехиров,  левкосирийцев,  халибов,  саннов, таохов,  саспиров. Во время могущества Персидской Империи все эти народности первоначально управлялись собственными князьями, состоявшими в вассальных отношениях к персидскому царю [25. Сапрыкин].

 

Дарий I сделал из Понта сатрапию, отдав её в наследственное управление персу Артабазу (502 год до н. э.). Первым, принявшим титул царя, был Ариобарзан I, от которого идёт династия понтийских царей; независимое понтийское царство начинается лишь с Митридата I (с конца IV века до н. э.), который получил прозвище «Ктист» (др.-греч. Κτίστής), что означает «основатель» [25. Сапрыкин].

 

Поскольку племена гелонов и агафирсов переселились в Северное Причерноморье в середине 7 века до н.э., то до переселения они жили в районе юго-восточных притоков и в районе  среднего течения реки Аракс. Следует отметить совпадение названия гелонов и племени гелы на юго-западе Каспийского моря, от которых произошло название иранской провинции Гилян. Вероятно понтийские греки поддерживали торговые отношения с племенами гелонов и агафирсов и вследствие этого сохранили легенду о происхождении агафирсов, гелонов и скифов.  

 

Относительно агафирсов мы знаем, что они оказались на северо-западе от основной Скифии. На схеме археологических культур середины I тыс. до н.э. племя агафирсов соответствует  молдавской (IX) культуре. Следует отметить, что на территории молдавской культуры был распространён обряд кремации покойников. На основе обряда кремации, можно предположить, что агафирсы были потомками племени бхригу (брегов) с доминирующим субкладом R1a>Z93>L657. Следует отметить, что племена агафирсов и гелонов в  7 веке до н.э. входили союз скифов в восточном Закавказье. Следовательно в период от 12  до 7 веков до  н.э. племена агафирсов и гелонов мигрировали в неизвестных районах на Балканах, в Малой Азии и Закавказье.О племенах савроматов, невров, будинов и городе Гелон  Геродот сообщил: «…Савроматы занимают пространство в 15 дней пути, начиная от угла Меотиды по направлению к северу.

 

Вся эта страна лишена диких и садовых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разных пород» (§ 21)[4. Геродот].Под вторым наделом будинов можно предположить племена земледельцев живших в лесах левобережья Среднего Дона. О племенах будинов   Геродот сообщил: Невры «были вынуждены покинуть родину и поселились среди будинов». Это произошло в середине VI в. (§ 105).«Будины — народ многолюдный; у них у всех светло-голубые глаза и рыжие волосы. В земле их находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная.

 

Будины, невры, гелоны (археологические культуры)[3. Рыбаков].

 

Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые два (три?) года там справляют празднество в честь Диониса» (§ 108)[4. Геродот].

 

Повторим, геродотовский Гелон давно уже отождествили с грандиозным Вельским городищем на Ворскле в 35 км выше Полтавы [26. Шрамко.1975]. Во всей Скифии и окрестных землях Геродот называет только один город — Гелон. Это не удивительно, т.к. «Вельское городище 7 — 3 веков до н.э. является самым большим в Восточной Европе городищем скифского времени»[ 27. Гумилёв].

 

Площадь городища — 4000 га; Вельское городище лишь немного уступало площади Москвы начала 20 века. Указанные Геродотом размеры соответствуют не столько сохранившимся до наших дней валам, сколько следам древних рвов, хорошо заметным на плане. 30 стадий Геродота равны 5320 м. Северная стена первоначального Гелона равна 5300 м, а восточная — 5500 м. Совпадение полное [3. Рыбаков].К южной оконечности Вельского городища примыкает старинный русский город Глинск, упоминаемый в списке городов 14 века. Корневые согласные (ГЛН) одинаковы с Гелоном (ГЛН).

 

Возможно, что имя древнего города сохранилось вплоть до средневековья и современности [3. Рыбаков].При локализации будинов и гелонов город Гелон будет служить нам важным ориентиром. Далее Геродот сообщил: § 108 (продолж.) «Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов иной язык, чем у гелонов; образ жизни их тоже иной»[4. Геродот].

 

«Будины — коренные жители этой страны, они ведут кочевой образ жизни. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством, употребляют в пищу хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя это и неправильно.Вся земля их покрыта густым лесом разных пород. В обширнейшем из лесов находится большое озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдр, бобров и других животных с четырехугольной мордой» (§ 109)[4. Геродот].

 

На основании сопоставления основных субкладов современных греков, и исследования других исторических признаков я предположил, что у племени эллинов был доминирующий субклад E>V13. Напомним, что по расчётам И.Л. Рожанского у современных русских представители субклада  E>V13 составляют около 4,6%, у украинцев – 5.5%, белорусов – 4.5%, поляков – 2.6%, литовцев и латышей – 1.9%, казанских татар – 3.1% [2. Рожанский. 2015].

 

Вероятно часть указанных представителей субклада  E>V13 являются потомками гелонов. Часть гелонов, после разгрома сарматами в начале 3 века до н.э. Великой Скифии, переселились в район Дуная и вошли в этнос славян. Вероятно в состав славян вошли часть потомков эллинов – жителей Гелона представители субкладов  E>V13>CTS5856>L540 и E>V13>CTS5856> Z5018>S2979>Z16659>L241>Z3870. Субклад E>V13>CTS5856>L540 появился  около 22 века до н.э., стал последовательно разветвляться около 1 и 2 века нашей эры. Современные представители обнаружены в России, Польше, Чехии, Германии, Скандинавии. Субклад E>V13>CTS5856> Z5018>S2979>Z16659>L241 появился около 22 века до н.э. и стал разветвляться около 12 века до н.э. субклад  E>V13>Z5018>S2979> Z16659>L241>Z3870 появился  около 12 века до н.э., стал разветвляться около 3 века до н.э. и 7 века нашей эры. Представители этого субклада обнаружены в Украине (ветвь 3 века до н.э.) и Великобритании (ветвь 7 века) [27. YFull YTree ]. 

 

По археологическим исследованиям лесные будины занимались примитивным подсечным земледелием, требовавшим постоянных перемещений [3. Рыбаков]. Из описания Геродота следует, что часть племён будинов входило в состав Скифии, а северная и среднедонская часть будинов оставалась независимой. После исследования всех признаков Б.А.Рыбаков обосновал, что будины соответствуют  юхновской культуре, гелоны соответствуют скифской культуре Левобережья. Археологически определяемые невры-милоградцы действительно вселились в землю соседних будинов-юхновцев. Весь бассейн реки Снови севернее Чернигова является смешанной зоной милоградско-юхновской, т.е. невро-будинской. 

 

Юхновская культура, тоже тщательно исследованная О.Н. Мельниковской, расположена целиком в лесной зоне. Больше того, ее юго-восточная и восточная границы идут строго по кромке лесной зоны. Прав Геродот и в отношении «разнообразных пород леса»: на территории юхновской культуры (бассейн Десны, Сейма и верхней Оки) росли дубравы, лиственно-хвойные леса и значительные массивы сосновых боров. Сосновые леса занимали на территории юхновцев около 12000 кв. км. В деснинском Полесье водились и выдры и бобры. Таким образом, природа, окружавшая юхновцев, полностью сходна с природой земли геродотовских будинов [3. Рыбаков].

 

5.4. Происхождение гелонов.

Для реконструкции происхождения союза племён русин большой интерес представляет реконструкция происхождения племени скифов - гелонов. До прихода скифов – гелонов в верховьях Северского Донца жили племена марьяновско-бондарихинской культуры. Племена этой культуры занимали территорию  Посеймья, верхнего течения Северского Донца и течение левых притоков Днепра. О связях бондарихинской культуры с юхновской исследователи пишут: «Дальнейшее развитие традиций марьяновско-бондарихинской культуры можно видеть в юхновской культуре на Десне и в курском Посеймье.

 

Очевидно, бондарихинское население было вытеснено пришлыми сильными и воинственными скифскими племенами в районы левобережного Полесья — на Сейм и Десну. Не позднее середины 6 века до н.э. вся левобережная лесостепь вплоть до бассейна Сейма на севере становится ареалом распространения скифской культуры посульско-донецкого типа [3. Рыбаков]. По археологическим признакам керамика в районе верховьев Северского Донца соответствовала керамике из районов рек Пела и Сула [21. Шрамко. 1962]. 

 

Гелоны, будины и бондарихинская культура [3. Рыбаков]

 

Марьяновская культура возникла в результате развития культуры ямочно-гребенчатой керамики (42-20 век до н.э.). Племена марьяновской культуры (17-12 век до н.э.) жили между Средним Днепром и Доном, хоронили покойников по обряду ингумации, в деревянных гробах в положении вытянуто на спине.

 

В результате миграции племён из Среднего Поволжья марьяновская культура сменилась бондарихинской культурой. Из  сообщения Геродота следует, что будины были потомками племён марьяновской культуры. На основании последовательности смен археологических культур, можно предположить, что будины были потомками древних жителей Русской Равнины, у них были распространены субклады  I1, I2, R1a.

 

Благодаря захоронениям по обряду ингумации в будущем можно будет определить ископаемые гаплотипы будинов. Племена бондарихинской культуры (11-9 век до н.э.) происходили из разных районов современной Центральной России.  У племён бондарихинской культуры был распространён обряд кремации и захоронения останков в урнах и небольших ямках. Часть покойников хоронилась по обряду ингумации в курганах. Вероятно часть племен бондарихинской культуры вошли в состав геродотовских меленхленов и поселились на Дону в районе современного города Воронеж. Другая часть бондарихинцев вошла в состав геродотовских будинов. Захоронение по обряду кремации в урнах было характерно для племён славян ветви R1a>Z280 и племён бхригу субклада R1a>Z94>L657.   

 

После подробных исследований археологи пришли к выводу, что бондарихинская культура не могла послужить генетической основой памятников скифского типа на всей этой территории ни в ее ворсклинском, ни в посульско-донецком варианте»[28. Березанська]. «Скифские племена, — отмечает В.А. Ильинская, — появились в посульско-донецкой лесостепи сразу же после окончания переднеазиатских походов скифов. Они принесли с собою скифскую культуру келермесского типа»[29. Ильинская].

 

Келермесские курганы — археологические памятники, курганы, расположенные неподалёку от станицы Келермесская в Гиагинском районе Адыгеи (Краснодарский край), в которых обнаружены богатые погребения, датируемые 7 и 6 веков до н. э. Станица Келермесская расположена в 25 км. севернее города Майкоп на западе Северного Кавказа. В 1903 г. близ станицы Келермесской (Гиагинский район) некто Д.Г.Шульц, именовавший себя «горным техником (практиком)», хищнически раскопал четыре кургана с богатейшими погребениями. Часть вещей он отослал в Петербург, в Археологическую комиссию, а часть переплавил и продал.

 

Из первого кургана происходят железный короткий меч скифского типа в золотых ножнах и парадная секира с золотой обкладкой рукоятки и частично самого топорика. 

 

Деталь обкладки нижней части рукоятки и верхней части ножен меча. Келермесскии курган № 1, 1903. Эрмитаж.

 

Происхождение художественных традиций на предметах, найденных в келермесских курганах, подробно исследовано в книге В.В. Пиотровского «Ванское царство (Урарту)»: «Золотые ножны короткого скифского меча — акинака, украшены изображениями в древневосточном стиле. На ножнах — фантастические существа с туловищами быков и львов, с крыльями в виде рыб, с головами львов, баранов, быков и грифонов. Некоторые из них (фигуры с головами львов и грифонов) держат натянутые луки со стрелами, готовыми к спуску.

 

В верхней части ножен имеется изображение священных деревьев, около которых стоят две крылатые человеческие фигуры. Подобная же сцена и на рукоятке клинка. На боковом выступе ножен помещено изображение оленя, выполненное в скифском стиле, и стилизованные головы птиц по краю» [30. Пиотровский. (Стр. 248)].

 

В книге В.В. Пиотровского сообщается: «Этот выдающийся образец скифского искусства, отражающий древневосточные влияния, не уникален. Гораздо раньше, еще в 1763 г., на Украине, в Херсонской губернии, были найдены поступившие в Кунсткамеру вещи, ставшие известными под названием Мельгуновского клада (Литой курган), среди которых находятся ножны меча, очень похожие на келермесские и отличающиеся от них лишь в деталях декора. На мельгуновских ножнах среди фантастических существ, которые держат луки, есть существа с головами людей. Рукоятка акинака из Мельгуновского клада отличается от келермесского также тем, что в нижней ее части вместо изображения священных деревьев помещены две фигуры лежащих козлов» [30. Пиотровский. (Стр. 248)].

 

«Наиболее близкие аналогии к изображениям на ножнах этих двух акинаков имеются в Закавказье. В 1904 г. близ сел. Закимб Ольтинского округа Карсской области с другими вещами, составляющими, по-видимому, клад, был найден пояс из листовой бронзы, украшенный рисунками, среди которых имеются стилизованное дерево жизни, фигуры крылатых коней, львов и быка, изображение человека с луком и отдельные головы львов и человека. При публикации этого клада в «Отчете Археологической комиссии» было указано, что «вещи примечательны по близкому отношению изображений на поясе к фигурам Мельгуновского клада; они могут быть относимы приблизительно к 6 веку до Рождества Христова или к несколько более раннему времени»(73)»[30. Пиотровский. (Стр. 249)].

 

«Подобный же пояс известен нам теперь с территории Армении, где в 1930 г. при раскопках  у села Анипемза Комитетом охраны древностей Армении в одной из могил (№ 6) был обнаружен обломок пояса из листовой бронзы с рисунками, очень близкими к рисункам на поясе, найденном у сел. Заким. Тут мы видим сильно стилизованное дерево жизни, фигуры бегущих быков, львов, и птицы, а также изображение фантастического существа с туловищем птицы и человеческими головой и ногами (71)»[30. Пиотровский. (Стр. 249)].

 

В 2013 году на холме Кармир Блур (Красный холм) расположенном на западе города Ереван обнаружены гробницы членов высшего сословия урартского государства.

 

Примечательно, что над землей не было никаких признаков, указывающих на захоронения. Раскопано порядка 500 гробниц, в каждой из которых захоронено как минимум 2 человека. Благодаря раскопкам, порядка 1000 извлеченных предметов – артефакты и скелеты – смогут дать ответ на многие вопросы, стоящие перед исследователями. Гробницы имеют вид комнаты, заполнены землей, а сверху покрыты огромными булыжниками и замазаны известью. Колени обнаруженных скелетов согнуты: женщины лежат на левом боку, мужчины – на правом. Вместе с ними захоронена также и прислуга, скелеты которых были расчленены на несколько частей. Результаты исследований захоронений пока не опубликованы. Положение скелетов характерно для захоронений среднеднепровской (32-23 век до н.э.) и фатьяновской (28-18 век до н.э.) археологических культур. 

 

Фрагмент бронзового шлема периода царя Урарту Сардури II, на котором изображён популярный среди древних обществ мотив «Дерева жизни». (Шлем был обнаружен при раскопках крепости Тейшебаини на холме Кармир Блур)

 

В книге В.В. Пиотровского «Ванское царство (Урарту)» сообщается: «Следует заметить, что в различных районах Передней Азии священные деревья изображались по-разному. Из всех древневосточных изображений священного дерева наиболее близкими к сохранившимся на разбираемых скифских памятниках (келермесского типа) оказываются рисунки священных деревьев на оттисках урартских печатей, обнаруженных при раскопках на Топрах-кале. На одном оттиске, опубликованном Леман-Гауптом, имеется изображение дерева со стоящей около него крылатой зооморфной фигурой (77).

 

На урартских печатях встречаются также и более стилизованные деревья жизни. Следует напомнить, что священные деревья нам известны в росписях одного из помещений цитадели Эребуни (Еревана), где они составляют орнаментальный фриз, и на шлемах Аргишти I и Сардури II. Лобная часть шлемов украшена изображениями одиннадцати деревьев со стоящими по их сторонам богами» [30. Пиотровский. (Стр. 251)].

 

«Следует предположить, что эти интереснейшие скифские памятники (келермесского типа) или делались скифами под влиянием образцов урартского (или вообще древневосточного) искусства, или же изготовлялись для скифов в кавказских районах, где урартская культура была еще жива. Мельгуновские и келермесские ножны не единственная находка такого рода; в раннескифских курганах Северного Кавказа встречается ряд предметов, главным образом из драгоценного металла, которые считаются переднеазиатскими.

 

Таков, например, серебряный сосуд с орнаментом в виде лотосов и с рядом идущих сфинксов, купленный в 1907 г. в Майкопе (83), или же золотая чаша с изображением животных, найденная в 1903 г. в одном из курганов у станицы Келермесской (8) на связи которой с древневосточным искусством уже неоднократно указывалось» [30. Пиотровский. (Стр. 252)].

 

В книге В.В. Пиотровского «Ванское царство (Урарту)» сообщается о присутствии в искусстве Урарту и закавказских скифов древнегреческих (ионийских) традиций, которые свидетельствуют о возможном присутствии племён древних греков на территории Урарту: «В захоронениях были обнаружены и другие предметы, несомненно ионийского происхождения или же изготовленные под ионийским влиянием, такие, как зеркало, обтянутое листовым золотом, и серебряный ритон с изображением богини-матери, владычицы зверей. Мы знаем, что урартские бронзовые изделия, например бронзовые крылатые человеческие фигурки, служившие украшением верхних частей котлов, были найдены в архаических греческих храмах (85)»[30. Пиотровский. (Стр. 252)].

 

На основе археологических исследований, можно предположить, что племена скифов – гелонов сформировались из нескольких племён в ходе войны скифов против Ассирии. Для войны против Ассирии скифы привлекли много союзников из Урарту, Северной Сирии, Закавказья. Вероятно в составе союзников скифов выступили племена разных этносов. Затем сформировались группы племён, от которых произошли скифы - агафирсы и скифы-гелоны. Вероятно в состав группы скифов - гелонов вошли эллины (греки) и многие другие племена.

 

В вавилонских источниках говорится об участии скифов и мелких кочевых отрядов в разгроме Ассирийского царства. В 1923 г. была опубликована клинописная табличка Британского музея, содержащая описание событий с десятого по семнадцатый год правления вавилонского царя Набупаласара, т. е. с 616 по 609 г. [30. Пиотровский. (Стр. 236)].

 

В книге В.В. Пиотровского сообщается: «Согласно вавилонской хронике, в 614 г. мидийские войска Киаксара осадили ассирийские столицы Ниневию и Ашур. Ниневия выдержала осаду, но Ашур был взят мидийцами (ариями) и разрушен, на его развалинах произошла встреча Набупаласара с Киаксаром, в результате которой был заключен военный союз. В 612 г. к этому союзу присоединились умман манда, среди которых, по мнению Гэдда, издавшего текст хроники, были не только скифы, но и другие мелкие племена, освободившиеся из-под ассирийского ига. Летом того же года союзные войска осадили Ниневию.

 

Произошли три битвы, и Ниневия пала. Геродот (I, 103), описывая осаду Ниневии мидийцами, рассказывает, что под стенами Ниневии появилось большое скифское войско под предводительством Мадия» [30. Пиотровский. (Стр. 236)].

 

«В одном и том же тексте мидийское войско называется двумя разными терминами. Вероятно  отдельно  описывалось войско мидийцев (ариев), а под   термином умман манда обозначались объединенные силы мидийцев и кочевников под общим начальством Киаксара»[ 30. Пиотровский. (Стр. 237)].

 

«Древневосточные термины обычно живут очень долго, становясь архаичными. Так, термин умман манда перестал означать лишь отряды племен манда и употреблялся для обозначения отрядов кочевников, в том числе и скифов. Вавилонские тексты особенно отличаются архаичностью этнонимики и топонимики. Так, в вавилонском тексте Бехистунской надписи Дария I (VI в.) саки - скифы называются гимирри, т. е. киммерийцами, а страна Армина — Урашту, т. е. Урарту»[30. Пиотровский. (Стр. 237)].

 

Вернёмся к келермесским курганам. Обряд погребения по раскопкам Шульца установить невозможно. Этот пробел восполняют раскопки Н.И.Веселовского двух курганов в 1904 г. в юрте станицы Келермесской (близ бывшего хутора Церковного), по времени и культуре идентичных раскопанным Шульцем. Оба кургана оказались ограбленными, но сохранились конские захоронения с бронзовым убором, а также отдельные предметы, брошенные грабителями.

 

В обоих курганах устройство могилы было тождественным. Вырывалась большая квадратная яма (в первом кургане 10,70 X 10,65 м, во втором 8,5 X 8,5 м), опускавшаяся в материк более чем на 2 м. По южной и западной сторонам делались уступы, на которые помещались убитые лошади. В первом кургане по дну могилы прослеживались двадцать углублений от деревянных столбов, которыми могила делилась на три равные части. Столбы служили для поддержания деревянного настила крыши.

 

Во втором кургане пять столбов шли вдоль западной стенки могилы и один стоял в центре. Исследователи предполагают, что крыша над могилой была в виде бревенчатого шатра. Известно, что скифы в 7 веке до н.э., совершая походы через Закавказье в Переднюю Азию, проходили по степям Предкавказья, а в начале 6 века до н.э. по возвращении в Северное Причерноморье снова шли по этому пути. Ко времени возвращения скифов и относятся богатые курганы Закубанья. В Келермесских курганах найдены предметы переднеазиатского и закавказского происхождения, привезенные скифами при возвращении из Передней Азии.

 

Последние раскопки в Ставропольском крае привели к обнаружению богатых скифских погребений с золотыми предметами переднеазиатского происхождения, очень близких келермесским. В составе погребального инвентаря много общескифских черт - в оружии, конском уборе, украшенных в скифском зверином стиле, и в первую очередь в таких замечательных произведениях скифского искусства, как золотые нащитные бляхи в виде пантеры из Келермеса и оленя из Костромского кургана.

 

Близок и погребальный обряд Келермесских курганов одновременным курганам Степной Скифии.Вероятно  в составе агафирсов  и гелонов  были потомки разных племён археологической культуры многоваликовой (бабинской) археологической культуры (19-17 век до н.э.), срубной культуры (18-12 до н.э.) и фатьяновской культуры (28-18 век до н.э.). Вероятно в разное время предки агафирсов и гелонов переселились в Малую Азию и в район Ближнего Востока. 

 

По антропологическим исследованиям черепа лесостепных скифов наиболее близки к захоронениям срубной культуры и заметно отличаются от черепов степных скифов. У степных скифов черепа наиболее близки к захоронениям окуневской культуры Тувы [31. Козинцев]. Таким образом, по антропологическим характеристикам царские скифы сформировались с участием  кочевников окуневской культуры, а скифы – гелоны и скифы  авхаты сохранили антропологический тип срубной культуры. Вероятно у скифов – агафирсов был распространён обряд кремации, поэтому нет сведений об их антропологическом типе.     

 

В 7 веке до н.э. гелоны вошли в союз племён, который возглавили скифы-сколоты и переселились из Закавказья на Северный Кавказ. Часть гелонов осталось на Северном Кавказе, часть переселились в междуречье Среднего Днепра и верховьев Северского Донца. Интересный след в определении происхождении скифов – гелонов представляют греки города Гелон в левобережье Среднего Днепра. Во времена Геродота все греки имели определённое гражданство, буквально были горожанами определённого города метрополии или города колонии.

 

Из текста Геродота следует, что метрополией был город Гелон, а из какого города произошли греки города Гелон Геродот не выяснил. Геродот хорошо знал и описал историю каждого города Греции и Малой Азии, но не смог определить происхождение греков Гелона. Геродот посетил все греческие регионы, но ни в одном из них не сообщили о происхождении греков Гелона из какого либо греческого региона. На основании археологических исследований Литого и Келермесского курганов, можно предположить, что греки города Гелон происходили от греков  из района современной северной Сирии.

 

Следует отметить, что название племени гелонов совпадает с древнегреческим названием пролива Дарданеллы и Мраморного моря – Геллеспонт. Современная Сирия называется аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя. Древние греки название Сирии определяли от названия Ассирии (от города Ашшур).

 

Современное название Сирии ближе к имени индуистского бога солнца Сурья. Из названия современной Сирии можно предположить существование племени сурья. Греческий перевод названия племени сурья будет гелоны. Геродот в Истории упоминал племя белых сирийцев (левкосиров) в Каппадокии и обычных сирийцев. Возможно белые сирийцы переселились из Восточной Европы и их племенное название (сурьи) было похоже на название ассирийцев. Таким образом, можно предположить, что племена гелонов жили в Восточной Анатолии или Северной Сирии. Возможно греки города Гелона происходят  из греческих факторий в городах северной Сирии. В район северной Сирии греки переселились в период 12-10 веков до н.э. в составе «народов моря» и в период 9-8 веков до н.э. в качестве  торговых агентов.

 

В период Персидской империи в северной Сирии самостоятельных греческих городов уже не сохранилось. После поражения в Греции персы ликвидировали все греческие фактории на Ближнем Востоке. В Ассирии и Урарту часто переселяли завоеванные народы с востока на запад и наоборот, поэтому племена греков и других этносов могли быть переселены на север и восток в Урарту и в Ассирии. Затем, в период ослабления Ассирии и Урарту дружины греков и других племён могли войти в союз скифов.    

 

Племена гела известны в составе Кавказской Албании и на юго-западном побережье Каспийского моря. В Географии Срабона сообщается: «V.1. Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки. Феофан, который сопровождал Помпея в походе и посетил страну албанцев, рассказывает, что скифские племена гелов и легов живут между амазонками и албанцами и что в этой стране протекает река Мермадалида посредине между этими племенами и амазонками…VII.1. ..На этом склоне гор от моря вплоть до самых вершин обитает на небольшом пространстве часть албанцев и армян, однако бо́льшую часть склона занимают гелы, кадусии, амарды, витии и анариаки»[23. Страбон. Стр.504].

 

В Повести Временных лет есть следующий фрагмент: «Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими»[24.ПВЛ. Лихачев].

 

Племена амазонок известны в Малой Азии. Участие женщин в войнах было принято у племён сармат.У дорийцев, обитавших до миграции в Пелопоннес на севере Балкан, одна из двух основных (первоначальных) фил именовалась Гиллеи. На острове Сицилия в 689 году до н.э. колонистами с Родоса и Крита, вместе с другими дорийцами, был основан город Гела, современный Джела. Усилившись при тиране Клеандре, город Гела — при брате его Гиппократе — покорил почти всю восточную половину Сицилии. Преемник Гиппократа — Гелон — был выбран тираном Сиракуз, а управление Гелой поручил брату своему Гиерону, а затем власть перешла к другому его брату Полизалу; половина жителей Гелы была переселена Гелоном в Сиракузы, и значение города сильно упало. После смерти Гиерона  город Гела вновь сделалась самостоятельной [32. Словарь Брокгауза].

 

Возможно ассирийцы завоевали город в котором жили предки греков города Гелон и переселили их в неизвестный  район. Затем предки греков Гелона вошли в скифский союз и участвовали в разгроме Ассирии и затем в составе скифов – гелонов переселились на Северный Кавказ и далее на левобережье Среднего Днепра. О потомках греков города Гелон нам ничего не известно. Археологическими исследованиями и историческим анализом выявляется достаточно много сведений о народах, живших на территории Великой Скифии. Из всех племён только группа племён борисфенитов на территории киевской археологической культуры (6-3 век до н.э.) подходит к истории дунайских славян, описанной в Повести временных лет.

 

По материалам ДНК-генеалогии выявляется около 10 патриархов, живших во 2 веке до н.э., потомки которых составляют современных славян. Из этого следует, что славяне  до 3 века до н.э. обладали незначительной численностью и  жили на небольшой территории. Значительное увеличение численности славян и расселение от Вислы до Днепра произошло на территории пшеворской и зарубинецкой археологических культур. Поэтому основные доказательства истории формирования славянского этноса и распространения славянского языка в Восточной Европе можно будет определить при исследовании истории племён лехов пшеворской культуры, полян и дреговичей зарубинецкой культуры. 

 

Следует отметить, что начиная с 1 века до нашей эры, отдельные союзы племён славян возглавляли князья из ассимилированных славянами родов. Потомки конунга Вилькина, жившего в конце 1 века до н.э., и племени велетов  субклада R1a>M458 стали доминирующим у современных поляков и чехов. Потомки князя Владимира субклада R1a>Y2910, жившего в 2 веке нашей эры у современных русских составляют более 10%. Потомки патриарха Крива, жившего в 3-4 веках нашей эры  и племени кривичей субклада R1a>Z92 у современных русских составляют более 10%.

 

Потомки фриза Аттилы субклада I2a>L621, жившего в первой половине 2 века,  стали доминирующими у современных  балканских славян и украинцев.  О конунгах Вилькине, фризе Аттиле и руске Вальдемаре (Владимире) сохранились предания в Вилькина-саге. При сопоставлении материалов ДНК-генеалогии, археологических исследований, исторических сведений и древних преданий по истории вхождения в славянский этнос потомков Вилькина, Аттилы, Владимира и Крива, начиная со 2 века до н.э., можно доказательно реконструировать историю славян. В последующих главах будут выявляться и систематизироваться доказательства истории формирования племён славян и русин. 

 

Главным признаком этноса является язык общения. Славянский язык распространили люди с определёнными гаплогруппами и субкладами от небольшого племени в районе Среднего Дуная в конце 3 века до н.э., до союзов славянских племён на территории от рек Эльбы до Днепра в 7 веке. Племена, говорившие на славянских языках, оставили материальные следы систематизированные в археологические культуры. Процесс распространения славянских языков сопровождался структурой признаков из ДНК-генеалогии, археологии, лингвистических изменений, исторических сведений и древних преданий.

 

По отдельным фрагментам можно определить историческую структуру характерную именно для славянского этноса. Основанием для предлагаемой реконструкции истории племён славян и русин является  вся структура признаков за период от 2 века до н.э. до 10 века нашей эры.  

 

Литература

1. Козинцев А.Г. Скифы Северного Причерноморья: межгрупповые различия, внешние связи, происхождение. (сайт http://www.archaeology.ru/. Дата обращения к сайту 9 октября 2016г.)

 

2. Рожанский И.Л. Загадки Русской равнины: монголы, финно-угры и викинги. Переформат, 3.02.2015. http://pereformat.ru/ (дата обращения 11.05.2015).

 

3. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М., Издательство «Наука», 1979.

 

4. Геродот. История в девяти томах. Научно-издательский центр "ЛАДОМИР" "АСТ" М., 1999 г.

 

5.  Дрёмин Г.И. Скифо-сарматские" наречия и "скифский" словарь В.И. Абаева. Сайт http://kladina.narod.ru (дата обращения к сайту 4.09.2016г). 

 

6. О родстве культур массагетов, исседонов, савроматов, скифов и саков смотри: Minns. P. 110 f.; Струве. Этюды. С. 60;Руденко. Горноалтайские находки. С. 16 и след.; Смирнов К. Ф. Савроматы. С. 277 и след.; Толстов. Итина. С. 173 и след.; Смирнов А. П. Скифы. С. 88 и след.; Вишневская. Итина. С. 207 и след.; Kothe. Herkunft. S. 22 f.; Дандамаев. Поход Дария. С. 180; Пьянков. Саки. С. 17; Он же, Массагеты. С. 67; Вишневская. Культура. С. 60 и след., 100 и след., 127 и след.

 

7. История Древнего Востока. Кн. 2. М., 2004. С. 568.

 

8. Бехистунская надпись Дария I, столбец V (перевод с древнеперсидского В. И. Абаева). // Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). М., издательство МГУ, 1984. Стр. 41-44.

 

9. Bailey, H.W.. North-Iranian traditions, стр. 292-299.

 

10. Сосанов К. История Казахстана. Справочное пособие. Алматы: «Ол-Жас Баспасы», 2007. 

 

11. Бакина Н. С. Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана Алматы: «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2007. — 70 с.

 

12. Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. Сайт Древние кочевые и некочевые народы. http://admw.ru (дата обращения к сайту 15 декабря 2015г.). 

 

13. Клёсов А.А.  статьи Миграции ариев от 6000 до 3000 лет назад. Сайт Переформат Часть 1, 33.04.2016.   Часть 2, 24.04.2016, Часть 3, 16.05.2015  http://pereformat.ru/ (дата обращения 17.05.2016).  

 

14. Рожанский И.Л. Куда исчезли шумеры? (Послесловие).  Сайт Переформат. http://pereformat.ru/ (дата обращения 17.05.2016). Опубликовано 12.05.2015.

 

15. Клёсов А.А. ДНК-генеалогия от А до Т. М.: Книжный мир, 2016.

 

16. Абаев В.И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской проблемы. — В кн.: Проблемы скифской археологии. М., 1971, с. 13.

 

17. Сверчков Л. М. Тохары. Древние индоевропейцы в ЦентральнойАзии. — Т.: SMI-ASIA, 2012.

 

18.  Eupedia. http://www.eupedia.com. (дата обращения 27.02.2017). 

 

19. Отрощенко В. В. О возможности участия полтавкинских и катакомбных племён в сложении срубной культуры // Советская археология. — 1990. — № 1. — С. 107—112.

 

20. Тереножкiн О.I., Iлынська В.А. Скiфський перiод. — В кн.: Археологiя УРСР, т.11. Киев, 1971.

 

21. Шрамко Б.А. Древности Северского Донца. Харьков  1962. Издательство Харьковского госуниверситета им. А. М   Горького.  Харьков,   Университетская, 16.

 

22. Шрамко Б. А. Походження племен раннього залізного віку на території лісостепового Лівобережжя України.— Питання історії народів СРСР, вип. 14. Харків, 1972. Стр. 156, рис. 1, 1, 

 

23. Страбон. География в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод Г. А. Стратановского.

 

24.  Повесть временных лет. Изд. 2-е, исправленное, дополненное. – Спб.: "Наука", 1991. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. Под редакцией В. П. Адриановой-Перетц.

 

25. Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство: Государство греков и варваров в Причерноморье. — М. : Наука, 1996. 

 

26. Шрамко Б. А. Крепость скифской эпохи у с. Вельск — город Гелон. — В кн.: Скифский мир. Киев, 1975, с. 94-132. Впервые отождествление Вельского городища с Гелоном было сделано В. Щербаковским в 1930 г. План городища публиковался неоднократно (см.: Шрамко Б.А. Восточное укрепление Вельского городища. — В кн.: Скифские древности. Киев, 1973, с. 83).

 

27. Сайт YFull YTree  (дата обращения 20.02.2018).

 

28. Березанська С.С., Iльiнська В.А. Археологiя УРСР, т. 1, с. 373.

 

29. Ильинская В.А. Скифы днепровского лесостепного Левобережья. Киев, 1968г.

 

30. Пиотровский В.В. Ванское царство (Урарту). Издательство Восточной литературы. 1959г.

 

31. Козинцев А.Г. Скифы Северного Причерноморья: межгрупповые различия, внешние связи, происхождение. (сайт http://www.archaeology.ru/. Дата обращения к сайту 9 октября 2016г.).

 

32. Гела // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —СПб., 1890—1907.